Начало белого террора (6 фото)
Фотография юнкеров Александровского военного училища, 1917 год.
Юнкера 1917 года. Многие считают их безусыми мальчиками с горящим взором. Но это не так, в большенстве своём, это были унтера-фронтовики. Жаждущие припасть к "элитке".
Утром в Кремль, начальнику гарнизона прапорщику Берзину позвонил лично командующий войсками Московского военного округа полковник Рябцев и сообщил, что весь город под контролем войск Временного правительства, что войска Военно-революционного комитета ВРК разбежались, и что гарнизону Кремля предлагается капитуляция. Связи с ВРК не было, что происходило в городе — они не знали. Поэтому открыли ворота и сдались.
Безоружных солдат выстроили во дворе Кремля и расстреляли из пулеметов.
Юнкера в Кремле. Возможно те кто принимал участие в расстреле.
Из доклад начальника кремлевского арсенала генерала М. Н. Кайгородова:
"Доношу о событиях, разыгравшихся в Кремле и Арсенале с 26 октября по 3 ноября (по старому стилю) в моем присутствии. В 8 часов утра 28 октября Троицкие ворота были открыты прапорщиком Берзиным, комендантом Кремля, и впущены в Кремль юнкера. Прапорщик Берзин был избит и арестован. Тотчас же юнкера заняли Кремль, поставили у Троицких ворот два пулемета и броневой автомобиль и стали выгонять из казарм склада и 56-го пехотного полка солдат, понуждая прикладами и угрозами. Солдаты в числе пятисот были построены без оружия перед воротами Арсенала. В это время раздалось несколько выстрелов, затем юнкера открыли огонь из пулеметов и орудия от Троицких ворот. Выстроенные и без оружия солдаты склада падали как подкошенные, раздались крики и вопли, все бросились обратно в ворота Арсенала. Но открыта была только узкая калитка, перед которой образовалась гора мертвых тел - раненых, потоптанных и здоровых, минут через пять огонь прекратился, оставшиеся раненые стонали, лежали обезображенные трупы".
Небольшое уточнение: Генерал Кайгородов в своем донесении скрыл один существенный факт, именно он спас солдат от дальнейшего расстрела, потребовав от командира юнкеров "прекратить это безобразие". Тот ответил: "Не ваше дело". Тогда генерал принял решение встать на линию огня юнкеров. Расстрел солдат прекратился. По приказу генерала раненым была оказана помощь. И их эвакуировали в больницу. Оставшихся в живых солдат заперли.
Хотя даже среди тех юнкеров, которые были приведены офицерами в Кремль, не все согласилась на братоубийство. Часть юнкеров не стали стрелять в солдат. Их арестовали и заперли в подвалах Кремля, вместе с солдатами 56-го пехотного запасного полка.
Кремль после сдачи белых.
Это был первый не первый акт террора развязанной генералом Корниловым, в августе 1917 года, гражданской войны. Но первый организованный акт террора после 7 ноября. И сделали это, как вы видите — не большевики.
По правде говоря, несколько юнкеров позже расстреляли. Расстреляли их те самые солдаты 56 полка, которых просто избили и заперли в подвалах без еды и воды: "...отрядом Красной гвардии под командой т. Петрова были освобождены арестованные революционные солдаты 56-го полка во главе с бывшим комендантом арсенала Кремля т. Берзиным. Освобожденные из тюрьмы вышли истерзанными и проголодавшимися. Около 5 дней их держали без продовольствия. Некоторые оказались больными после всего пережитого в плену у белых. Освобожденные солдаты тотчас, схватив брошенные юнкерами винтовки, бросились на полковника, который расстреливал их товарищей в Кремле, а также на юнкеров, державших в руках гранаты, и на месте их расстреляли". Но, что интересно, после того, как большевики сумели остановить самосуд, оставшихся юнкеров отпустили, под честное слово. Арестован был лишь полковник Рябцев. Причем, поймали его уже в городе Шуя и привезли в Москву, в Таганскую тюрьму. Но и его через три недели выпустили.
Большая часть юнкеров нарушила свое честное слово и отправилась на Дон, где уже формировалась Добровольческая армия. Где убийство пленных, террор по отношению к гражданскому населению стали нормой для белых. И ни кто там, не выходил на линию огня, закрывая собой жертв террора. Полковник Рябцев, правый эсер, так же отпущенный под честное слово, уехал в Харьков.
Проживет он еще полтора года. В июне 1919 года его арестуют и убьют при попытке к бегству. Нет, не чекисты. Деникинская контрразведка. Обвиняли его в том, что он сдал Москву большевикам. Странно его убьют. Такое ощущение, что он слишком много знал. Словно кто-то сильно не хотел, чтобы он следствию что-то рассказал. А может быть, просто бывшие юнкера, нанюхавшись кокаина, решили привычно развлечься по дороге в тюрьму и шлепнули полковника просто так.
Вот так человек, развязавший белый террор сам стал его жертвой.