Чай с историей - подстаканники в традициях чаепития (18 фото)
Есть версия, что царю Михаилу Федоровичу в в 1638 году преподнесли в подарок от монгольского хана Алтына четыре пуда сушенной травы. В то время как на этом уровне дарили драгоценные камни и лучшее оружие, трава привела царя в замешательство. Но это был чай, который быстро завоевал огромную популярность как во всем мире, так и в России. Традиции чаепитий - стол, где собиралась вся семья, самовар, фарфоровые кружечки, "сёрбание" горяченького из блюдечка, баранки, пироги, мед, варенье...
Но, за таким столом подстаканник еще был большой редкостью.
Подстаканник (словарь) - подставка, охватывающая стеклянный стакан, имеющая ручку, дабы держать емкость, не обжигая ладонь.
Есть мнение, что в Дореволюционной России женщинам разрешалось пить чай только из фарфора, мужчинам только из стекла. Но как же пить, если он обжигает не только губы, но и руки. Так образовалась потребность в изобретении нового устройства, которое в самом начале своего пути (дата точно не установлена) выглядел довольно неказисто.
Как уже знакомый нам сегодня предмет, подстаканник оформился в конце восемнадцатого века - в это время уже имеются упоминания о подстаканнике, как о самостоятельном предмете, обладающем художественной ценностью.
Можно сказать, что именно в России подстаканник стал не просто «атрибутом», а символом времени и эпохи. Первые подстаканник выпускались в Туле, на оружейном заводе - вид у них был солдатский - крепкий кусок латуни, без всяких цветочков и орнаментов, однако подстаканник вскоре стал предметом интереса ювелиров - огромное поле для деятельности - возможности применения разных стилей, материалов, драгоценных камней, эмалей, техник и пр.
Ювелиры XIX века соревновались друг с другой в искусстве и изящности и постепенно подстаканник стал символом благополучия и аристократичности. С этого момента «пить чай» — это действительно пить только чай.
Таким образом подстаканник акцентирует внимание на статусе хозяина. К тому же, с семнадцатого века в России идет активное развитие стекольного производства и стеклянный стакан становится простой и дешевой посудой, а прилагающийся к нему подстаканник, попроще, становится "завсегдатаем" трактиров и кабаков - при дороговизне фарфоровой посуды это был наиболее дешевый выход.
XIX и начало XX века, до Великой Октябрьской Социалистической Революции (ВОСР), характеризуется самый высокохудожественный период в деле изготовления подстаканников - им занимаются многочисленные ювелирные и авторские мастерские. Художественное литье, применение драгоценных материалов, эксклюзивность, особые техники и художественные течения находят свое отражение в подстаканниках.
С приходом Революции изготовление подстаканников несколько снижает свой накал, но тем не менее они в почете у Советских вождей. В период НЭПа возобновляется изготовления подстаканников с новой символикой новой власти и нового государства. Здесь появляются многочисленные звезды, колосья, тракторы, пашни, сцены из рабочей и крестьянской жизни. В технике, совместно с уже известным литьем входит гравировка и выдавливание рисунка.
Подстаканник несет в себе элемент пропаганды. С 30-х годов ХХ века производство подстаканников выходит на промышленный уровень с помощью высокоточной штамповки. Теперь подстаканник прост, но породист - серебро становится основным материалом для его изготовления.
Конец 40-х – начала 70-х годов - настоящий расцвет подстаканников советского периоды. Появляются подстаканники, изготовленные из сплава «медь – никель – цинка» (МНЦ) с глубоким серебрением; мельхиора, пищевого алюминия и нержавейки. Многочисленные серии - величайшие стройки, архитектура, города, писатели, памятные даты, разного рода рисунки и цветочки характеризуют подстаканники этого периода. Также отмечен рост производства самодельных подстаканников, выпускаемых на оборонных заводах и в "зонах".
Подстаканники производят не только из латуни, а из нержавеющей стали, алюминия и роскошного мельхиора. Появились «не идеологические» сюжеты: герои сказок Пушкина и басен Крылова, городские и морские пейзажи, всесоюзные здравницы и памятники архитектуры.
Отметим, что заводов и предприятий, выпускающих подстаканники в СССР было более 30-ти. Примечательно и то, что, несмотря на такой расцвет производства и популярность у граждан, цена на подстаканники составляет немалую сумму: за изделие из МНЦ, мельхиора, серебра - от 2 до 5 рублей за штуку, из алюминия и нержавейки – от 1 до 2 рублей. Наиболее известные из них предметы Кубачинского художественного комбината.
Времена Хрущева считаются закатом подстаканников, здесь был освоен выпуск подстаканников из пластмассы, его теперь ставили на дальнюю полку и лишь немногие "старожилы" все еще использовали его при чаепитии.
Одни островок, где подстаканник имел широкое применение - железная дорога. Все мы помним, как проводник нес кучу подстаканников, как позвякивала ложечка под звук колес. Примечательно, что железная дорога заказывала свои первые подстаканники еще в 1924 году и назывались они «Свободная дорога».
Таким образом основным и практически единственным заказчиком подстаканников является Министерство Путей Сообщения (МПС), на железных дорогах которого и проще всего встретить некогда такой популярный в народе предмет. даже в современных вагонах все еще можно встретить очень редкие образцы Советских подстаканников.
Сегодняшние подстаканники имеют широкий спектр - от авторских и высокохудожественных работ, до заводских штамповок из простых материалов. Авторские несут в себе заряд эксклюзивности и современных тенденций - золото и драгоценные камни, серебро и резьба, главы государства, памятные знаки и государственная символика, интересные варианты, например, подстаканнике в стиле стимпанк.