Геммы - камеи и инталии - чудо резьбы (17 фото)
Инталии с давних времен служили печатями для высокопоставленных особ. Издавна мастера вырезали в камне различные изображения - скарабеев, людей, животных, однако это были одноцветные изображения, впоследствии сменившиеся цветными, за счет разнообразия материалов для резьбы.
Кубок Птоломея
Камеи родом из Александрии, основанной в 322 году до н. э. Александром Македонским. Именно здесь, были изготовлены великие шедевры глиптики – камея с портретами Птолемея II и Арсинои, знаменитая «чашу Фарнезе», «кубок Птолемея» и многие другие.
Позднее разнообразные по цвету и яркости, минералы стали использовать в изготовлении гемм, которые стали предметами роскоши. Камеи можно найти в перстнях, диадемах, венцах, одежде знати. Ими стали отделывать мебель, музыкальные инструменты, ларцы и прочую дорогую утварь.
Чтобы сделать одну камею, уходили годы непрерывного труда -мастеру надо было заранее предугадать, "увидеть" рисунок через толщину и слои, которые могли располагаться неравномерно и испортить рисунок, минерала.
Античный мир достиг и в этой области творчества высочайших вершин. Большинство работ в глиптике последующих эпох представляет подражания, а то и просто копии античных гемм.
В XVIII веке русская императрица Екатерина II увлеклась коллекционированием гемм, благодаря этому в России появилось множество работ из Рима и других мест. Императрица скупала многие коллекции целиком и по сей день в Эрмитаже хранится примерно 20 000 гемм. Монархиня в шутку называла свое хобби «обжорством», «камейной болезнью», а собрание гемм - «бездной».
Камеи и инталии последний раз возносились на пик моды в эпоху правления английской королевы Виктории, ведь эпоха отличалась строгостью нравов и дамам неприлично было носить слишком яркие украшения. И тут камея выступала как показатель богатства, роскоши и великолепного вкуса хозяйки - ведь его можно было носить без особых дополнений.
Изначально мастера-камнерезы использовали только многоцветный сардоникс (разновидность многослойного агата), но позже стали использовать различные драгоценные и полудрагоценные камни, – аметисты и топазы, аквамарины и гиацинты, изумруды и сапфиры. Варьируя толщину белого слоя агата так, чтобы сквозь него просвечивал темный нижний слой, мастер мог добиться иллюзии светотеневой моделировки.
Камеи также изготовлялись из морских раковин.