Священники и капелланы Второй мирвой (11 фото)
СССР
Отмечу, что до начала Второй мировой войны многие священнослужителей отбывали наказание в тюрьмах и лагерях. Те, кому удалось вернуться к 1941 году, были призваны в армию. Священнослужителей не раз награждали за военные подвиги. Так, медали «Партизану Отечественной войны II степени» был удостоен Георгиевский кавалер Первой мировой войны, священник псковского села Хохловы Горки Порховского района Федор Пузанов. В годы войны он был разведчиком советской партизанской бригады. Ему, как священнику сельского прихода, оккупанты давали относительную свободу передвижения. Пользуясь этим, Федор Пузанов снабжал партизан хлебом и одеждой, сообщал данные о передвижениях немцев. А в январе 1944 года он, рискуя жизнью, предотвратил угон в немецкий плен односельчан.
Священники во время Второй мировой на территории СССР занимались в основном мирной деятельностью: укрывали солдат, вели патриотическую агитацию среди населения, состояли в антифашистких отрядах. Также священнослужители отпевали жертв боевых действий. Расскжу о нескольких из них.
В пинском партизанском соединении служил протоиерей Александр Федорович Романушко, настоятель церкви села Мало-Плотницкое Логишинского района Пинской области. Он отпевал расстрелянных и заживо сожженных солдат там, где церкви были уничтожены или покинуты местными священниками. Кроме того, протоиерей обращался с речами к местным жителям, призывая их давать отпор фашистам.
Настоятель церкви в Старом Селе, ныне Ракитовского района Ровенской области, Николай Иванович Пыжевич укрывал в своем доме советских партизан, тяжелораненых солдат. В сентябре 1943 года дом отца Николая сожгли вместе с ним и его семьей члены отряда карателей. Люди сгорели заживо. А впоследствии за помощь партизанам истребили и всех жителей Старого села. 500 человек загнали в церковь и сожгли.
За содействие партизанам священников в огромных количествах расстреливали. Об этом свидетельствует письмо протоиерея Александра Романушко митрополиту Алексию, написанное осенью 1944 года. Он писал, что число священников в Полесской епархии уменьшилось на 55%.
Множества наград был удостоен настоятель Свято-Успенской церкви Ивановского района Брестской области Василий Данилович Копычко. Он не только оказывал помощь раненым, но и организовал в своем доме место встречи подпольщиков с партизанами. Священник был связующим звеном между мирным населением и солдатами. Крестьянам он рассказывал о положении на фронте, а солдатам передавал собранные в деревнях одежду, обувь и оружие.
За заслуги перед Родиной протоиерей Василий Копычко был награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «Партизану Отечественной войны» I степени, «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»,«За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.
Известен настоятель церкви во имя Покрова Богоматери в селе Хворосно Логишинского района Пинской области Иоанн Лойко. Три его сына были партизанами, а сам он, когда село обступили карательные отряды фашистов, принял решение остаться с ранеными, хотя население выводили из окружения. Иоанн не бросил больных, калек и беспомощных стариков. Впоследствии он и еще 300 прихожан были сожжены заживо во время литургии в сельском храме.
Список расстреляных и замученных можно продолжать бесконечно. Известны имена далеко не всех священнослужителей, которые пали во время войны. Некоторых подвергали жестоким пыткам, или же отправляли в лагеря вместе с семьями просто за то, что те помогали выжить солдатам и мирному населению.
США
В Америке священников на фронте называли военными капелланами. Этот институт был создан президентом США Джорджем Вашингтоном еще в 1775 году. Если до 19 века в числе военных капелланов были только протестанты, то ко Второй мировой службу пополнили священнослужители православного и иудейского вероисповеданий. К концу боевых действий в американской армии насчитывалось более 8 000 капелланов (в том числе свыше 5 600 протестантов, около 2 300 католиков и 243 иудея). Для них даже открывали спецальные школы. Капелланы были призваны обеспечивать поддержание на высоком уровне морально-психологического состояния военнослужащих, воодушевлять их на ратные подвиги и духовную готовность отстаивать интересы страны, не щадя своей жизни. Капелланы были своеобразными боевыми наставниками солдат, но при этом на их долю приходились нелегкие обязанности по захоронению погибших военнослужащих.
В вооруженных силах США принят такой порядок: в армии дожны быть священники тех конфессий, к которым принадлежат военнослужащие. Например, если в годы Второй мировой в армии служило около полумиллиона евреев, что составляло 4.35% численности всех вооружённых сил, в войсках служило более 300 раввинов. Они оканчивали специальные военные колледжи и академии. Капелланы находились вместе с солдатами даже в бою и должны были разделять с ними все тяготы жизни.
Иногда военным священникам приходилось воевать по настоящему и даже брать на себя роли командующих. В июне 1944 года союзные войска высадились в Нормандии. Американские и британские части столкнулись с мощным сопротивлением и несли в каждом бою огромные потери. В этих условиях капелланы на время превращались в боевых офицеров.
Пожалуй, самый известный случай, связанный с военными священниками в США, произошел в феврале 1943 года. Крушение потерпело судно «Дорчестер», направлявшегося из США в Европу. На борту были солдаты-новобранцы — 900 человек, а также четыре капеллана разных конфессий: священник методистской церкви Джордж Фокс, раввин Александр Гуд, католический священник Джон Вашингтон и протестантский священник Кларк Полинг. Корабль атаковала немецкая подлодка. Спасательную операцию на себя взяли капелланы, они раздавали солдатам спасательные жилеты, в том числе отдали и свои. Когда часть новобранцев спаслась с уже тонущего корабля, они увидели поражающую воображение картину: четыре капеллана, взявшись за руки, молились на латыни, на древнееврейском и на английском. К ним прижимались оставшиеся люди, a Dorchester тем временем медленно погружался в воду. Джон Ладд, один из двух сотен спасшихся, позже вспоминал: «Ничего более возвышенного я не видел и не надеялся увидеть в этой жизни». Подвиг капелланов увековечили. В 1951 году в Пенсильвании открыли Часовню Четырёх Капелланов.