Самая опасная работа в Чернобыле (12 фото)
вот всё закончено, работы завершили без лишней помпы и большой шумихи в СМИ. Новый саркофаг называют еще "НБК" (новый безопасный конфайнмент) или просто "Арка". Её строили немного в стороне от старого саркофага, чтобы минимизировать облучение рабочих, а затем надвинули на место постоянной установки с помощью рельс.
Журналисты не слишком любят писать об этом, но во время строительства "Арки" были проведены и очень опасные работы, сопоставимые по вредности для здоровья с работами ликвидаторов 1986 года. Что же это были за работы? Кто их сделал и для чего?
Об этом — рассказ в сегодняшнем посте.
Для начала давай вспомним, что представляет собой ЧАЭС и где находится Четвертый энергоблок. На схеме ниже показано расположение основных блоков станции — энергоблоки (включающие в себя в том числе и сами реакторные залы) идут слева направо, четвертый блок накрыт саркофагом, построенным после аварии 1986 года. Правее идет длинное помещение машзала — который, по сути, является единым для всех четырех энергоблоков. Между Третьим и Четвертым энергоблоком также есть помещения, которые принадлежат одновременно и Третьему, и Четвертому блокам.
Когда в 1986 году ликвидаторы строили первый саркофаг, то кое-где эти помещения закрыли внутренними стенами, а где-то пострадавший Четвертый энергоблок отделяют от остальных помещений станции только внутренние стены самой АЭС — фактически, не существовало никакой надежной внутренней защиты между разрушенным радиоактивным реакторным залом Четвертого блока и остальными помещениями станции.
Когда началось проектирование "Арки", было принято решение отделить Четвертый энергоблок от остальных помещений ЧАЭС так называемым "отсекающим контуром". Посмотрите еще раз на схему выше — вот примерно там, где заканчивается саркофаг, в его левой части решено было сделать специальную стену, которая "отрежет" пострадавший Четвертый блок от остальных помещений станции и станет одной из торцевых стен "Арки".
На фото — рабочие Чернобыля во время изучения внутренних помещений саркофага, которые предстоит отрезать отсекающим контуром (или, сокращенно, "ОК".
Работы по созданию ОК проводились в машзале, на деаэраторной этажерке и на так называемых "минусовых отметках" — различных подземных помещениях ЧАЭС. Сначала рабочие сбивали старый бетон, демонтировали всё ненужное в машзале, на этажерке. По сути, из этих помещений убрали весь старый хлам, валявшийся здесь с апреля 1986 года.
Фото внутренних помещений Четвертого энергоблока в процессе этих работ:
А затем началась заливка нового бетона и монтаж монолитных торцевых стен в машзале. Фотографий с этих работ в сети очень мало, и все они сделаны на телефоны самими рабочими — журналистов в эти места не пускают, здесь очень высокие уровни радиации.
Новая монолитная стена. По сути — это часть нового НБК, "Арки", которая проходит через внутренние помещения ЧАЭС.
Машинный зал в процессе работ по возведению ОК
"Минусовые отметки" — подземные помещения под реакторным и машинным залом. Здесь до сих пор крайне высокие уровни радиации.
Процесс монтажа ОК вплотную у крыши старого саркофага.
Опасны ли работы в этих местах сейчас? Да. Чрезвычайзно. В некоторых местах на строительстве ОК люди получали дозу 5 бэр всего за одну смену. Такую дозу можно получить, находясь 1 час в радиоактивном поле 5 р/час (5.000.000 мкр/час при норме в 15-20). Это очень много. После набора такой дозы человека сразу "списывают" из Зоны.
Кто делал всю эту работу? На эти работы набирали, в основном, людей из деревень, добровольцев. Людей привлекали относительно высокие зарплаты и, возможно, сама возможность поучаствовать в полезном для мира проекте.
На фото ниже сцинтилляторный дозиметр показывает фон в 100 миллирентген в час — дозу в 5 бэр в таком фоне можно набрать за 50 часов.
Через эти опасные работы во время строительства "Арки" прошло около 2000 человек. Не знаю, получат ли сейчас эти люди статус участника ликвидации последствий аварии в Чернобыле...