Отдельная мотострелковая бригада особого назначения (2 фото)
В своих воспоминаниях он пишет: «Нам требовалось огромное количество людей — тысячи и тысячи. Никакие штаты НКГБ не выдержали бы этого. Так возникла идея о создании особой воинской части, которая должна была бы заниматься исключительно разведывательно-диверсионной работой».
Костяк командного состава составили преподаватели и слушатели Высшей школы погранвойск и Высшей школы НКВД СССР. Местом формирования части стал Центральный стадион «Динамо» в Москве. Зачислялись только добровольцы. В их составе было свыше 800 спортсменов — весь цвет советского спорта.5 июля 1941 года для выполнения особых заданий Наркоматов внутренних дел и обороны СССР «по уничтожению немецко-фашистских захватчиков и их приспешников во вражеском тылу» приказом НКВД СССР № 00882 была создана Особая группа при наркоме внутренних дел Лаврентии Павловиче Берия, которую возглавил старший майор госбезопасности Павел Анатольевич Судоплатов. В своих воспоминаниях он пишет: «Нам требовалось огромное количество людей — тысячи и тысячи. Никакие штаты НКГБ не выдержали бы этого. Так возникла идея о создании особой воинской части, которая должна была бы заниматься исключительно разведывательно-диверсионной работой».
Костяк командного состава составили преподаватели и слушатели Высшей школы погранвойск и Высшей школы НКВД СССР. Местом формирования части стал Центральный стадион «Динамо» в Москве. Зачислялись только добровольцы. В их составе было свыше 800 спортсменов — весь цвет советского спорта.
Прошедшие специальную подготовку бойцы и командиры в рамках поставленных им диверсионно-боевых и разведывательных задач в тылу противника действовали в составе подразделений мелкими группами и индивидуально. 3 октября 1941 года сформированные Особой группой части были сведены в Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения (ОМСБОН) в составе двух полков, а на базе Особой группы был образован 2-й Отдел, преобразованный затем в 4-е Управление НКВД СССР, начальником которого был также Павел Судоплатов.
С февраля 1942 года и до конца войны в тыл противника были направлены 108 спецотрядов и групп обшей численностью 2537 человек и более 50 одиночных исполнителей. Кроме того, ОМСБОН был призван стать ядром разворачивающегося партизанского движения, оказывать ему всестороннюю помощь, создавать подполье в городах.
К числу основных задач относились: сбор разведывательных данных и информации военного, экономического и социально-политического характера; разрушение стратегических железнодорожных и шоссейных магистралей и других коммуникаций в прифронтовой зоне и в глубоком тылу противника, выведение из строя важных транспортных узлов; срыв железнодорожных и автоперевозок живой силы и техники противника на фронт; разрушение мостов, станционных сооружений; всяческое препятствие вывозу в Германию советских граждан, техники и награбленной немцами национальной собственности советского народа и имущества граждан; разгром военных, жандармских и полицейских гарнизонов;
вывод из строя промышленных предприятий, электростанций, средств связи.
Первым подразделением из состава ОМСБОН стал отряд «Митя» (разведывательно-диверсионная резидентура № 4/70 войск Особой группы при НКВД СССР) под командованием Дмитрия Николаевича Медведева, заброшенный в тыл немецких войск в начале сентября 1941 года. Отряд, состоящий из 30 бойцов (адъютантом Медведева был абсолютный чемпион СССР по боксу Николай Королёв), действовал до января 1942 года на территории Смоленской, Брянской и Могилевской областей. Отряд провёл свыше 50 крупных операций: было взорвано три железнодорожных и семь шоссейных мостов, уничтожено девять самолетов врага, в 13 местах сильно разрушено железнодорожное полотно, пущено под откос три военных эшелона противника. Бойцы отряда разгромили несколько гарнизонов и полицейских постов, уничтожили шесть пунктов телеграфной связи, вывели из строя шесть заводов, выполнявших военные заказы, уничтожили двух генералов, 17 офицеров, более 400 немецких солдат. Справедливое возмездие постигло 45 предателей Родины.
«Вспоминаю наш налет на город Хотимск в Могилевской области, – рассказывает Николай Королёв. – Подошли к нему вечером. Город тих, словно мёртв, весь взрыт противотанковыми рвами и окопами. Ветер стучит сорванным с крыш железом. Странно было идти по улицам. Отвыкли… В городе захватили немецкую комендатуру, взяли много важных документов. Перерезали провода связи, повалили столбы, подожгли большой деревянный мост. Всюду расклеили листовки… На следующий день немцы выслали в Хотимск большой карательный отряд. Но напрасно – мы уже были в лесу. А сунуться в опасную зону, какой объявили наш лес, каратели не рискнули. Во время такой же операции в Жиздре, ликвидировав комендатуру, захватили 500 тыс. советских рублей и взяли в плен Николая Корзухина – сына бывшего обер-прокурора Синода в буржуазном Временном правительстве России князя Владимира Львова, перешедшего на сторону немцев. Отправили его самолетом в Москву. А вот начальнику русской полиции райцентра Людиново по фамилии Латышев, принимавшему личное участие в расстреле попавших в окружение наших солдат и подпольщиков, приговор вынесли прямо на месте…».
В ходе одной из операций в районе Клетни Брянской области отряд «Митя» попал в окружение. «Мы с командиром засели за какой-то поваленный ствол, – рассказывает Николай Королёв. – Он руководит отходом: “Пройдете лесосеку, организуйте оборону!” Ждём, пока наши доберутся до опушки. Скоро ли? Эсэсовцы весь огонь сосредоточили на нас. Минные осколки, пули впиваются в ствол, за которым мы залегли. Наши тем временем все уже у цели, и тут немцы пошли на нас. Кричу: “Перебегайте, товарищ командир!”. Он побежал, я прикрываю его огнем. Потом сам быстро к нему перебежал. Огонь сплошной. Сам удивился, когда добежал: неужели ещё жив? До леса от нас метров 30-40. Вижу: командир лежит, ртом жадно снег хватает. Достает гранаты, выкладывает их. Говорю: “Вставайте, бежим в лес!” Качает головой: “Нет, Коля, не могу…Ты беги. Я останусь здесь”. “Еще что!” – думаю. Вспомнилось в тот момент, как мой тренер, “старик” Харлампиев, говорил нам, что запас энергии в человеке неистощим. Если себя заставить, как следует – силы найдутся. Как закричу: “Бегите!” Командир удивленно посмотрел, но гляжу, собирает гранаты встает. Я снова открыл огонь по немцам. Слышу: сзади кто-то поддерживает. Немцы залегли. Оглядываюсь – командир уже вошел в лес. Я вскочил, бегу к деревьям. Подбегаю: командир не может двигаться дальше. Дышит со свистом. И силы иссякли, и ранен в голову. Шальная пуля зацепила… Взвалил я его на спину – и пошел тихонечко. Не зря, думаю, занимался спортом, самое время теперь показать на что способен. Да и снег, хорошо, был неглубоким».
Прошли ещё километр, и вдруг: «Hände hoch!» Опустив командира на снег, Королёв поднял руки и пошел в сторону немцев... Два эсэсовца держали на прицеле лежащего на снегу Медведева и самого Королёва, третий снял с него автомат. Подвели к блиндажу. Офицер спустился вниз, видимо, к рации. В этот момент Королёв резко развернулся – и нанёс двум оставшимся рядом с ним немцам два коротких и страшных по силе удара – те рухнули, как подкошенные. А через мгновение в блиндаж полетела граната, похоронившая всех, кто там был. Всё произошло в считанные секунды – Николай Королёв подхватил командира на плечи и через несколько часов вынес его к своим. В итоге, воспользовавшись замешательством врага, отряд «Митя» вырвался из окружения, а в конце января 1942 года пересёк линию фронта и вернулся в Москву, где Николай Фёдорович Королёв, спасший командира, получил из рук председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Ивановича Калинина орден Красного Знамени.
Несмотря на две контузии, полученные в брянских лесах, в 1944 году Николай Королёв снова вышел на ринг и в трудном поединке с Евгением Огуренковым вернул себе звание абсолютного чемпиона СССР, а в 1945 году повторил это достижение. К 1953 году Николай Королёв был уже девятикратным чемпионом СССР в тяжёлом весе и четырёхкратным абсолютным чемпионом СССР. Всего за свою карьеру он одержал более 200 побед, из них более 50 закончил нокаутом, а 39 – за явным преимуществом.
Итоги боевых действий ОМСБОНа на фронтах поражают всякое воображение — ни одно соединение Красной Армии не имело таких успехов. Только за 1941-1943 годы омсбоновцы подготовили к разрушению 128,5 км железнодорожных путей, шоссейных дорог и автомагистралей, вырыли на них 11564 фугасные воронки, изготовили и перезарядили 8998 мин, заложили 2057 фугасов, взорвали полотно шоссейных дорог и автомагистралей протяженностью 71,5 км, заложили 49252 минных поля, взорвали 350 мостов, установили 94 километра минных завалов, вывели из строя более 36 промышленных предприятий, подготовили 2469 подрывников из числа рабочих и служащих местных предприятий и т.д.
Всего под откос было пущено 1415 вражеских эшелонов и разгромлено более 120 гарнизонов противника. Свыше тысячи раз омсбоновцы вступали в открытые схватки с карателями и элитными частями вермахта и СС, уничтожив около 137 тыс. фашистов. 25 омсбоновцев стали Героями Советского Союза.