Механик из высшего общества. Самая яркая роль Виктора Ильченко (3 фото + 5 видео)
К сожалению, всенародно любимый эстрадный артист Виктор Ильченко ушёл из жизни ещё в 55 лет, но к этому времени уже успел сыграть в десятках спектаклей и сотнях миниатюр. Многие называли его коренным одесситом, другие - великим русским интеллигентом, а третьи - ходячей энциклопедией.
«Парнас-2»
Как это часто бывает, семья заслуженного и любимого артиста РСФСР не имела никакого отношения к искусству. Отец Виктора Ильченко был лётчиком и мечтал, что сын пойдет по его стопам. Однако небо юношу не привлекало, его больше тянуло в море. Поэтому сразу после школы он уехал из родного Борисоглебска в Одессу, где поступил в институт инженеров морского флота. Там же состоялась его судьбоносная встреча со студентом третьего курса того же института Михаилом Жванецким.
Ильченко и Жванецкий сошлись сразу, они создали студенческую театральную группу самодеятельности и юмористических миниатюр «Парнас-2». Жванецкий позже делился воспоминаниями о своём друге и партнёре: «С Виктором мы познакомились в 1953 году, когда он поступил в институт. И как только умер Сталин, здесь началось веселье. Девочки с лингвина лезли через забор, чтобы посмотреть наши концерты. Мы взяли иллюминацию с корабля и осветили наш сад. Тогда мне сказали, что им нужен юмор. Вот тогда мне сказали, что на первом курсе есть артистичный студент. Это был Виктор Ильченко. Сталина не стало. Им понадобился юмор. Раздавались шутки, пошел смех, вся страна стала оживать. Я закончил с отличием институт и мог выбрать себе место работы в Одесском порту. А через два года настоял, чтобы туда же взяли Ильченко. Мы отремонтировали старую английскую пожарную машину и с колокольным звоном мчались на австрийский пляж. Потом с колокольным звоном обратно».
Писатель-сатирик Михаил Жванецкий и артист эстрады Виктор Ильченко. 1988 год. Фото: РИА Новости/ Игорь Михалев
Несмотря на то, что выступления «Парнаса-2» пользовались большим успехом, Ильченко даже не думал оставаться артистом, он всё ещё мечтал связать свою судьбу с флотом. И, окончив институт с красным дипломом, устроился на работу в Одесское пароходное управление, где быстро поднимался по служебной лестнице.
«Артист по случайности»
Своё творческое хобби механик по автопогрузчикам не оставлял: в свободное от работы время он занимался любительским театром, где сам же выступал в качестве режиссёра. Но после того, как один из его спектаклей провалился, режиссёр-любитель охладел к искусству и даже собирался навсегда распрощаться со сценой, однако судьба распорядилась иначе… Как раз в это время в Одессу с гастролями приехал Ленинградский театр миниатюр, получивший всесоюзную известность как театр Аркадия Райкина - Ильченко предложили показаться знаменитому режиссёру.
На тот момент у артиста-любителя уже была престижная работа, жена и маленький сын, поэтому долгое время он не решался изменить свою жизнь. Однако всё же удалось уговорить работягу рискнуть, и тот сразу был зачислен в штат театра. Карцев позже вспоминал: «Он не собирался быть артистом. Это судьба, случайность какая-то. К Райкину он пришел, нисколько не волнуясь. Что-то ему показал. Райкин спросил: «Если мы вдруг тебя пригласим?» — «Ну ладно, давайте попробуем…».
Через год после Ильченко в театр к Райкину поступил Жванецкий. Так сложилась знаменитая творческая тройка: Карцев и Ильченко выступали с программами, которые Жванецкий писал специально для них. А спустя несколько лет небольшой коллектив артистов решил начать самостоятельную деятельность и ушёл из театра. Ходили слухи о том, что Райкин больше всего переживал о потере Ильченко…
Мир эстрады
В 1970 году механик по автопогрузчикам, наконец, получил актёрское образование (он заочно окончил ГИТИС). Однако и без этого его профессионализм давно был признан: в тот же год знаменитая тройка уже стала лауреатами четвертого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Они основали свой Одесский театр миниатюр, а позже Московский театр миниатюр. Но где бы ни выступали эти артисты, всегда собирались полные залы.
Известные советские артисты эстрады Виктор Ильченко и Роман Карцев выступают на сцене. 1987 год. Фото: РИА Новости/ Игорь Михалев
Карцев вспоминал: «Наши с Витей фамилии слились в одну, наши мысли сходились, наши взгляды не расходились. И хотя мы были совершенно разными людьми – по темпераменту, по уровню образования, по отношению к некоторым сторонам жизни, к женщинам, к выпивке и даже по отношению к общим друзьям, – но нас объединяло главное: любовь к театру, к нашему жанру. И ещё – уважение друг к другу. Особенно со стороны Вити. Я регулярно скандалил с режиссёрами, я каждый день предлагал новые варианты роли, ставил в тупик постановщиков спектаклей и партнёров, я неимоверно много и часто, очень часто импровизировал не туда. И Витя всё это терпел!..». Действительно, за эти же качества многие друзья называли Ильченко «великий русский интеллигент», он был воспитанным, дружелюбным, общительным человеком, который, помимо артистического дарования, обладал энциклопедическими знаниями. Но как говорится, судьба забирает лучших…
Напряжённая работа и гастрольные разъезды быстро подтачивали здоровье. 22 января 1992 года, через несколько дней после того, как Ильченко отметил 55-летие, его не стало. Знаменитый артист скончался от рака желудка.
Сразу после смерти Ильченко Карцев писал: «Я лечу в самолете один. А лететь мне 16 часов. Я не спал предыдущую ночь. Я вспоминал нашу жизнь с моим другом Витей Ильченко. Он ушел от нас в 55 лет! От всех — от Миши Жванецкого, от меня, от семьи, театра, друзей, суеты. 30 лет мы были вместе почти каждый день… мы сыграли с ним 10 спектаклей и 500 миниатюр Жванецкого. 30 лет мы выходили на сцену вместе, а сейчас я лечу в самолете один, выхожу на сцену один… сижу в гримуборной один и мне очень скучно без Вити…и мне очень трудно без Вити, но я выхожу, чтобы продлить жизнь нашему жанру, которому мы отдали 30 лет!». А Жванецкий искренне сожалел: «Жить бы ему да жить, будучи крупным начальником в морском пароходстве. Так нет – мы вытащили его из той чистоты, погрузили в мир эстрады, я жалею об этом до сих пор. Потому что, находясь на этой вершине, которая ниже многих вершин, – ты теряешь здоровье».