Рукоделие (6 фото)
Выше мы рассматривали платье, рукава которого кроется отдельно. Здесь разберём платье, рукава которого являются продолжением лифа. Часто у цельнокроеного лифа под рукавом делают подрезы или вставляют под нижнюю часть рукава ласт овину для большего удобства движения рукой. Но мы рассмотрим наиболее простой случай, когда шов рукава является прямым продолжением бокового шва лифа.
Юбка
— так называемое «полусолнце», т. е. клёщевого фасона с одним швом на левом боку. Фалды располагаются по всему кругу равномерно.
Вытачки: на плечах — по две, у талии впереди — две и на спинке — четыре. Пояс у талии какой угодно ширины, по желанию. Воротник — только на полке, с двумя закруглениями; на спинку воротник не заходит.
Снимаем мерки:
Окружность шеи.........................................................18
Окружность груди.......................................................48
Окружность талии.......................................................38
Окружность бёдер........................................................52
Ширина груди..............................................................19
Ширина спинки...........................................................18
Длина рукава...............................................................28
Длина блузки...............................................................45
Длина платья..............................................................116
Перенесём чертёж выкроек на сетку. Для полки осевая линия — СС. Середина горловины начинается на 2 см ниже точки С2, идёт вогнутой дугой в точку Р1. Здесь начинается плечо: проведём сначала пунктирную прямую до точки, находящейся на 2 см ниже ИЗ, а рядом с этой прямой проведём выпуклую дугу для окружения плеча; самая высокая точка её будет находиться на линии НН на 2 см выше пунктирной линии. В этом пункте плечо незаметно переходит в рукав. От ИЗ ведём прямую в точку К7. Отсюда начинается боковой шов; он идёт сначала плавно вогнутой дугой вправо вниз, проходит на 1 см правее Л8, а кончается на 2 см правее и ниже Л9. Далее должен быть определён низ переда. Выпуклая дуга идёт до точки на 2 см ниже П10, а отсюда — прямая в точку на 2 см ниже С10. Теперь соединим эту точку вертикальной прямой с горловиной, и контур полки закончен.
Наметим три вытачки: две на плече глубиной по 2—3 см и одну у талии глубиной до 5 см. Прямая линия Р1—С4 — это линия пришивания воротника.
Осевая линия спинки — АА. Её вершина на 2 см ниже точки А1, основание — в А10. Горловина идёт плавно вогнутой дугой до точки на 2 см правее Б1. Отсюда проводим вспомогательную (пунктирную) прямую до точки на 1 см правее и ниже З3. Выпуклая дуга плеча, переходящего в рукав, проведённая между этими двумя пунктами, при пересечении ДД находится на 2 см выше пунктирной линии. Далее из крайней точки рукава проводим вспомогательную пунктирную прямую в точку на 2 см правее и ниже точки Ж7. Плавно изогнутая дуга, соединяющая эти два пункта, отходит от пунктирной линии на горизонтали 6—6 на 1 см.
От полученной нижней точки рукава намечаем линию бокового шва блузки, до Е10. Вверху она идёт прямо влево, потом круто поворачивает вниз и вертикально падает в Е10. От А10 до Е10 — прямая, завершающая контур спинки. На ней намечается одна вытачка глубиной 2—3 см.
На том же рисунке изображены выкройки пояса и воротника. Из них видно, что полный размер пояса получится: длина — 100 см, ширина — 5 см; воротничок имеет форму фестонов, он служит для украшения полки, а на спинке воротника нет.
Основная особенность юбки этого платья — та же, что и у лифа: она цельнокроенная. Получается она из одного отреза, сложенного вдвое. Построим выкройку. Отмечаем точку на 1 см левее Е1 и ведём горизонтальную прямую до Ф1. Это левый бок юбки и линия шва. Далее, при помощи циркуля легко получаем все остальные линии юбки: ножку ставим в точку А1, а карандаш — в точку на 1 см левее Е1 и проводим четверть окружности до точки на 1 см выше А6. Это линия пояса. Точно так же, оставляя ножку циркуля в A1, проводим большую дугу от Ф1 до А20. Это низ юбки.
Не следует смущаться отсутствием такого большого циркуля. Его всегда можно сделать из бечёвки, привязав к одному концу карандаш, а к другому — гвоздь. Линия А6—А20 представляет собой правый бок, где делается сгиб материи по поперечной нитке.
Раскрой
Выкройки лифа, как обычно, кладём на ткань таким порядком, чтобы долевая нитка совпадала с длиной лифа, а спинка и полка своей серединой приходились на сгиб ткани. Припуск на швы обычный.
Для раскроя юбки складываем ткань вдвое, лицевой стороной внутрь. Выкройку кладём на ткань так, как показано на рисунке, т. е. чтобы направления долевой и поперечной нитей совпали соответственно с левым и правым боком.
В юбке на швы припускаем всюду 1—2 см. В случае, если ширина ткани меньше требуемой длины юбки, то внизу правого бока по горизонтальной линии добавляем клин, на котором и отмериваем недостающую часть закругления.
Длину пояса желательно кроить по долевой нитке. Воротник можно скроить из той же ткани, причём отделать его кантом, так же, как и края рукавов и низ юбку; можно сделать белый воротничок из другого материала (в том случае, когда платье тёмного цвета и нет канта).
Когда все клинья раскроены, то начинаем готовить к примерке. Прокладываем силки на плечах и у талии лифа (на вытачках). Смётываем вытачки. Затем смётываем плечи, чуть припосаживая плечо спинки. Бока полки и спинки смётываем; они должны совпасть по длине. У талии лиф собираем на нитку, чтобы сделать сборки.
Смётываем юбку от талии до низа. Присоединяем юбку к лифу, учитывая, что шов её должен быть слева, а сборки лифа должны сгруппироваться впереди между вытачкой и боковым швом.
Примерку делаем по правой стороне. Смотрим, правильно ли размещены вытачки, т. е. на месте ли они (на плечах — не близко ли к шее; у талии — удачно ли оформляют грудь), какова их глубина и длина, хороша ли длина лифа, его ширина.
Особенностью лифа у этого платья является отсутствие подплечников.
Лишь в исключительных случаях (например, чтобы скрыть органический недостаток) для выравнивания плеч их применяют.
Особенность юбки заключается в том, что она косая. Поэтому при примерке следует с особой тщательностью проследить расположение фалд, так как они могут падать неравномерно, с перевесом в одну сторону. Надо подбирать, подтягивать у талии или опускать то или иное место. Низ юбки этого фасона может провиснуть; необходимо выравнять её с особым вниманием. Можно при помощи линейки проверить высоту края юбки от пола и пометить мелом истинную длину. Не следует забывать, что перёд должен быть всегда несколько длиннее.
Шить будем после второй примерки, если не потребуется больших перемёток. Если ткань шёлковая, то процесс шитья должен сопровождаться утюжкой.
Если ткань светлая, без рисунка, хорошо оживить края рукавов, воротника и юбки отделкой. Лучше всего провести узкий кант того же цвета, но более густого тона. Пояс должен быть узкий и длинный, чтобы можно было завязать бантом.
PS
Книга моей бабушки! (Рисунки цветные позаимствовал из интернета)