Сокровища алмазного фонда (19 фото)
Большая императорская корона
Совершенством исполнения и роскошью поражает большая императорская корона, выполненная в 1762 году для коронации императрицы Екатерины II талантливым придворными ювелирами Георгом Экартом и Иеремией Позье. В короне 4 936 бриллиантов общим весом в 2 858 каратов и 75 жемчужин. Венчает самую дорогую корону в мире красная шпинель, равной которой нет в мире. Приобретённый в 1676 году у китайского императора Канси, этот камень долгое время ошибочно считался рубином. Талантливые мастера сумели создать «гимн бриллианту в бриллиантовый век». Не случайно поэтому русская корона занимает исключительное положение среди европейских регалий. Традиционная по форме, из двух ажурных серебряных полушарий, разделённых гирляндой и скреплённых невысоким венцом, сплошь украшенная бриллиантами и жемчугом, корона создаёт впечатление торжественного величия, удивляя в то же время лёгкостью и изяществом. Грациозны и вместе с тем необычайно спокойны лавровые ветви – символ власти и славы, как бы охватывающие бриллиантовую ромбовидную сетку полушарий и скреплённые бриллиантом в центре.
В фильме «Неуловимые мстители: корона Российской Империи» действие разворачивается именно вокруг этой регалии. В реальности бриллиантам короны тоже пришлось попутешествовать. Около 30 лет камни провели в Ирландии, куда попали сразу после русской революции в качестве залога за финансовую поддержку от дружественных ирландских республиканцев.
Скипетр с алмазом "Орлов"
Золото, алмаз «Орлов», бриллианты, серебро, эмаль. Длина скипетра — 59,5 сантиметров.
Гладко отшлифованная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками, ручка прочеканена каннелюрами (вертикальными желобками), усиливающими игру светотени.
Скипетр завершает литой золотой двуглавый орёл — герб Российской империи, украшенный чёрной эмалью и бриллиантами.
Но главным украшением скипетра является, конечно же, роскошный алмаз «Орлов», украсивший скипетр в 1774 году.
По легенде, «Орлов» – один из алмазов, на пару с «Кох-и-Нуром», которые служили глазами статуе Брамы. Статуя стояла в храме на юге Индии. Самоцвет украл из индуистского храма французский солдат, который сумел втереться в доверие к жрецу храма. А в один из вечеров, из-за разбушевавшейся бури, в храме кроме чужака никого не осталось. Воспользовавшись возможностью, француз вынул из глаза статуи алмаз. В храме было много драгоценностей и кроме вынутого камня, но выдержки и спокойствия вору не хватило. Взяв только бриллиант, он пустился в бегство, опасаясь, что служители храма вернутся.
Правдива ли эта легенда, неизвестно. Позже камень был приобретён в Амстердаме у персидского торговца за 400 тысяч флоринов придворным ювелиром Иваном Лазаревым. Затем был выкуплен у Лазарева графом Г. Г. Орловым и в 1773 году преподнесён им Екатерине II в день именин вместо букета цветов в тщетной надежде вернуть её утраченную милость. Весть об этом подарке облетела всю Европу, так как ни у одного из европейских монархов не было бриллианта такого размера.
По менее романтичной версии, фаворит алмаз не покупал, денег за него не платил и очень недолго держал его в своих руках. Камень через посредничество А. Г. Орлова купила сама Екатерина II, заплатив за него из государственной казны. Но чтобы отвести от себя обвинения в мотовстве и неразумных тратах, она придумала целый спектакль, а камень получил имя Орлова
Держава императорская
При подготовке к коронации Екатерины II только за две недели до знаменательного события вспомнили о державе, и тут выяснилось, что драгоценные камни с державы императрицы Елизаветы Петровны давно сняты, а золото – "пущено в дело". В необычайно короткий срок придворным ювелиром Г.-Ф. Экартом была выполнена новая держава. В виде небольшого шара с безукоризненно отполированной золотой поверхностью, на невысоком профилированном основании держава производила впечатление роскошного изделия благодаря усыпанным бриллиантами пояску и полуобручу с крестом наверху. Эти бриллиантовые гирлянды взяты прямо с платья Екатерины.
Во времена правления императора Павла I держава была украшена двумя камнями, изменившими её общий вид. Между ажурным бриллиантовым крестом и полуобручем был помещён в окружении бриллиантов огромный сапфир весом 200 каратов, а на месте соединения полуобруча с пояском – крупный алмаз весом 46,92 карата, совершенно чистый камень с синеватым отливом.
Малая императорская корона
В короне 1393 бриллианта, общим весом 586,92 карата, а также 2167 бриллиантов огранки роза, серебра 256,96 г, золота 2,26 г.
В Российской империи существовало несколько подобных корон, но сохранилась только одна. Императрицы надевали при некоторых церемониях так называемые малые или выходные короны; они составляли частную собственность императриц и после их смерти уничтожались, а камни раздавались согласно завещанию. Все коронации после Екатерины II включали церемонию возложения Малой императорской короны императором на главу коленопреклоненной супруги — стоя её приняла только Елизавета Алексеевна.
По общепринятой версии, зафиксированной в каталогах музея 1960-70-х годов, хранящаяся в Алмазном фонде Малая императорская корона была изготовлена в 1801 году по образцу Большой императорской короны братьями ювелирами Я. и Ж. Дювалями для императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I и была возложена на голову Елизаветы Алексеевны во время её совместной коронации с Александром I.
Корона Анны Иоанновны
Императрица Анна Иоанновна взошла на престол в феврале 1730 года. Уже 12 марта 1730 года собрание коронационной комиссии приняло решение о создании двух новых корон для государыни: Большой императорской (для коронации), и Малой (для иных церемоний).
Большая императорская корона была выполнена по образцу императорской регалии Екатерины I. Она состоит из обруча с аркой - символа высшей светской власти - и двух полусфер, которые намекали на форму митры духовного пастыря.
В этой работе участвовали алмазных дел мастер Иван Шмит, золотых дел мастера Самсон Ларионов, Никита Милюков и Калина Афанасьев, серебряных дел мастер Петр Семенов, золотарь Лука Федоров и переплетчики Иван Матфеев и Вадим Алексеев - настоящая команда русских умельцев.
При изготовлении короны использовались такие техники, как литье, чеканка, резьба и золочение. Сегодня корона, высота которой 31,3 сантиметра, является ценнейшим экспонатом Алмазного фонда
Корону покрывает серебряная золоченая сетка, в ее узлах крепятся алмазы. В ячейках расположены цветы из серебра с алмазом посередине.
Главная ценность: помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов.
.
Алмаз "Шах"
В конце января 1829 года во время вспыхнувших в Тегеране беспорядков был убит русский посол А. С. Грибоедов, автор знаменитой комедии «Горе от ума». Убийство дипломата великой державы грозило серьезными осложнениями, и в
Петербург была направлена особая делегация, которую возглавлял сын Аббаса-мирзы — принц Хозрев-Мирза. Чтобы искупить вину персидского народа, он предложил России принять самую драгоценную вещь персидской короны — алмаз «Шах».
Камень не огранен, грани всего лишь отполированы: на нем сохранилась часть природных граней октаэдра. Алмаз «Шах» имеет удлиненную форму, а кольцеобразная борозда свидетельствует о том, что его носили как талисман. На трех хорошо отполированных плоскостях алмаза выгранены надписи: имена троих правителей Персии.
Диадема "Русская красавица"
Изготовили «Русскую красавицу» в 1841 году по приказу императора
Николая I, который желал порадовать роскошным подарком жену. К сожалению, оригинал был утерян, и о его величии, блеске и ослепительной красоте можно только догадываться. В 1987 году несколько ювелиров и художников изготовили копию диадемы на основе описаний, сделанных современниками Николая I, а также по сохранившимся изображениям. Изготовленная копия передает в точности облик тиары с ее символичным названием. В этом можно убедиться, увидев портреты супруги императора, где Александра Федоровна запечатлена в драгоценном уборе.
На изготовление копии диадемы «Русская красавица» ушло одних только бриллиантов около одной тысячи штук, 25 жемчужин, а также платина. Форма тиары действительно схожа со старинным кокошником, но она настолько изысканная и хрупкая, что трудно представить, как можно взять это ювелирное изделие в руки. И, кажется, достаточно легкого дуновения ветерка, чтобы вызвать колебания каплевидных жемчужин. Кстати, создатели тиары (В.Николаев, Г. Алексахин и В. Ситников) старались закрепить их так, как было исполнено в оригинале, чтобы они были подвижны. Вес тиары около 400 грамм
Большая пряжка-аграф
Пряжка Императрицы Елизаветы Петровны
Серебро, бриллианты
Длина 25 см, ширина 8-11 см
Около 1750 года. Мастер И. Позье
Аграф выполнен в форме банта, длиной 25 сантиметров и шириной 11 сантиметров, и состоит из трех ветвей, усыпанных индийскими и бразильскими бриллиантами. Ветви искусно переплетены, поэтому, невзирая на массивность, они кажутся легкими и воздушными. Важную роль в создании настроения играют и мелкие цветки, разбросанные на хрупких стеблях между ветвями. В аграфе сочетаются бриллианты различной, но очень искусной огранки.
Для создания пряжки использовались традиционные драгоценные металлы - золото и серебро. На все изделие понадобилось 20 граммов золота и 319,34 грамма серебра. А бриллиантов, выбранных в качестве украшения, понадобилось 805 штук. Общий вес камней составил 475,44 карата.
Эгрет фонтан
Бриллианты, сапфиры, золото, серебро 7,5 х 7,5 см.
Эгретами украшали прически и шляпы. Подобные изделия были популярны на протяжении всего XVIII века.
Эгрет в виде фонтана с сапфирами необычен по своему художественному замыслу. Бриллиантовый сноп расплёскивается струями, заканчивающимися подвижно закреплёнными крупными каплями сапфировых бриолетов и панделоков. При малейшем движении эгрета сапфиры разных оттенков загораются внутренним тёмно-синим огнём, отбрасывая голубоватые тени на сверкающие бриллианты.
Большой букет
Бриллианты, изумруды, золото, серебро 16 х 21 см Около 1760 г. Служил украшением корсажа парадного платья. Впервые он украсил туалет императрицы Елизаветы Петровны.
Свободно и естественно скомпонованный из веток с листьями и цветами, он поражает красотой и богатством цветовых нюансов. Только два камня — алмаз и изумруд — создают это украшение. Холодноватое сверкание бриллиантов смягчено фольгой, которой ювелир пользуется поистине виртуозно. Фольга окрашивает цветы в нежно-розовые, желтоватые тона, кое-где заставляя вспыхивать отдельные алмазы ярким красным цветом. Особый эффект достигнут искусным варьированием форм и огранки камней. Плоские таблицы изумрудов сливаются в сплошные гладкие зелёные нити, а крупные цветы кажутся ощутимо рельефными. Все камни букета в глухой оправе, и лишь один большой, плоский, чистой воды, необычного нежно-фиолетового оттенка 15-каратный бриллиант (природной окраски) вставлен в ажурную оправу бутона. Подвижно скреплённые цветы и листья покачиваются, и весь букет напоминает переливающуюся множеством тончайших оттенков мозаику, в которую вплетается изумрудный огонь.
Букет нарциссов
Бриллианты, золото, серебро, эмаль 18,8 х 8,5 см Вторая половина XVIII века
Украшение для корсажа дамского платья.
Плавно изогнутые, объединённые общим силуэтом изображения нарциссов композиционно согласованны и уравновешенны. Лепестки цветов, выложенные мелкими бриллиантами, искрятся светом. Высоко приподнятые жёлтые бриллиантовые сердцевины излучают золотистое сияние, мягкими бликами скользящее по лепесткам. А слегка склонённые эмалевые листочки на золотом стебле своей изумрудной зеленью оттеняют нежную гамму мастерски подобранного камня
Браслет с портретом Александра I под плоским алмазом
Аалмаз (4 х 2,9 см, вес около 25 каратов), золото, изумруды, эмаль. Длина 20 см.
Портрет монарха находится не под стеклом, а под алмазом, что придает изделию особую ценность. Это портретный алмаз, очень редкий камень, чтобы не искажать подложенное под него изображение, он должен быть очень ровным и ничем не замутненным.
Один из семи знаменитых исторических драгоценных камней Алмазного фонда – абсолютно плоский алмаз, вес которого составляет 25 каратов. Считается, что плоский алмаз является осколком от более крупного камня.
Общая площадь его составляет 7,5 см2. Интересно, что алмаз абсолютно прозрачен.
На сегодняшний день этот уникальный камень украшает браслет из чистого золота, который был сделан ювелирами в готическом стиле.
Это царское украшение было изготовлено во второй четверти XIX века по специальному заказу во Франции, откуда вместе с алмазом было привезено в Россию.
Знаки ордена Андрея Первозванного - косой крест с изображением распятого св. Андрея и звезда, которую носили на груди слева
Знаки ордена Андрея Первозванного состояли из: 1) знака-креста, основным изображением которого был Святой Андрей, распятый, по преданию, на кресте Х-образной конфигурации; на четырёх концах креста буквы: S.A.P.R. (Sanctus Andreus Patronus Russiae — святой Андрей покровитель России;
2) серебряной восьмилучевой звезды с помещённым в её центральном медальоне девизом ордена «За веру и верность». Знак ордена носился на широкой голубой ленте через правое плечо, а звезда помещалась на левой стороне груди;
3) В особо торжественных случаях знак ордена носился на груди на покрытой разноцветными эмалями золотой фигурной цепи. Единственный из всех российских орденов, который имел цепь.
Всего за время существования ордена его кавалерами стало, по разным источникам, от 900 до 1100 человек.
В 1998 году орден был восстановлен в Российской Федерации.
ТУРМАЛИН розовый
Золото, эмаль 4 х 2,7 х 2,3 см
Редкий по красоте и цвету камень весом около 255 каратов, вероятно, вывезенный из Бирмы, необычно огранён в форме виноградной грозди. Турмалин был подарен императрице Екатерине II шведским королём Густавом III в 1777 году.
Брошь с изумрудом
Изумруд 136, 25 карата, бриллианты, золото, серебро 6,5 х 6,3 см Вторая четверть XIX века Броши, вошедшие в моду в начале XIX века, постепенно становятся наиболее распространённым украшением. Не очень сложная по художественному замыслу, эта вещь отличается природной красотой драгоценного камня, величине и качеству которого ювелир XIX столетия придавал исключительное значение. Огромный квадратный изумруд, найденный в XVI или XVII веке в далёкой Колумбии, – один из семи исторических камней Алмазного фонда России. По мнению академика А. Ферсмана, камень является единственным в своём роде: при больших размерах он абсолютно чист и прозрачен. Его глубокий цвет приятно успокаивает глаз. Бриллиантовая оправа из виноградных листьев и крупных солитеров извилистым контуром смягчает геометричность формы изумрудной таблицы и создаёт нарядную сверкающую рамку для камня.
Брошь с сапфиром
Бриллианты, Цейлонский сапфир. Сер. 19 в.
260 карат, исключительной чистоты и яркости камень.
«Цейлонский сапфир» в 1862 году приобрел Александр II на Всемирной выставке в Лондоне в качестве подарка супруге – императрице Марии Александровне.
Портбукет
Бриллианты, золото, серебро, эмаль
13,5 х 8 см Около 1770 года
Портбукет прикреплялся к корсажу при помощи широкой шпильки. Полый изнутри, он служил миниатюрной вазочкой для живых цветов.
Шляпка куклы Пандоры
Эта шляпка – миниатюрный образец дамской моды 1770 годов. Поскольку журналы мод появились в России только в конце XVIII века, до этого придворные модницы для выбора нарядов использовали разодетых кукол, которых стали называть «пандорами» (разорительницами). В древнегреческой мифологии существует предание о том, как боги создали красавицу Пандору, чтобы отомстить разгневавшим их людям. Гефест слепил её из лучшей глины, а Афина одела в роскошное серебряное платье и увенчала золотым венцом. По замыслу Зевса, красавица должна была принести людям несчастье, соблазны и разорение. Так оно и случилось. Бальные одеяния XVIII века порой стоили целого состояния. Кукла Пандора несла соблазн светским модницам, а их отцам и мужьям – разорение.
- Во имя спасения дикой природы
- У всех свои причуды: бывший военный собирает дельфинчиков
- Сумасшедший британец превратил свою квартиру в музей фасоли
- Турист так увлекся селфи, что разбил статую XVIII века в музее Лиссабона
- Как самая большая дизельная подлодка ВМФ России оказалась посреди степи в Тольятти