Герой боя за Буденновск с позывным «Берсерк» (9 фото)
Практически все бойцы советских спецподразделений являются для мира настоящей загадкой, хотя за их плечами десятки беспримерных подвигов и тысячи спасённых жизней. Конечно, определённую роль в этой таинственности сыграл гриф секретности, наложенный на все спецоперации. Однако даже после распада СССР, когда все кому не лень начали рассказывать «правду» и «истину», о настоящих подвигах советских спецназовцев предпочитали не вспоминать.
А сами бойцы и не спешили хвастать своими заслугами, так как были воспитаны в совсем иных жизненных ценностях. Таким скромным героем был и Виктор Иванович Блинов – слесарь завода ЗиЛ для обывателей и легенда советского, а затем и российского, антитеррора и группы «Альфа» с позывным «Берсерк».
Он родился во вполне обычной, на первый взгляд, московской семье. Отец – электрик, а мать – партийная чиновница. Но даже родители Виктора Ивановича были не так просты, как казались. Отец прошёл практически всю Великую Отечественную войну. Несмотря на то, что был он командиром миномётного расчёта, медаль «За отвагу» он получил во время разведки, когда в рукопашном бою убил четырёх немцев. Блинов-старший часто ходил в бой, но, по воспоминаниям родственников, врага не ненавидел. Он часто говаривал, что немцы, родившиеся до 1920 года – хорошие люди в большинстве своём, потерянным поколением были лишь те, кто воспитывался в Рейхе. Мать спецназовца тоже была не проста – работала цензором в КГБ, но при этом она была человеком набожным и воспитывала сына в православных ценностях. И будущий «Берсерк» вобрал в себя всё самое лучшее от родителей.
После школы Виктор Иванович пошёл по стопам отца и пошёл служить артиллеристом, а после срочной службы устроился на завод ЗиЛ, на котором по легенде он и проработал всю жизнь, а не спасал человеческие жизни. Впрочем, будущий герой не планировал своей легендарной карьеры, а изначально намеревался стать военным переводчиком и занимался изучением немецкого языка, которым овладел практически в совершенстве. Однако при поступлении в институт ему сделали предложение, изменившее всю жизнь – позвали в только что созданное антитеррористическое управление «А» и в 1978 году он стал спецназовцем.
Уже через год Блинова ожидало боевое крещение – советские войска отправлялись в Афганистан, а «Альфе» предстояло штурмом брать дворец Амина, больше похожий на неприступную цитадель. Однако на это сложное задание отбирали только бойцов с опытом ведения боевых действий, «Берсерк» же с ещё двумя «альфовцами» и взводом десанта должен был захватить штаб ВВС.
Чтобы не устраивать бойню в густонаселённом районе было решено действовать скрытно. С помощью одного из своих связных «альфовцы» и несколько десантников скрытно проникли в здание штаба и скрылись в одном из многочисленных кабинетов. А когда настал час «х», они принялись обезвреживать внутреннюю охрану, а когда афганцы с внешнего кордона увидели, что советские солдаты находятся как вокруг штаба, так и внутри него – сдались и они. Первый штурм «Берсерка» прошёл без единого выстрела.
После Кабула «Берсерка» ждала рутинная для «Альфы» работа – освобождение заложников, захват банд и особо опасных преступников, охрана высоких гостей и первых лиц государства. В Советском Союзе подобные события не афишировались, поэтому о подвигах тех лет знают преимущественно только участники событий. Однако крупные теракты скрывать не получалось. Таким был захват самолёта в Уфе в 1986 году дезертирами. Дело осложнялось тем, что местность вокруг самолёта отлично просматривалась и тайно подобраться вся штурмовая группа не могла. Пока шли тяжёлые переговоры в самолёт скрытно удалось проникнуть только трём бойцам «Альфы», среди которых был Блинов. Захватившие самолёт дезертиры были наркоманами, чем и попытались воспользоваться переговорщики, согласившись передать террористам запрещённые препараты, понадеявшись, что они уснут. Но «выключился» только один из двух и тогда была отдана команда на штурм. Вся операция продлилась менее восьми секунд, за которые «Берсерк» умудрился ликвидировать одного преступника, забрав оружие у другого.
Опыт реальной войны спецназовец получил во время распада СССР, когда вместе с «Альфой» был направлен в Азербайджан, руководство которого намеревалось пригласить в страну иранские войска. «Берсерк» с соратниками был направлен в Нахичеваньский погранотряд, на участке которого спецназовцы занимались отловом диверсионных групп, ликвидацией прибывающих в страну наёмников и отловом оружейных контрабандистов.
Но самым тяжёлым боем, по словам самого Блинова, был штурм больницы в Будённовске. Летом 1995 года Шамиль Басаев с отрядом в 20 боевиков попытался захватить этот российский город, но первоначальный план был сорван и террористы захватили городскую больницу, взяв в заложники персонал и пациентов, общей численностью 1100 человек. Кроме того, ещё несколько десятков террористов захватили жителей города в других местах, так что число заложников приближалось к 2 тысячам.
Ни один спецназ мира и по сей день не имеет опыта по проведению столь крупных спецопераций. В Будённовск была направлена «Альфа» в полном составе, но было понятно, что таких сил явно недостаточно и к штурму привлекли и местную милицию. Но что могли противопоставить обычные милиционеры отлично обученным боевикам и наёмникам? Сил «Альфы» тоже не хватало, хотя привлекли к операции всех, даже тех, кто ещё ни разу не проводил захват.
Когда 17 июня в 5 утра была отдана команда на штурм бойцы несколько замешкались, для всех это было словно командой к самоубийству. Тогда одним из первых в бой ринулся «Берсерк», чтобы увлечь за собой необстрелянных бойцов, а его примеру последовали ветераны. Как описывают события очевидцы, Блинов встал в полный рост и практически пешком пошёл в сторону больницы, ведя огонь по противнику. Террористы открыли по нему шквальный огонь, но попасть никак не могли. Видимо они настолько удивились дерзости «альфовца», что забывали выдёргивать из гранат чеки.
«Берсерк» первым дошёл до окон первого этажа больницы и началось спасение заложников, однако пробиться вглубь здания не удавалось, несмотря на самые отчаянные попытки – террористы буквально каждый коридор превращали в аллею смерти, заминировав все проходы растяжками и установив пулемёты в ключевых точках. Когда прозвучала команда на отступление, «Берсерк» так же неспешно отступал одним из последних, прикрывая отход молодых товарищей.
Согласно официальным документам, Блинов в том бою не получил ни одного ранения, хотя его бронежилет превратился в ошмётки. Но на самом деле он получил осколочное ранение и контузию, но предпочёл это скрыть, чтобы остаться служить в спецназе. Со службы он уволился только 1999 году, защищая Родину почти 30 лет.
Но даже после этого он не находил покоя и в 2001 году, в возрасти почти 50 лет «Берсерк» с лёгкостью сдал норматив на Краповый берет. Как утверждал спецназовец, только физические нагрузки на пределе человеческих возможностей помогали ему снять стресс после спецопераций. Больше от этого ему не помогали ни алкоголь, ни гулянки, ни даже обычный семейный отдых на природе.
По воспоминания родственников, в нерабочее время «Берсерк» был самым обычным человеком – любил слушать «Битлз», обожал фильмы «Дикие лебеди» и «Тихий Дон», а читать предпочитал Ильфа и Петрова – в общем, полностью соответствовал легенде о скромном слесаре с завода ЗиЛ.
Умер Виктор Иванович Блинов 10 февраля 2017 года, так и постеснявшись рассказать миру о своих подвигах.