Фредерик Жолио-Кюри (12 фото)
Жан Фредерик Жолио появился на свет в Париже в 1900 году. Отец мальчика Анри довольно успешно занимался коммерцией, а мама Эмилия происходила из протестантской семьи. Фредерик был самым младшим в семье Жолио, насчитывающей шестерых детей.
В 1910 году мальчика отправили учиться в школу-интернат Лаканаль. Спустя семь лет Жан вернулся в Париж и решил посвятить собственную жизнь науке. В 1920 году молодой человек поступил в Высшую школу прикладной химии и физики. В 1923 г. Жолио окончил её с лучшим результатом в группе.
Фредерик получил диплом инженера. За время учёбы он приобрёл хорошие навыки в практическом применении физики и химии. Но больше всего Жана интересовали фундаментальные научные исследования. Виной тому было влияние Поля Ланжевена (французский физик). Именно с ним Фредерик обсуждал свои планы на будущее, когда вернулся домой после военной службы. Поль посоветовал Жолио устроиться ассистентом в Институт Радия к Марии Кюри. В 1925 году Фредерик приступил к работе препаратора в данном учебном заведении. В свободное от работы время молодой человек продолжал изучать физику и химию.
В институте Жолио познакомился с дочерью Марии по имени Ирэн. Через год молодые люди поженились. После этого Фредерик взял двойную фамилию – Жолио-Кюри. Супруга последовала его примеру. Вскоре у пары родились двое детей – дочь и сын (в будущем оба стали учёными).
После свадьбы герой данной статьи продолжил работу в Институте Радия. В 1930 году он получил докторское звание за исследование радиоактивной составляющей полония. Но, даже не смотря на степень, практически никто в научном сообществе не знал, как звали Жолио-Кюри. То есть он был малоизвестен. Фредерик пытался найти академическую должность, но его попытки не увенчались успехом.
Учёный уже подумывал о том, чтобы устроиться химиком-практиком на промышленное производство. Жолио-Кюри помог Жан Перрен. Благодаря коллеге Фредерик выиграл правительственную стипендию и смог остаться в институте. В 1930 году германский физик Вальтер Боте выявил, что при бомбардировке ядрами гелия (образуются при распаде полония) бора и бериллия, последние испускают высокую проникающую радиацию.
Наличие инженерного образования позволило Жолио-Кюри создать чувствительный детектор со встроенной конденсационной камерой. Этот прибор фиксировал проникающую радиацию. В качестве первого образца был взят полоний. В 1931 году Фредерик и его жена начали исследования. В ходе эксперимента они выяснили, что если между облученным бором (или беррилием) и детектором расположить тонкую пластинку водородосодержащего вещества, то первоначальный уровень радиации увеличивается вдвое.
Дополнительные опыты объяснили природу добавочного излучения. Оказалось, что оно состоит из атомов водорода, которые при столкновении с радиацией приобретают довольно высокую скорость, хотя ни Фредерик, ни Ирэн до конца не поняли сути процесса.
Однако благодаря результатам их исследований Джеймс Чедвик в 1932 году открыл частицу нейтрон, которая входит в состав атомного ядра. В то же время американский физик Карл Д. Андерсон написал о позитронах, ставших побочными продуктами при атаке альфа-частицами алюминия или бора. Ирэн и Фредерик занялись их исследованием и поставили новый эксперимент. В конденсационную камеру они положили образцы алюминия и бора, а её отверстие закрыли тонкой алюминиевой фольгой.
Затем супруги начали облучение альфа-радиацией. Позитроны действительно стали выделяться, но после ликвидации полониевого источника их эмиссия продолжалась лишь несколько минут. Таким образом, Фредерик и Ирэн обнаружили, что некоторые облучаемые образцы бора и алюминия трансформировались в новые химические элементы. Помимо этого, они становились радиоактивными. Бор превращался в изотоп азота, а алюминий - в фосфор.
В 1935 году Ирэн и Фредерику присудили Нобелевскую премию за синтез новых радиоактивных элементов. Тем самым имя Жолио-Кюри навсегда было вписано в историю химии. В своей нобелевской речи учёный отметил, что искусственные радиоактивные элементы стоит применять в качестве меченых атомов. Это значительно упростит проблему поиска и устранения различных составляющих, находящихся в живом организме.
В 1937 году физик Жолио-Кюри продолжал трудиться в Институте Радия. Также он получил должность профессора в парижском Коллеж де Франс. Здесь учёный открыл исследовательский центр ядерной химии и физики. А ещё Фредерик создал лабораторию, где специалисты разных профилей могли тесно сотрудничать для достижения наилучшего результата. Помимо этого физик контролировал строительство первого во Франции циклотрона, где источником альфа-частиц планировалось сделать радиоактивные элементы.
В 1939 году немецкий химик Отто Ган совершил открытие. Он рассказал научному сообществу о возможности деления атома урана. Вслед за этим Жолио-Кюри доказал, что оно носит взрывной характер. Физик понимал, какое огромное количество энергии высвобождается в процессе деления атома. Чтобы её использовать, Фредерик купил у Норвегии почти весь имеющийся в наличии запас тяжёлой воды. Но исследования учёного прервала разразившаяся в то время мировая война. Францию оккупировала германская армия. Сильно рискуя, Жолио-Кюри переправил всю тяжёлую воду в Англию, где учёные использовали её в ходе разработки атомного оружия.
В период оккупации Фредерик остался в Париже. Несмотря на то что учёный состоял во Французской социалистической партии и имел антифашистские взгляды, он сохранил свои посты в Коллеж де Франс и Институте Радия. Также Жолио-Кюри входил в Движение Сопротивления и стоял во главе «Национального фронта» (подпольная организация). А свою лабораторию Фредерик использовал для изготовления радиоаппаратуры и взрывчатых веществ, которые доставлялись борцам Сопротивления. В самый разгар войны учёный последовал примеру своего учителя Ланжевена и вступил в коммунистическую партию.
После освобождения столицы Франции героя данной статьи назначили на пост директора Национального центра исследований. Фредерик должен был возродить научный потенциал страны. В конце 1945 года учёный обратился с просьбой к президенту Шарлю де Голлю. Жолио-Кюри хотел создать во Франции Комиссариат по атомной энергии. Через три года физик возглавил пуск первого в стране ядерного реактора. Это существенно повысило его авторитет как учёного и администратора. Тем не менее членство Фредерика в коммунистической партии вызвало у многих недовольство. В 1950 г. его освободили с поста директора Комиссариата.
Последние годы жизни Фредерик Жолио-Кюри посвятил преподаванию и исследовательской работе. Также он возглавлял Совет Мира и вёл активную политическую деятельность. В 1956 году скончалась Ирэн. Смерть супруги стала для Фредерика тяжёлым ударом. Но ему пришлось взять себя в руки и возглавить институт Радия. Также Жолио-Кюри контролировал строительство нового университета в Орсее и преподавал в Сорбонне. Однако вскоре его организм, ослабленный перенесённым ранее гепатитом и стрессами, дал сбой. В августе 1958 года учёный скончался в Париже.
Коллеги характеризовали Фредерика как терпеливого, доброго и чуткого человека. Он любил читать, рисовать пейзажи и играть на пианино. В 1940 году Ф. Жолио-Кюри получил золотую медаль Барнарда от Колумбийского института за выдающиеся научные заслуги. А в СССР Фредерика удостоили Сталинской премии, вручаемой «За укрепление мира между народами».