Военный корреспондент Наталья Боде. С «Лейкой» через всю войну (7 фото)
Жизнь Натальи резко меняется. В первые же дни погибает ее муж, и Наталья, оставив маленького сына родителям, уходит на фронт фотокорреспондентом, чтобы отомстить за смерть мужа. Теперь до самой победы ее оружием становится фотоаппарат «Лейка 2А».
Так и говорила она потом: «На фронт я пошла за Борю».
Военный корреспондент Наталья Боде. Главное, чтоб в номер.
«Жив ты, или помер,
Главное, чтоб в номер
Материал успел ты передать…»
Так пелось в песне на слова Константина Симонова. Эту песню мурлыкал себе под нос любой, кто шел в атаку с фотоаппаратом. Наверняка напевала ее и Наталья Боде.
Ее военная службе начинается во фронтовой газете «Красная Армия». Наталья запечатлевает крупнейшие военные операции Центрального, Первого Белорусского и Юго-Западного фронтов, проходит весь путь с нашей армией до Берлина. Ее фотографии печатаются в «Красной Звезде», «Огоньке» и «Правде».
В рабочей биографии Боде были задания, когда она одна преодолевала расстояние по лесу в 40 километров и спала в самодельном шалаше, но приносила восхитительные снимки. Какова была цена этих фотографий не знал никто, кроме нее.
Военный корреспондент Наталья Боде. Дорогой кадр.
После поражения в Сталинградской битве немецкое командование сосредоточило все силы к «Курской дуге», отправив туда новейшую технику. Самые мощные танки – «Пантеры», легендарные «Тигры», самоходные «Фердинанды» – поражали воображение даже военных.
В советских газетах не было ни одной фотографии подбитой немецкой техники такого уровня. «Тигры» считались непобедимыми.
Необходимо было срочно сфотографировать «непобедимый» танк, выведенный из строя нашими солдатами, развеять миф о «непобедимости» немецкой техники. Наталья Боде вызвалась сама на это рискованное задание.
Один из подбитых нашими танкистами «Тигров» стоял на нейтральной полосе, которая ростреливалась, как с нашей стороны, так и с немецкой.
Наталья берет с собой двух офицеров-танкистов и отправляется на линию фронта. Группе удалось подобраться нужному месту и заснять танк так, что пробоины в броне не оставляли сомнения в том, что легендарный «Тигр» уязвим.
Снимать офицеров пришлось только с одной стороны, под прикрытием танка. И всем же их заметили. Цены подобных снимков были понятны и немцам. По танку был открыт огонь. Взрывная волна, сбившая с ног Наталью, уберегла ее от каких-либо серьезных ранений…
В свежем номере «Красной Армии» немедленно напечатали фотографию, которая позже стала известной на весь мир. Под фотографией стояла подпись: «Командир танка, лейтенант Б.В. Смелов показывает пробоину в башне немецкого танка «Тигр», подбитого экипажем Смелова, лейтенанту Лихнякевичу (подбившему в последнем бою два фашистских танка). Эту пробоину сделал обычный бронебойный снаряд из 76-миллиметрового орудия Т-34».
За свой знаменитый снимок Наталья Боде была награждена орденом Красной Звезды.
Боде всю жизнь гордилась именно этой наградой, всегда носила орден даже, когда у него откололся краешек луча.
Военный корреспондент Наталья Боде. Орден героя.
А вот еще одна фотография и еще одна история, свидетелем которой стала Наталья Боде.
Курская область, 1943 год. Гвардии полковник В. Рукосуев вместе с офицерами бригады встречает семью гвардии младшего сержанта Хитрых и вручает его жене Анне Николаевне орден героя.
25 июля 1943 года герой-артиллерист гвардии младший сержант Николай Михайлович Хитрых пал смертью храбрых в боях под Орлом. Отражая атаку противника бесстрашный наводчик уничтожил шесть немецких танков, из них три «Тигра». Когда, отбив наступление немцев, советские войска перешли в контрнаступление, Хитрых заменив убитого командира орудия, уничтожил взвод немецкой пехоты. Николай Хитрых был награжден орденом Отечественной Войны II степени.
Николай погиб в ходе наступления от осколка вражеской мины и был похоронен в 400 метрах южнее поселка Похвистнево. Вскоре в 3-ю Гвардейскую Ордена Ленина истребительную противотанковую бригаду 2-й истребительной дивизии, где служил Николай Хитрых приехала семья героя – жена Анна Николаевна и дети Володя и Зоя.
Орден сослуживцы передали семье погибшего.
С теми, кого Наталья снимала на фронте, она частенько переписывалась.
- У мамы было правило: брать у бойца, которого фотографировала, домашний адрес, — вспоминает дочь Натальи Боде Галина Евгеньевна Долматовская. — Она обязательно отправляла по этому адресу отпечаток для родных. Только вот самого бойца иногда уже в это время не было в живых…
СПРАВКА
На фронте Боде была награждена несколькими, орденами и медалями: Орденом Красной Звезды (за участие в Курской битве), Орденом Отечественной Войны 2-й степени, Медалью «За отвагу», Медалью «За оборону Сталинграда».
Военный корреспондент Наталья Боде. Ненавистная война.
На войне Наталья познакомилась со своим вторым мужем – Евгением Долматовским, известным поэтом того времени и сотрудником газеты «Правда». Перу Долматовского принадлежит известная песня «Любимый город может спать спокойно».
После войны муж был против того, чтобы Наталья продолжала работать фотокорреспондентом. Да и она о войне вспоминать не любила.
Большинство работ Натальи Боде, люди увидели только после ее смерти, после того, как ее дети достали негативы из большой коробки, которую фотограф хранила в самом дальнем углу и никому не позволяла открывать.
- Фильмов военных не смотрела, на встречи с пионерами в школы, как тогда было принято, не ходила, фотографии свои практически не показывала. Мне сказала однажды, что когда увидела лагерь Майданек, куда журналисты попали сразу после его освобождения, неделю не могла ничего есть, словно ком в горле застрял.
Для нее все эти воспоминания были невыносимо тяжелы, — продолжает Галина Долматовская. — На все уговоры своих коллег и друзей — Тимофея Мельника, Якова Рюмкина, Евгения Халдея — дать свои работы на выставки, отвечала отказом. А потом и вовсе сложила все свои фотографии и негативы в большую картонную коробку и спрятала. Мы с сыном только через сорок лет ее обнаружили…
PS: Cегодня многие военные снимки обретают иной смысл. Вот русский солдат под Сталинградом ведет немецких пленных. Он наверняка верит в то, что до Берлина мы все-таки дойдем. А вот и Берлин. До него Красная армия все-таки дошла. Вместе с военным корреспондентом и фотографом, имя которой – Наталья Боде.