Четыреста лет русских добровольцев (4 фото)
День Победы - это не просто чествование победы в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. 9 мая - это день великого человеческого духа, который присущ всем нашим дедам и прадедам, что проливали кровь, свою и чужую, ради спасения Родины. Погибая на фронте, добровольцы показали, что ценят спасение родной страны значительно выше собственной жизни. И они победили, положив на алтарь победы свои судьбы.
Сегодня их подвиг служит отличным примером нас, современных граждан.Окруженных все теми же вековыми врагами, жаждущими загнать нашу Родину в угол, заставить служить своим интересам. В не таком уж и далеком 1941-м наших дедов вдохновили на подвиг добровольцы прошлых войн и побед.
В 1612 году, в тягостный час, когда страна практически пала, дворянство отреклось, простой купец из Нижнего Новгорода Кузьма Минин стал во главе нижегородцев, призвав их не жалеть ничего ради освобождения Родины от польских захватчиков. Как указано в издании «История России» Сергея Соловьева, призыв Минина к землякам был прост и понятен: «Захотим помочь Московскому государству, — так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, — дворы продавать, жен и детей закладывать».
До революции этот эпизод отражался в каждом учебнике по истории, вместе с не менее героическим подвигом Ивана Сусанина. Сусанин завел группу польско-литовских диверсантов в болото, чем спас молодого царя Михаила Романова.
Разве удивляет кого-нибудь, что о геройских поступках наших предков читали не только наши прадеды, но изучают в школах наши дети? Независимо от названия или строя России, суть народного сопротивления захватчикам не меняется.
Явление добровольного самопожертвования
Выбор добровольца - это выбор сердцем, однако с полным осознанием принятого решения. Вот он, феномен русского добровольца. Суровые условия северо-востока Европы не оставляли иного способа выживания и оказали сильное влияние на формирование русского национального характера.
Конечно, в семье не без урода - редкие эгоисты, которые бросали в трудный час друзей, однополчан и земляков, кончали свои дни в тоске и бесславии. Нередко погибая от рук многочисленных врагов, победить которых удавалось только благодаря сплоченности и общим усилиям. Предатели гибли и в суровых условиях климата, выжить в которых в одиночку не представляется возможным - только в совместной борьбе с холодом, голодом и другими лишениями. Тоже касается и оккупации - смирившихся и пустивших в свой дом врага, ждала печальная участь.
Александр Зиновьев, великий русский философ отлично описал в одном из своих последних интервью сложный выбор русского добровольца:
«Я часто вспоминаю начало войны, окружение. Немцев тогда было в десятки раз больше, чем нас. В отличие от нас, они были сыты, обуты, лучше вооружены. Многим из моих сослуживцев казалось, что мы обречены на смерть. И это была безусловная правда. Но вот вопрос: как реагировать на эту правду?
Одни из нас решили: «мы все умрем». И пошли сдаваться в плен. И бесславно погибли. Другие подумали: «мы обречены, поэтому дорого продадим свою жизнь». И, действительно, две трети из числа последних были убиты. Но оставшиеся стали победителями».
Менталитет обычного европейца в значительной степени отличается, в подобной страшной ситуации он поступает совершенно иначе. Об этом свидетельствуют сдавшиеся немецко-фашистским захватчикам практически без сопротивления Франция, Норвегия, Дания, Голландия. Никто не оказывал сопротивления захватчикам после подписания акта о капитуляции.
Разве что испанское восстание против Наполеона или партизанское движение Югославии времен Второй мировой войны можно сравнить с духом русских и советских добровольцев. В основном европейски и азиатские нации выбирают покорность агрессору и служение ему в оккупации.
Подобная стойкость и упорство, как черта национального характера, неотделима от действий регулярной армии. Многие генералы Вермахта отмечали колоссальную разницу в отношении к войне русских и немецких солдат.
Философ Зиновьев также писал, что уже после войны ему пришло письмо от немецкого офицера. В письме немец признался, что попав в окружение, он понял: эту войну Германии не выиграть. «Потому что главное — это не хлеб и масло, не «шмайсер» и не «тигр». Главное — это способность сопротивляться и воевать, воевать — умирая и не боясь своей смерти».
Что останется после нас?
Отрицание всего материального и земного, но возвышение всего вечного, непреходящих ценностей, вот вершина развития человека, как личности.
Понимание того, что все мы рано или поздно покинем этот мир, и что только мы решаем, по какому пути пойти: жизнь на коленях или смерть с оружием в руках - всегда было уделом избранных и отмеченных самой историей.
Этот тезис принадлежит Александру Македонскому, который, согласно преданию, велел похоронить себя в открытом склепе с открытыми ладонями и свисающими из гроба руками. На вопрос: зачем это нужно? Македонский пояснил: «Миллионы людей придут посмотреть на меня. Я хочу, чтобы им стало ясно, что я пришел в мир ребенком — со сжатыми кулаками, с большими надеждами и с великими тайными желаниями, но ухожу из мира со своими делами и свершениями, разочарованием и славой, памятью и легендами. Я ухожу с открытыми ладонями, ничего не забирая с собой, но оставляя миру всю свою жизнь».
Это позиция умных людей, мужественных, морально стойких, способных к смертельной борьбе. Которые всегда могут - и делают выбор в пользу «открытых ладоней» в сложной ситуации.
Русские добровольцы
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин и Денис Давыдов, Зоя Космодемьянская и Матвей Кузьмин - вот герои, имена которых навечно останутся в зале славы русского оружия и русского добровольческого движения. Конечно, большинство историй русских добровольцев - это защита Родины от иноземных захватчиков. Без этих и сотен тысяч других добровольцев, история России могла сложиться совсем иначе.
Русская идея - идея мировой справедливости, провела через века множество племен северо-востока Европы, через рубежи Московского государства, Руси, России - к тем вершинам, которых достигла Россия в 20-м веке.
Советский период - это естественное продолжение истории добровольцев России. Это славный период истории, когда наши добровольцы вернули свободу половине Европы, остановив фашизм. Все, чего достиг русский народ, было сохранено и приумножено в советский период.