Прогулка по Кремлевской стене (67 фото)
Вид на Красную площадь «смотровой площадки» — седьмого яруса Спасской башни.
Мы с самых ранних лет привыкли к этому виду большого открытого пространства, но до начала XIX века все было совсем по-другому.
Поскольку Кремль строился как оборонительное сооружение, то он со всех сторон был окружен водой: с одной стороны Москва-река, с другой — Неглинная, а по Красной площади проходил искусственный ров, который, правда, к конце XVIII века уже не был заполн
На самой площади вечно кучковались различные лавки и торговые помещения.
Так выглядит седьмой ярус. Напомню, что 1-5 ярусы были построены в 1491 году в период княжения Ивана III архитектором Пьетро Антонио Солари. А ярусы выше пятого (вся верхушка башни) — были построены в готическом стиле только в 1624-1625 годах английс
На этом месте куранты существуют с 1625 года (с момента надстройки башни). Самые первые были вообще без стрелок! В 1705 году по указу Петра I Спасские часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. В 1770 году были установлены английские часы, найденные в Грановитой палате.
Федор Алексеев. Вид в Кремле у Спасских ворот. Около 1800 г.
При этом изначально часы были непривычными: у них вращались не стрелки, а сам циферблат.
Современные куранты были изготовлены братьями Николаем и Иваном Буденоп в 1851—1852 годах и установлены на 8-10 ярусах Спасской башни. С этого времени куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 года. Изначально на игральный вал курантов хотели набрать гимн России «Боже, царя храни», однако Николай I этого сделать не разрешил, заявив что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна».
В 1918 году куранты стали играть «Вы жертвою пали» в 0 часов и «Интернационал» в 12 часов. В 1932 году было решено оставить только «Интернационал», который исполнялся в полдень и в полночь. А с 1938 года куранты лишились музыки, отмечая своим перезвоном лишь каждый час и каждую четверть.
Металлические конструкции с винтовой лестницей к часам внутри башни сделаны по проекту архитектора К. Тона в середине XIX века.
В целом, внутри почти все башни просто пустые, стены выкрашены в белый цвет, а важные и несущие конструкции помечены красным.
Старый шпингалет на двери.
Царская башня — самая молодая и самая маленькая башня, сооружена в 1680 году. Строго говоря, это не башня, а каменный терем, шатёр, поставленный на стене.
Этот шатёр называется Царским, сторожевым, набатным или всполошным потому, что государи Российские после своего коронования всходили сюда показаться народу, собравшемуся на Красной площади, и что здесь некогда висел набатный, или переполошный, колокол, в который звонили в случае угрожавшей городу опасности. Такой звон назывался всполохом.
Когда-то на месте неё была небольшая деревянная башенка, с которой, по легенде, царь Иван IV (Грозный) любил наблюдать за событиями, происходившими на Красной площади.
Этими ступенями ходили цари.
Лестницы в кремлевской стене низкие и извилистые.
Этот отрезок стены с башнями на самом деле новодельный, конца XVIII века. Дело в том, что в 1768 г. архитектором В. И. Баженовым был создан проект и крупномасштабный макет будущего кремлевского дворца. Дворец должен был занимать всю приречную территорию Кремля, поднимаясь от берега Москва-реки и закрывать собой весь Боровицкий холм и все его постройки. Для этих целей в 1770 г. была разобрана кремлёвская стена вдоль реки с Тайницкими воротами, Петровской, Первой и Второй Безымянной башней. Внутри Кремля был разрушен тянувшийся от Архангельского собора на восток по бровке холма корпус приказов. 1 июня 1773 г. произошла торжественная закладка нового дворца. Однако вскоре стало ясно, что столь масштабное строительство нецелесообразно и работы были прекращены в 1774 г. Позднее была восстановлена крепостная стена и разобранные ранее башни вдоль Москва-реки (до 1778 г., по проекту М. Ф. Казакова).
Кремлевский дворец Екатерины Великой должен был выглядеть примерно так:
Холм за стеной вдоль реки выглядит так:
А еще несколько веков назад здесь кипела и шумела жизнь:
Подол Московского Кремля в XVII веке
Картина Сергея Глушкова .
Невозможно не рассказать о зубцах кремлевской стены. Один из символов Москвы и России был заимствован из Италии. В точности такие же зубцы можно увидеть в замках Милана, Вероны и прочих городов. В то время в в Европе шла ожесточенная борьба двух политических группировок — гвельфов и гибеллинов. Первые были за Папу Римского, а вторые — за императора Священной Римской империи. Первые строили крепости с квадратными зубцами, а вторые — с зубцами в виде ласточкиного хвоста (или, как тогда считалось, в виде распахнутых крыльев орла). Приехавшие в Московию итальянские зодчие то ли были за гибеллинов, то ли просто здраво решили, что московские цари уж точно не за Папу. Так или иначе, но символ гибеллинов прочно и надолго обосновался в Москве.
Западная стена кремля и Комендантская башня. На переднем плане слева — Потешный дворец.
Вид на Потешный дворец с севера. Он построен в 1652 году для боярина Н.Д. Милославского — тестя царя Алексея Михайловича.
После смерти хозяина в 1669 году дворец отошел в казну, в конце 17 века в нем проживали царевны и вдовствующие царицы, а с 1679 года их переделали под театр. Здесь устраивались различного рода «потехи» — увеселения для царской семьи. И название бывшие хоромы Милославского получили соответственное — Потешный дворец.
С этой стороны к нему примыкало еще одно крыло с высоким крыльцом, все это сломали в XVIII веке. То есть, большая часть нынешнего фасада изначально была обращена в интерьер. На 2, 3 и 4 этажах видны заложенные порталы — входы в когда-то примыкающее крыло. Наличники, которые мы видим — это стилизация Шохина, выполненная в 1874—1875 годах.
Этот дворец — одно из самых удивительных московских зданий XVII века. Особенно впечатляет резьба наличников.
До неузнаваемости перестроенные корпуса Потешного дворца. Возможно, что от XVII века в этом крыле не так то много и осталось.
При Петре I во дворце разместили Полицейский приказ, а в 1806 году здание приспосабливается под жилье и канцелярии коменданта Москвы.
Со стены можно немного поближе посмотреть и на край Теремного дворца, спрятанного глубоко на закрытой территории.
Шикарно он выглядит на картине Джакомо Кваренги:
Среди плотной застройки обнаружилась теплица, в которой выращивают растения для украшения Государственного кремлевского дворца.
«Лужайка Никсона» у Боровицких ворот — снесенный в 1972 году квартал, ради американского президента Никсона, которому, по мнению наших властей, могла бы не понравиться историческая застройка, выглядевшая несколько потрепанной в тот момент и требовавшая реставрации. Кстати, именно здесь в 1930-х был единственный жилой район на Моховой, поэтому Витька из знаменитой песни «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой» жил именно здесь.
Чтобы птицы не портили кремлевские звезды горизонтальные грани покрыты еле заметными шипами.
Изящная черепица одной из башен.
Под крышей Большого Кремлевского дворца есть колокола.
Кремлевская стена реставрировалась множество раз, и кирпичи в ней уже совершенно из разных эпох, что наглядно подтверждается клеймами.
Эти уже явно после революции вставлены, видимо в середине ХХ века при реставрации.
Кирпичная кладка с клеймами 1948 года.
Кремлевский оркестр по кремлевской стене выходит из своей репетиционной базы в Троицкой башне.
Солдаты-срочники оставляют свои послания в будущее на кабелях и стенах.
Довольно непривычный вид на Александровский сад. Пародоксально, но сад, названный в честь Александра I так никогда и не переименовывали. Даже в советское время.
Тир федеральной службы охраны РФ. Примерно на этом месте до 1930-х годов стояла церковь Константина и Елены.
Вот такая лестница ведет на Спасскую башню. На башне есть две площадки, одна под часами, вторая над.
Стена. Вид с Константино-Еленинской башни.
Символ Москвы на здании Сената.
Грот «Руины» в Александровском саду.
Такая вот служба у ребят из Курска,Воронежа,Орла,Твери,Тулы,Москвы,Питера...