Собор святого Димитрия Солунского (Дмитриевский собор) (4 фото)
О том, что строителем собора является князь Всеволод, известно только из одного документа – его некролога («Постави церковь камену на своем дворе, в свое имя»). К постройке храма сюда была перевезена из самих Фессалоник редчайшая святыня – гробовая доска мученика Димитрия и часть его сорочки. По преданиям, у этих святынь происходили многочисленные исцеления.
Четырехстолпный крестово-купольный храм строился как домовая княжеская церковь на территории детинца, поэтому площадь его невелика. Но, призванный демонстрировать величие и мощь княжеской власти (а князь Всеволод в это время был очень силен), храм до сих пор поражает воображение своими изящными пропорциями и необыкновенной красоты убранством. Знаменитая каменная резьба, покрывающая стены Дмитриевского собора, размещена в верхней части стен. Нижняя часть – строго-ровная, прорезаемая только лопатками и пышными перспективными порталами. Зато в верхней половине – изобилие великолепных сюжетных картин, вырезанных из камня. В отличие от утраченных сюжетов на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, здесь все сохранилось согласно замыслу зодчих и резчиков. Аркатурные пояса, идущие вдоль всех стен и полукружий апсид, наполнены мелкими изображениями святых, растений, животных и чудовищ. Колонки «подпираются» маскаронами и животными. А в полукружиях закомар расположились настоящие картины: иллюстрации псалмов Давида, в центре которых находится фигура самого царя-псалмопевца, картина «Вознесение Александра Македонского», а также сцену, участниками которой явились сам храмоздатель князь Всеволод с новорожденным сыном Дмитрием и окружающие их остальные его сыновья.
В соборе сохранились древние фрески, ровесники самого здания. Они были обнаружены под позднейшими росписями в арочных проемах в 1918 году. Это остатки картины Страшного суда – фигуры апостолов и шествие праведников в рай. Росписи были выполнены греческими и русскими мастерами.
Снаружи храм выглядит очень стройным, устремленным ввысь. Такому впечатлению способствуют и вертикально делящие его на части лопатки, и узкие высокие окна-бойницы, обрамленные резьбой. Венчает храм одна глава на световом массивном барабане, также изукрашенном резьбой. Шлемовидный купол завершается большим крестом, на верхушке которого, если присмотреться, можно увидеть голубя. Этот голубь – копия, а оригинал, источенный временем, повидавший немало за столько столетий, хранится внутри храма, под стеклом.
И этот собор, как и Успенский, до нас дошел в измененном виде. Но виной тому – не пожар, повредивший стены, как у соседнего храма, а воля Николая I, которому показались лишними галереи собора, пристроенные частично при постройке собора, частично – во времена Ивана Грозного, и он приказал разобрать их. В 1837-1839 годах галереи и лестничные башни были разобраны. Это повредило устойчивости стен собора, они начали трескаться, так как разобранные галереи выполняли роль контрфорсов. Стены пришлось существенно укреплять металлическими стяжками. Но заботу о храме постоянно проявляли владимирские меценаты. Так, на средства соборного старосты, купца Муравкина, рядом с собором в 1880-х годах была выстроена небольшая, стилизованная под древнерусские, звонница, а из здания звонницы в собор были проведены трубы для осушения воздуха в соборе и защиты его стен от сырости. Эта звонница не сохранилась.
Сейчас Дмитриевский собор занят музейной экспозицией, посвященной его истории. В соборе сохранилась могила владимирского губернатора Р.И.Воронцова, погребенного здесь в 1804 году из уважения к его заслугам перед городом. В экспозиции главное, конечно, это уникальные древние фрески, но и сам интерьер собора, высокий светлый купол, стройные линии столпов, устремленных вверх, стоят того, чтобы их увидеть собственными глазами и представить, как все было, когда здесь на богослужениях собиралась семья Всеволода Большое Гнездо.