Как снимались легендарные сцены в голливудской киноклассике (10 фото)
Зависание Тринити в "Матрице"
В открывающей фильм сцене в мотеле героиня Тринити дерётся с полицейскими. В ходе поединка она подпрыгивает и зависает в воздухе, после чего камера облетает персонажей на 180 градусов. Этот визуальный эффект с заморозкой времени и облётом камеры будет использоваться в фильме несколько раз. Актёров для подобных кадров снимали в зелёном павильоне, закрепляя их в подвешенном состоянии при помощи системы тросов. По периметру площадки специалисты размещали 122 плёночных фотоаппарата Canon. Сцена предварительно превизуализировалась на компьютере, чтобы кинематографисты понимали, где следует размещать фотокамеры и с каким интервалом по времени они должны снимать. Режиссёрам предлагалось на выбор три варианта скорости съёмки. Позднее полученные снимки оцифровывались и правились в компьютерной программе, потому что картинка была неоднородной по свету из-за крохотной разницы в экспозиции. После доработки фотографий, их монтировали вместе и при проигрывании с нужной режиссёрам скоростью, получалось движение с облётом актёра. Благодаря программе специалисты имели возможность ускорять или наоборот замедлять движение. Помимо этого точка фокусировки камер также свободна перемещалась, как при обычной съёмке на камеру. То есть кинематографисты могли начать сцену с Нео или Тринити в качестве объекта фокусировки, после переместить камеру на кого-то другого и в конце вновь вернуться к героям.
Сворачивание Парижа в "Начало"
За три месяца до начала основных съёмок группа специалистов по визуальным эффектам отправилась в Париж собирать данные о будущей натурной площадке. На протяжении пяти дней они фотографировали и сканировали четыре квартала района Рив Гош (Rive Gauche). В Париже сотрудники Double Negative имели доступ к подъёмникам для съёмки с максимально возможной высоты. Помимо этого команда «скаутов» воспользовалась цифровыми камерами Canon 1DS Mark II для получения более 500 гигабайт фотоматериала с разрешением 4K. Впоследствии сделанные снимки пригодились при воссоздании города на компьютере. Фотографии проецировались прямо на геометрию зданий, при этом необходимая текстура имела разрешение до 16K. Автомобили и пешеходы также представляли собой компьютерные модели, анимированные при помощи инструмента для симуляции толпы.
Погоня на минивэне в "Войне миров"
Пережив первую волну атаки пришельцев, которые уничтожают всё живое, главный герой садится вместе со своими детьми в минивэн и мчится по шоссе в другой город. При этом в наиболее напряжённый момент погони камера стремительно кружит над автомобилем и влетает в салон. Таким образом, зритель становится участником действия, снятого одним долгим планом. В действительности непрерывный на первый взгляд эпизод был разбит на две части с тщательно скрытой склейкой. Предварительно сцену превизуализировали на компьютере, чтобы определиться с таймингом и траекторией движения съёмочной камеры. Тома Круза и актёров детей снимали в кузове минивэна без стёкол на хромакейном фоне. При этом освещение на площадке имитировало движение солнечного цвета.
Окружающая местность снималась отдельно на восемь одновременно работающих камер, установленных на джип, который в действительности проехал по автостраде. На этапе композитинга все элементы сцены собирались воедино 14 специалистами по эффектам. Кинематографистам было важно синхронизировать движение камер, работавших внутри и вне салона автомобиля. Стёкла и зеркала заднего вида были также добавлены в кадры средствами графики.
Фильм удостоился номинации на премию "Оскар" за визуальные эффекты
Падение танка в "Индиане Джонсе и Последнем крестовом походе"
Для нескольких зрелищных сцен был построен настоящий танк - точная копия британской боевой машины Mark 7, которая проявила себя на полях сражений Первой мировой войны. Строительством руководил Джордж Гиббс, отказавшийся от облегчённых материалов вроде алюминия и углепластика в пользу стали. Реплика приводилась в движение двумя двигателями от Range Rover. Металлический корпус был «посажен» на шасси от трактора. Внешне копия Mark 7 отличалась от оригинала наличием вращающихся башен с орудиями по бортам танка. В сцене падения танка с обрыва зрителю продемонстрировали миниатюрную модель германской военной машины в масштабе 1:4, которую бросили с пятнадцатиметрового выступа. Полноразмерный Mark 7 никто бы не уронил из соображений безопасности. В целом же эпизод представляет собой блестящую комбинацию из съёмок бутафорского Mark 7 в натуральную величину с миниатюрой и рисованными пейзажами для общих планов.
Взрыв небоскреба в "Крепком орешке"
Под руководством специалиста по спецэффектам Ричарда Эдлунда команда художников по макетам построила для «Крепкого орешка» в уменьшенном масштабе точную копию верхней части Fоx Plaza, которую и взорвали. Впоследствии изображение взрыва совместили при помощи оптического принтера со съёмкой настоящего небоскрёба, крыша которого в этих кадрах слегка освещалась гирляндами и слабыми пиротехническими эффектами. Кроме того, настоящий вертолёт также никто не взрывал, кинематографисты ограничились уничтожением уменьшенной радиоуправляемой копии.
Прыжок Лилу в "5-м элементе"
Прыжок героини с карниза небоскрёба сквозь плотный автомобильный поток - одна из наиболее знаковых сцен фильма.
На площадке с шестиметровой высоты на маты зелёного цвета прыгала дублёр Мирьям Монтадон. Кинематографисты рассчитывали совместить материал съёмки с изображением макета здания. Затея провалилась. Результат не устроил по качеству супервайзера и режиссёра. В конечном итоге специалисты подменили каскадёра цифровой моделью. При этом здания и автомобильный поток - это макеты и двухмерные фоновые изображения, смешанные с трёхмерными цифровыми объектами окружения и моделями транспортных средств.
Взрыв моста в фильме "Правдивая ложь"
В заключительной трети фильма военные истребители подрывают мост, чтобы уничтожить грузовики, перевозящие атомную бомбу. Зрелищная сцена была решена при помощи съёмок миниатюры. Группа специалистов по макетам построила в прибрежной зоне на мелководье мост в масштабе 1:6 и пустила по нему две модели грузовичков. Прежде чем установить заряды и проложить детонирующий шнур, техники ослабили конструкцию. Сцена была снята с двух дублей. Джеймс Кэмерон хотел, чтобы грузовик после попадания ракеты в мост перевернулся через крышу и упал в воду, но специалисты объяснили ему, что это будет противоречить законам физики. В итоге машина рухнула на целую часть инженерной конструкции. Ракеты и след, оставляемый ими в воздухе, были созданы на компьютере, как и некоторые общие планы с самолётом, который летал среди небоскрёбов Майами.
Еще больше разных занимательных фактов есть вот на этом канале о спецэффектах:
https://www.youtube.com/user/Kimomanpiroman