Кто же на самом деле придумал буденовку? (5 фото)
«Царская» версия
Эту версию поддерживает современная историческая литература. По данной гипотезе, для участия в Параде Победы в Берлине для Русской императорской армии в 1915 году разработали головной убор, напоминавший по своей форме ту будёновку, которую впоследствии носили красноармейцы. Но из-за войны головной убор так и остался лежать на складах. И лишь после октябрьской революции в 1918 году он поступил в распоряжение большевиков.
Версия получилась довольно стройная. Однако, по мнению журналиста и писателя Бориса Сопельняка, данная теория – всего лишь «одна из самых распространенных, но в ней нет ни слова правды». И подчеркивает, что в СССР отчасти тоже поддерживали такой вариант происхождения буденовки. В качестве доказательства всегда приводилась документация, содержащая распоряжения и отчеты по разработке нового обмундирования для Красной Армии и подписанная председателем Реввоенсовета Советской республики Львом Троцким. В составе утверждаемой для красноармейцев формы была буденовка, которая лежала в то время на бывших царских армейских складах. Но в том варианте, в каком этот головной убор находился на консервации, его нельзя было использовать. Герб Российской империи и двуглавый орел, присутствовавшие на шапке, не могли служить символами Красной армии. И их закрыли крупной пятиконечной звездой. Причем изначально она была синего цвета.
Кстати, приведенные в качестве доказательства документы, датированные послереволюционными годами, использовались многими советскими историками и в качестве контраргумента против «царской версии» происхождения буденовки. Тем более, ни в военных, ни в гражданских архивах, доставшихся от Российской империи, нет никаких бумаг, которые бы указывали на разработку нового обмундирования для царской армии.
Советская версия
В феврале 1918 года была создана Красная Армия, для которой потребовалась своя форма, отличная от ранее принятого в царское время обмундирования. С этой целью 7 мая 1918 года по приказу Народного комиссариата по военным делам республики объявляется конкурс на разработку новой формы. В этом конкурсе участвовали даже художники с мировыми именами – В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, С.Т. Аркадьевский и мастер исторического жанра М.Д. Езучевский.
Эскизы новой формы принимались целый месяц – до 10 июня 1918 года. Причем и головной убор, и шинель, и иные части обмундирования подробно описывались в самом приказе. Этих критериев должны были придерживаться все художники. 18 декабря 1918 года был утвержден зимний вариант буденовки. И уже под самый конец этого же года первая боевая часть Красной Армии – отряд, сформированный в Иваново-Вознесенске, –получила новую форму и отправилась на Восточный фронт в распоряжение Михаила Фрунзе. Именно поэтому буденовку сначала называли «фрунзевка». Кстати, было у этой шапки и еще одно имя – «богатырка», из-за схожести ее формы с древнерусским шлемом.
Противники красноармейского происхождения буденовки указывали в своих исследованиях, что на момент свершения Октябрьской революции на интендантских складах уже лежала новая форма, разработанная, кстати, по эскизам Василия Васнецова, который впоследствии участвовал в майском конкурсе 1918 года. Царская форма состояла из длиннополых шинелей со стрелами-застежками и суконных шлемов, которые были стилизацией старорусских богатырских шлемов. Свидетельства об этой форме проскальзывали и в эмигрантских мемуарах. Однако все это можно поставить под сомнение. Тем более, что представленный в 1918 году Васнецовым эскиз новой формы, который повторял (и только!) обмундирование царской армии для парада, судя по всему, понравился и большевикам. Но лежавшая на складе форма была парадной, а не военной! Поэтому, скорее всего, Васнецов внес коррективы в прежний свой вариант.
Однако есть одно «но», которое приводит в легкое замешательство от «советского» происхождения буденовки. Страна после революции и Первой мировой войны была финансово разорена. И где же большевики смогли достать столько денег, чтобы обеспечить новую Армию формой? Но тут стоит вспомнить, что царская форма была сшита для парада, а значит, и ее было не так уж много комплектов. Иными словами, шить ее все-таки пришлось уже большевикам и не сразу. Поэтому в Гражданскую войну (1918-1922 гг.) вместо буденовки на головах многих красноармейцев были папахи и фуражки еще царской армии.
От синей до оранжевой
Звезда на буденовке изначально не была красной. Сначала ее выполнили в синем варианте, а потом ей присвоили в зависимости от рода войск свой цвет. Для пехоты нашивали малиновую звезду, для кавалерии оставили синюю, для артиллерии ее сделали оранжевой (а в 1922 году она стала черной). Инженерным войскам присвоили черную звезду, броневые силы (будущие бронетанковые войска) получили красную, а авиаторы – голубую и т.д. Поверх суконной звезды крепили еще и медную красную звездочку.
Чекисты буденовку получили только в июне 1922 года. Причем она была у них темного синего цвета, а звезда – из темного зеленого сукна. В 1923 году их буденовку «перекрасили» в черный цвет, а звезду – в малиновый. В 1924 году их шлем приобрел темный серый цвет, а звезда стала краповой.
От летнего шлема к зимнему варианту
Буденовка образца 1918 года предназначалась для холодного времени года. У нее был длинный назатыльник, который складывался вдвое и пристегивался по бокам на 2 пуговицы. При необходимости его разворачивали, чтобы закрыть уши и шею.
С апреля 1919 года по февраль 1922 года буденовка стала всесезонным убором. А 31 января 1922 года ввели полотняную буденовку без назатыльника и с двумя козырьками, которые располагались у шлема сзади и спереди. За это в народе головной убор прозвали «Здравствуй-прощай». Кроме того, он очень сильно напоминал германскую каску из-за острого наконечника. Это нередко приводило в замешательство белогвардейцев. Например, летом 1920-го года был случай в Северной Таврии (в Крыму), когда белый офицер, воевавший в свое время в Первой мировой войне, принял красноармейцев за немцев.
Поэтому напоминавший германскую каску шлем заменили фуражкой в мае 1924 года. Что касается буденовки, одобренной еще в 1918 году, она снова вернулась в Армию в феврале 1922 года, став зимним головным убором. При этом ее форма приобрела округлость, а навершие перестало быть таким острым и сильно выдающимся. В данном варианте буденовка просуществовала до 1927 года. Правда, с лета 1926 года до весны 1927 года эта буденовка была «лишена» звезды, потому что никак не удавалось ее пристрочить.
В войну с Финляндией шлем показал себя не лучшим образом. Поэтому его упразднили в июле 1940 года, заменив простой шапкой-ушанкой. Но поскольку ушанок требовалось огромное количество, буденовку пришлось носить вплоть до 1942 г. А в отдельных случаях буденовка выдавалась солдатам даже до марта 1943 года.
От «громоотвода» до символа
Буденовка имела множество имен, среди которых было и «громоотвод» или «умоотвод». Такое обидное название она получила из-за острого навершия. Существует по этому поводу даже легенда: красный командир, служивший на Дальнем Восток в 1936 году, любил спрашивать у своих подчиненных, что означает «шпиль» на буденовке. И тут же сам отвечал: «Это для того, когда запоют «Интернационал», чтобы на словах «Кипит наш разум возмущенный» через этот шпиль смог выходить пар…».
Однако обидное и насмешливое отношение к этому шлему сумели изменить художники, режиссеры и писатели. Правда, романтический образ буденовки появился только в 1950-х гг. И с того момента она активно, поскольку была узнаваема, изображалась на плакатах и открытках. Кстати, благодаря стараниям этих людей по сей день буденовка для иностранцев остается твердым символом России.