Крымские караимы - самый богатый народ в Российской империи (14 фото + 1 видео)
Немного истории. Этимология слова «караим» связана с древнееврейским глаголом «кара» - «читать, призывать, взывать». Образованная от него форма существительного «карай» (буквально - «чтец») во множественном числе имеет форму «караим» («чтецы»).
Традиционно «караим» переводится как «люди, читающие и изучающие только Священное Писание». Термин «караим» имеет двоякий смысл и обозначает как этническую принадлежность, так и приверженцев караимской веры любой национальности.
Будучи похожими по разговорному языку, устному фольклору, бытовым обычаям и образу жизни на окружающие тюркские народы, крымские караимы, тем не менее, пользовались древнееврейским языком в деловой переписке, научных трудах, литургии и надгробных эпитафиях. В связи с этим имеются две основные версии происхождения караимов: семитическая (еврейская) и хазарская (тюркская). Обе до сих пор остаются предметом научных дискуссий и не являются полностью взаимоисключающими.
Согласно семитической теории, караимы – потомки одного из потерянных десяти колен Израилевых, последователи возникшей в VIII веке в Багдаде секты иудаизма, основателем которой был Анан Ганаси бен-Давид. Возникнув в Ираке, караимское учение вместе с его приверженцами быстро распространилось среди евреев Африки, Испании и Византии, откуда попало и в Крым.
По хазарской теории, караимы – потомки древних тюркских племен, входивших в состав Хазарского каганата, официальной религией которого был иудаизм. Эта теория пользовалось популярностью у учёных и духовных лидеров караимов в XIX-XX веках, что в определённый момент сослужило караимам хорошую службу.
На протяжении многих веков они проживали в Крыму занимаясь земледелием, скотоводством, виноградарством, военным делом.
После разгрома Хазарского каганата киевским князем Святославом в 966 г., караимы обрели собственную государственность в рамках небольшого княжества со столицей в пещерном городе-крепости Чуфут-Кале («Еврейская крепость») или же Джуфт-Кале («Двойная крепость») близ Бахчисарая.
Во времена Крымского ханства (XV-XVIII вв.) караимы жили замкнутыми общинами в средневековых городах Солхат (Старый Крым), Карасубазар (Белогорск), в городах-крепостях горного Крыма Чуфут-Кале и Мангуп-Кале, а также в приморских городах Кафа (Феодосия) и Гезлев (Евпатория). Ханы относились к караимам лояльно, наделяли землей, предоставляли различные привилегии, даровали автономию в религиозных делах, разрешали строить молельные дома – «кенасы».
Мужчины-караимы отличались выносливостью, были великолепными воинами и наездниками. Традиционно караимы руководили монетным двором Крымского ханства и отвечали за охрану знатных пленников, содержавшихся в крепости Чуфут-Кале.
До конца XVIII века крепость Чуфут-Кале была крупнейшим административным, культурным и религиозным центром крымских караимов.
До конца XVIII века крепость Чуфут-Кале была крупнейшим административным, культурным и религиозным центром крымских караимов. Именно там в 1731 г. была открыта первая в Крыму типография и была издана первая книга – сборник молитв «Мекаббеч». Недалеко от крепости в живописной Иосафатовой долине расположено караимское кладбище Балта-Тиймез, самое большое и древнее в мире.
После присоединения Крыма к России в 1783 г. начался численный рост и улучшение благосостояния караимов. Из древних мест обитания они начали переселяться во вновь образованные города Крыма и Северного Причерноморья - Симферополь, Севастополь, Новороссийск, Одессу, Херсон, Николаев, а затем и в крупные административно-экономические центры страны - в Москву, Санкт-Петербург, Киев, Харьков. Этому способствовало то обстоятельство, что, удовлетворив прошение крымских караимов, Екатерина II в 1795 г. своим указом приравняла их к прочим жителям Крыма, повелев оказывать им по возможности «выгоды и облегчения». В последующие годы различными царскими указами и правительственными постановлениями караимы были освобождены от уплаты двойной подати, которой облагались евреи, им было разрешено приобретать земельную собственность и селиться по всей территории Российской империи. Поскольку в Российской империи существовал государственный антисемитизм, караимы стали активно дистанцироваться от евреев и всячески декларировать тюркскую теорию своего происхождения.
Росту благосостояния караимов способствовал тот факт, что нанося визиты в Крым все высшие чиновники, включая членов Императорской семьи останавливались у них в гостях
Также, когда Высшая элита Крымского ханства попросила разрешения переехать на "ПМЖ" в Османскую Империю и получила добро, они начал спешно собираться за бесценок продавая свои земли, сады, виноградники, промышленные предприятия и т.п. И все это скупали караимы. Крымская война поспособствовала расселению крымских караимов на иные земли. Так большинство прочно обосновалось в городах Северного Причерноморья, в Киеве, Харькове, Мелитополе и других местах. Они активно включились в промышленную и торговую деятельность.
Наиболее успешным бизнесом караимов стал табак. Они считались тонкими ценителями табака, даже имели поговорку - Кто не курит после еды табак, у того или нет табака или нет мозгов...
Караимы перехватили всю табачную промышленность из рук англичан, до этого считавшимися монополистами в этой области. Первая табачная фабрика в Крыму была открыта в Феодосии в 1861 г. караимом Вениамином Осиповичем Стамболи. В момент открытия фабрики на ней работало 60 рабочих. Вскоре в Крыму появились табачные фабрики «Акционерного общества Майтопа» и «Акционерного общества семьи Крым».
В 1850-60-е годы стали открываться табачные фабрики и в других городах России: Харькове, Киеве, Екатеринославе, Ростове-на-Дону, Москве, Санкт-Петербурге, Риге.
В конце 50-х годов XIX века в Москву из Харькова приехали караимы Самуил Садукович Габай и Арон Давидович Капон - специалисты по строительству табачных фабрик и выпуску высокосортной табачной продукции, основавшие табачную фабрику, названную в честь С.С. Габай. Первое здание фабрики находилось в Тверской части 5-го квартала, в доме Никитина, по Салтыковскому переулку, № 396. В то время на фабрике работал 21 человек и стояло четыре машины для резки и четыре стола для крутки табака. С.С. Габай активно привлекал на работу на своей фабрике крымских караимов, многие из которых, приехав в Москву, остались в ней навсегда.
После смерти С.С. Габая в 1879 г. владелицей фабрики «С. Габай» стала его жена, Анна Юфудовна Габай. В 1880 г. фабрика вырабатывала около 100 тонн табака. Здесь впервые были использованы механические крошельные станки, гильзовые и папиросно-набивные машины конструкции Семенова, получившие «Гран-при» на Всемирной промышленной выставке в Париже в 1889 г.
В 1895 г. для управления фабрикой создается товарищество на паях, именующееся «Товарищество табачной фабрики С. Габай в Москве». Изделия фабрики получают широкую известность. «Товарищество С. Габай» имело собственные магазины в Москве, в Санкт-Петербурге, Риге, Самаре, Юрьеве (Тарту) и Оренбурге.
С 1905 г. директором фабрики «Товарищество С. Габай» становится сын её основателя Иосиф Самуилович Габай (1872-1939). К 1911 г. фабрика выпускала 30 наименований папирос, среди которых: «Герцоговина Флор» (высший сорт), «Ява», «Посольские», «Царские», «Соломка», «Басма», «Леда», «Нега». Во время Первой Мировой войны фабрика была причислена к предприятиям, работающим на оборону. Вся продукция отправлялась в действующую армию, лазареты и учреждения Красного Креста.
Другая известнейшая московская табачная фабрика «Дукат» тоже принадлежала караиму - Илье Давидовичу Пигиту.
И.Д. Пигит (1851-1915) долгое время работал на фабрике С.С. Габая, стал одним из её директоров, а затем основал свою фабрику. Летом 1891 г. в Москве у внешних границ Садового кольца, среди деревянных домов Чухинского переулка (современная ул. Гашека, д. 6), начали строиться двух- и трехэтажные кирпичные корпуса табачной фабрики «Дукат». Название фабрики сложилось из первых слогов фамилий одних из самых уважаемых представителей караимского народа: Шабботая Вениаминовича Дувана – выборщика от Симферополя в 1-ой и 3-ей Государственной Думе, и Абрама Ильича Катыка – председателя Правления караимской общины Москвы и Московского караимского благотворительного общества вспомоществования бедным караимам.
И.Д. Пигиту было только 39 лет, но он был уже купцом 2-ой гильдии, он отличался предпринимательской жилкой, например в Екатеринбурге, чтобы быстро завоевать местный рынок, он нанял на бирже труда 20 мужчин, которые целыми днями ходили по табачным магазинам города и везде спрашивали папиросы Пигита.
Дела шли так успешно, что в начале ХХ века караимы контролировали 2/3 всей табачной промышленности России.
Табачные изделия фабрик караимов пользовались большой популярностью в России и за ее пределами, их неоднократно представляли на всероссийских и всемирных выставках-ярмарках, где они получали награды. В 1882 г. киевская табачная фабрика Соломона Ароновича Когена была награждена в Москве серебряной медалью, а в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже - большой золотой медалью.
Табачная фабрика Иосифа Давидовича Джигита в Екатеринославе, открытая ещё его дедом Ильёй Джигитом в 1856 г., за 50 лет своего существования получила шесть медалей, две из них - на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Более 10 медалей имела табачная фабрика И. Туршу из города Сумы. Владелец московской табачной фабрики «Дукат» И.Д. Пигнт был награжден серебряной медалью с надписью «За усердие» на ленте ордена св. Станислава. Рижская табачная фабрика акционерного общества «А.С. Майкапар» имела филиалы в Москве и Берлине и экспортировала свою продукцию в Америку, Африку, Индию, Китай и во многие европейские страны. Табачная фабрика караима Ильи Ароновича Лопато была даже в китайском городе Харбине, где россияне в начале ХХ века строили Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД). И.А. Лопато, несмотря на молодость, был опытным экспертом по турецким табакам. Свое табачное дело он основал еще в 1898 г. в России, а в начале ХХ века решил рискнуть и открыл фабрику в Харбине. Дела пошли так успешно, что через несколько лет концерн «British American Tobacco» предложил Илье Ароновичу партнерство. Фабрика после этого разрослась, на ней были заняты около 2000 человек.
Но не только в роли знаменитых табачников прославились караимы.
Караимские предприниматели были владельцами промышленных предприятий, торговых заведений и недвижимости. Так, в Москве караимам принадлежали машиностроительные заводы Айваза и Катлама, доходные дома и участки городской земли. Самыми известными караимскими домовладениями были доходный дом купца Симы Юфудовича Бобочича на Арбате, д. 15, где на первом этаже располагался магазин санкт-петербургской обувной фабрики «Скороход», и огромный доходный дом Ильи Давидовича Пигита на Большой Садовой ул., д. 10, известный сейчас всему миру как «Булгаковский дом».
Многие караимы владели ювелирными магазинами и мастерскими по изготовлению и ремонту ювелирных изделий. Например, в Одессе широкую известность получили заведения Исаака Симовича Бебеша, Абрама Моисеевича Майкапара, Бориса Соломоновича Шоле, Исаака Савельевича Мангуби и его наследника Абрама Вениаминовича Кискачи. В Киеве популярностью пользовались «Кавказский магазин» Моисея Яковлевича Бебеша и ювелирный магазин Юфуда Борисовича Майкапара. В родном Крыму караимы достигли больших успехов в сельском хозяйстве и в производственной сфере. Для поставок в Москву высококачественных фруктов, овощей и консервов в Крыму расширялись фруктовые сады Сарибана и Бобовича, увеличивались плантации душистых и элитных табаков. Продукция конфетной фабрики братьев Шишман считалась одной из лучших в России. Семья караимов Кефели занимался соляным промыслом, а семья караимов Сарач владела даже золотыми приисками в Сибири. В Севастополе работал мыловаренный завод Коджака, выпускавший знаменитый сорт мыла «Кил» на основе известной голубой глины из западной части Крыма.
Были среди караимов и государственные деятели, и учёные, и врачи, и деятели искусства.
Так, Соломон Самуилович Крым, известный учёный-агроном, инициатор создания Таврического университета, в 1919 г. был премьер-министром Крымского краевого правительства. Семён Эзрович Дуван был городским головой Евпатории, и именно благодаря его усилиям Евпатория в начале ХХ века превратилась в цивилизованный международный курорт.
Караимами были знаменитая балерина Анна Павлова, композитор и музыкант Самуил Моисеевич Майкапар, кинорежиссёр Сергей Иосифович Юткевич, знаменитый хирург, основатель династии врачей, академик Александр Васильевич Вишневский («мазь Вишневского»), создатель первого московского крематория, автор многочисленных работ в области коммунального хозяйства, профессор Фёдор Яковлевич Бурче, министр обороны, Маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский…
Маленький караимский народ стал одним из самых образованных и преуспевающих народов Российской империи.
В начале ХХ века при общей численности караимов в 12000 человек среди них было 12 миллионеров! Без преувеличения их можно было назвать самым богатым народом Российской империи. Караимы переживали экономический и демографический взрыв. К 1914 г. их численность достигла почти 16000, из них около 8000 проживало в Крыму (а в конце XVIII века их было около 2 тысяч).
После Октябрьской революции экономические позиции караимов потеряли свою силу - Фабрика С.С. Габая в 1922 г. получила имя «Ява» и продолжала успешно работать вплоть до распада СССР, причём её директором до самой своей смерти в 1939 г. оставался И.С. Габай. После распада СССР предприятие было приватизировано и в 1994 г. перешло под контроль «British American Tobacco». В 2013 г. фабрика была закрыта, а производственные мощности переведены в Санкт-Петербург. Фабрика «Дукат» в 1990 г. перешла под контроль «Liggett Group Inc». В 1999 г. фабрика переехала в новое здание на Каширском шоссе. В 2016 г. фабрика была закрыта.
Гильзовая фабрика А.Д. Катыка также была национализирована и под другим названием работала до окончания Великой Отечественной войны. Затем была закрыта, а на её площадях был организован Первый московский часовой завод, выпускавший знаменитые часы «Полёт». Фабрика АО «А.С. Майкапар» в Риге была национализирована в 1940 г. и получила название «Рижская табачная фабрика». В 1990-е годы, после обретения Латвией независимости, фабрика была продана датской компании «House of Prince», а затем перешла под контроль «British American Tobacco». Закрыта в 2009 г.
И небольшая история о пользе тюркской версии происхождения караимов.
После прихода фашистов к власти в Германии начались гонения на евреев. Под репрессии попали и проживающие там караимы. Находившийся в это время в эмиграции в Париже Семён Эзрович Дуван открыто встал на защиту караимов от антисемитизма. Он предпринял поездку в Берлин и обратился в Министерство внутренних дел с просьбой о признании караимов не евреями. Фашистское министерство с истинно немецкой пунктуальностью обратилось к трём ведущих специалистов того времени - Зелику Калмановичу (1881-1944), Меиру Балабану (1877-1942) и Ицхаку Шиперу (1884-1843), с вопросом, являются ли караимы этническими евреями. Все трое независимо друг от друга дали одинаковый ответ: караимы - не евреи. Министерство издало соответствующий циркуляр и разослало его в заинтересованные организации. Ирония судьбы – караимы были спасены, а учёные, давшие спасительное заключение, через несколько лет погибли в фашистских концлагерях…
В современных караимских официальных публикациях не подтверждается факт перехода хазарских каганов в христианство и отвергается всяческая связь с иудаизмом и евреями. Причем крымские караимы подчеркивают свое отличие от евреев даже в быту.