Рейд обреченных (3 фото)
Николай Яковлевич Киселёв родился 6 (19) декабря 1913 года в деревне Богородское, возле Уфы, Российская империя (ныне Башкирия, Россия) в крестьянской семье.
В 1941 году окончил Институт внешней торговли в Москве и ушёл добровольцем на фронт. В том же году в должности политрука воевал в составе 29-й стрелковой дивизии 32-й армии, попавшей в окружение под Вязьмой. Киселёв попал в немецкий плен, бежал, стал членом подполья в деревне Илье, а затем в 1942 был принят в отряд «Мститель» под командованием Василия Воронянского, который действовал в Вилейском районе Минской области.
Перед войной в деревне Долгиново, в 100 км севернее Минска, проживало около 5000 евреев. Летом 1941 части вермахта, развивавшие успешное наступление, обошли деревню стороной. Поэтому поначалу террор против местного населения организовали вспомогательные полицейские подразделения литовских и латышских националистов, сгонявшие попавших в ловушку евреев в гетто. Весной 1942 немцы начали планомерное истребление. 12 апреля расстреляно 900 евреев, к маю убиты еще 2000 (из которых 1200 заживо сожгли в сарае). К лету в живых осталось 278 человек, в основном старики, женщины и дети — те, кто успел уйти в лес или сумел отсидеться в погребе. Белорусские крестьяне не могли укрывать их под страхом смерти.
Выжившие жители деревни прибились к партизанскому отряду «Мститель». Однако их содержание ложилось непосильным бременем на партизанские формирования. Заместитель командира отряда «Мститель» Иван Матвеевич Тимчук (впоследствии Герой Советского Союза), по рации передал в Центральный штаб партизанского движения в Москву: «При нашем отряде базируется большая группа евреев – около 300 человек, это в основном старики, женщины и дети. Что с ними делать?» Вскоре из Москвы пришел ответ: «Сформируйте отряд. Его должен возглавить опытный командир. Евреев необходимо вывести на советскую территорию».
Выполнить поставленную задачу вызвался Николай Киселев. С ним пошло 270 человек, большая часть которых — старики, женщины и дети. Кроме Киселева, группу сопровождали еще 7 партизан.
Переход длился больше месяца, дважды отряд натыкался на немецкие засады, многие были ранены. После одного из столкновений недосчитались 50 человек, что с ними произошло — неизвестно. Двух раненых — пожилую женщину и мальчика — пришлось оставить в лесу, но они выжили.
Самой маленькой в группе была девочка Берта, которая часто плакала. По мере приближения к линии фронта это становилось всё более опасным. Во время одного из таких опасных моментов родители Берты пришли в такое состояние, что в отчаянии решили утопить девочку, чтобы спасти всю группу. Тогда Николай Киселёв взял ребёнка на руки, успокоил её и нёс до конца похода на руках. Берта была спасена.
После более чем 1500-километрового перехода по оккупированной территории Киселев вывел за линию фронта (через «Суражские ворота» (или «Витебские ворота») - 40 километровый разрыв между немецкими флангами групп армий «Север» и «Центр» между населёнными пунктами Велиж (на юге) и Усвяты, Псковской области (на севере)) 218 человек, после чего был арестован военной контрразведкой как дезертир. Однако спасённые им люди, в свою очередь, заступились за него, и Киселёва освободили. В Государственном архиве Белоруссии хранится обращение спасённых евреев к секретарю ЦК ВКП(б) П.К.Пономаренко: «На всём протяжении пути, когда к нам явился тов. Киселёв, мы чувствовали его заботу и считаем его своим отцом и просим Вас представить его к правительственной награде».
Памятник Н.Я.Киселеву в гор.Благовещенск (Респ.Башкортостан), установленный в парке его имени. Открыт 6 ноября 2015 года.
Ещё во время войны Киселёв был представлен к званию Героя Советского Союза, но самолёт с документами был сбит, и Кисёлев не получил награды.
В 1948 году был награждён Орденом Отечественной войны I степени, а в 1966 году — медалью «За трудовую доблесть».
В 2005 году Николаю Киселёву израильским институтом Яд ва-Шем было присвоено звание Праведник народов мира. Из 218 спасённых им людей к 2008 году в живых осталось всего 14 человек. Его память чтят более 2200 их потомков, которые ежегодно собираются в Тель-Авиве 5 июня в день последнего расстрела Долгиновского гетто. Киселёва они сравнивают с Моисеем, выведшим из рабства еврейский народ.
О подвиге Николая Киселёва в 2008 году был снят документальный фильм «Список Киселёва» (название дано по аналогии со «Списком Шиндлера»).
В деревне Долгиново именем Киселёва названа улица. 9 мая 2014 года именем Киселёва назван сквер, находящийся на московской улице Новый Арбат и до того бывший безымянным, а в начале сквера — возле дома №7 по Новому Арбату — был заложен мемориальный камень в память о партизанском командир.