Мушкетёры (23 фото + 4 видео)
Благодаря замечательному писателю Александру Дюма, королевские мушкетёры Франции всемирно известны, но вместе с тем окутаны нескончаемым количеством штампов и мифов, происходящих из весьма неисторичных экранизаций, уже переваливших за сотню. Тем не менее, история рот королевских мушкетёров гораздо более интересна, чем любые телесериалы и полнометражные фильмы.
История этих подразделений началась задолго до XVII века и восходит ко временам описанным другим великим писателем Вальтером Скоттом в историческом романе «Квентин Дорвард». В 1445 году Карл VII обзавёлся личной охраной, состоявшей из сотни стрелков-шотландцев, личная охрана короля менялась со временем и в 1593 году в составе охраны появилась рота лёгкой кавалерии (карабинеров). Людовик XIII, любивший военное дело в 1622-м отряд карабинеров перевооружил мушкетами и он стал ротой конных мушкетёров, выделившейся с 1629 года в самостоятельное подразделение. Этот год можно считать годом образования роты королевских мушкетёров, знакомых всем по книгам и фильмам.
По сути своей королевские мушкетёры (фр. Mousquetaires de la maison militaire du roi de France) вначале являлись внешней охраной дворца и обязаны были сопровождать монарха в любых поездках вне дворца. По статусу они находились ниже личной охраны короля, однако набирались исключительно из гвардейских частей, куда попадали только беспорочные дворяне с двухсотлетней историей рода. Переход в мушкетёры был значительным повышением, о престижности службы в мушкетёрских ротах говорит тот факт, что даже польский король Ян Собеский не брезговал в молодости служить мушкетёром.
Собственно как понятно из названия, мушкетёр должен был пользоваться, прежде всего, мушкетом, то есть дульнозарядным длинноствольным стрелковым оружием, это единственное из вооружения, что давалось королём, остальное покупалось за собственные средства. Мушкет тяжёлое (до 9 кг) и длинное (до 1400 мм) стрелковое оружие, как правило, стреляли из него с сошки, имея подушечку для плеча, о кучности и точности боя говорить не приходится, они компенсировались залповым огнём и калибром – на расстоянии 200 м мушкетная пуля пробивала кирасу, индивидуальную цель можно было поражать на расстоянии до 50 м. Замки были, как правило, фитильными, мушкетёр имел перевязь-берендейку с дюжиной патронов-натрусок (эти названия происходят от русских стрельцов, являвшихся классическими мушкетёрами, хотя если быть предельно точным, стрелец вооружался пищалью-аркебузой, поэтому, строго говоря был коллегой мушкетёра - аркебузиром). В одной из натрусок была пороховая мякоть для передачи огня заряду, а в остальных – сами пороховые заряды (огненное зелье), к перевязи подвешивался мешок с пулями и фитиль. Натруски были деревянные, медные или костяные, поэтому они при передвижении издавали шум, для скрытного приближения к противнику их помещали в мешочки. Перезарядка требовала несколько минут, поэтому мушкетёры, как правило, больше использовали холодное оружие, а королевские мушкетёры вовсе считались посредственными снайперами. Необязательно имелись пара седельных пистолетов. Со временем мушкет превратился в парадное оружие, а мушкетёры пользовались ружьём, приобретаемым из собственных средств.
Основной наступательно-оборонительный комплекс мушкетёра составляло холодное оружие. Мушкетёр было вооружён обычной для того времени боевой шпагой являющей собой, по сути, тонкий меч, длиной около 1000 мм или чуть длиннее и весом от 1 до 1.5 кг. Шпагой и предпочитали действовать, ибо с ней можно было доказать свою настоящую храбрость, со шпагой мушкетёры героически врывались на бастионы, внушая законный трепет врагу. Фехтованию и конной езде обучали как родственники, так в полках, а так же многочисленных законных и незаконных школах и блистательных академиях, как например академия Плювинеля. Шпага с «мушкетёрским» крестом и некоторые парадные экземпляры появились на закате рот мушкетёров, они весьма живописно выглядят, но так же нехарактерны как испанская "Казолета", отчего-то часто выдаваемая за «мушкетёрскую». Реже в конном строю мушкетёры использовали кавалерийский палаш.
Обязательно во времена своего образования и расцвета мушкетёры носили с собой дагу – длинный кинжал, его держали в левой руке и на неё в основном принимали удар шпаги. Как правило, про дагу забывают даже в очень грамотных реконструкциях и не изображают её как вооружение мушкетёра, вместе с тем, дага весьма характерное оружие для мушкетёра. Дага является отголоском как раз боя на мечах, когда как такового фехтования не было, мечи между собой не соприкасались, а удар меча принимали на щит (в основном из-за боязни повредить дорогой и хрупкий клинок). В какой-то мере, дага является развитием щита или кулачного щита и латной перчатки, так же дага использовалась как самостоятельное оружие в ближнем бою, особенно при рукопашной схватке.
Мало когда упоминают, что вооружение мушкетёров дополнял багинет, то есть штык. Багинет или байонет появился в 1647 году и изначально вставлялся в ствол мушкета, позволяя хоть как-то противостоять коннице и пикинёрам, хотя большой популярностью в войсках не пользовался, предпочтение отдавалось шпаге и палашу.
У мушкетёров была собственная форма или скорее элемент формы, знаменитый лазоревый плащ с крестом. Этот короткий плащ назывался казакин и по сути являлся гербовой коттой, как у крестоносцев, показывающий принадлежность к тому или иному сюзерену или ордену. Плащ, обшивался по краям серебряными галунами, спереди, сзади и по бокам мушкетёрского плаща находились бархатные белые кресты с королевскими золотыми лилиями на концах. У первой роты в углах креста имелись четыре алых трилистника, у второй роты серебряные, отличались роты так же мастью коней: первая - серая рота имела белых коней или серых в яблоках, вторая - чёрная рота коней вороной масти. В более поздние времена был введён красный мундир, где серые мушкетёры имели золотой галун по обшлагам, на шляпе, на полах камзола и по низу пистолетной седельной кобуры, чёрные мушкетёры второй роты соответственно имели серебряный галун. Ботфорты полагались чёрной кожи, шляпа чёрная с белыми перьями, лазоревые плащи-казакины были заменены в 1688 году на лазоревые супервесты (безрукавки).
Пока не была введена жёсткая форма, под выдаваемым королём казакином мушкетёр носил любую одежду доступную ему по средствам. Золотого шитья перевязи, лильские, миланские, брабантские и брюссельские кружева обильно украшали одежду мушкетёров. Так же неизменным атрибутом мушкетёров была широкополая фетровая шляпа со страусовыми перьями и металлической чашкой внутри, она как придавала форму, так и носила чисто утилитарное назначение защиты головы по типу каски в боевых условиях. Шляпу не снимали ни в помещении, ни за столом, кроме случая приветствия дамы, перчатки тоже, как правило, не снимались ни за столом, ни в бою. Мушкетёр носил башмаки, переобуваясь для похода в ботфорты и носил шпоры даже не имея лошади.
Как уже упоминалось, было две роты королевских мушкетёров, чёрные мушкетёры появились гораздо позже. Вначале была сотня рядовых мушкетёров первой вернее тогда единственной роты, сам король с 1634 года был капитаном, ещё было два лейтенанта и четыре корнета. Первым командиром роты был капитан Жан де Берар, шевалье, маркиз де Монтале, а далее фактическим командиром, носившим звание капитан-лейтенанта был Жан-Арман де Пейре, с 1643 года граф де Труавиль, более известный как де Тревиль. С 1646 года по 1657 год рота была распущена кардиналом Мазарини, но была восстановлена королём и её лейтенантом, а затем капитан-лейтенантом становится Шарль де Бац де Кастельмор, более известный как граф д’Артаньян. Он расширяет роту со ста двадцати до двухсот пятидесяти человек, иногда штатный состав доходит до трёхсот тридцати человек. Ранее мушкетёры квартировали где придётся, сейчас создаётся «Дом мушкетёров» на улице Шаратон, их первая казарма. Формируется вторая рота мушкетёров, некоторое время даже считавшаяся более престижной чем первая, рядовые служили шесть месяцев в году, офицеры четыре, капитан-лейтенант три, произвольно распределяя время службы, но все были обязаны быть во время войны на театре военных действий. К концу царствования Людовика XIV каждая рота имела по штату двести пятьдесят рядовых и стала нести службу во внутренних покоях дворца, будучи уже личной охраной. В 1746 году королевские мушкетёры в последний раз участвовали в битве при Фонтенуа и были распущены 15 декабря 1775 года из-за финансовых трудностей королевства. Попытки возродить роты мушкетёров успехом не увенчались, 1 января 1816 г. королевские мушкетёры были ликвидированы окончательно.
Мушкетёры: 1. Барабанщик и гобоист, 1622 г. 2. Мушкетёр короля и гвардеец кардинала, 1646 г. 3. Гобоист, 1660 г. 5. Униформа мушкетёров 1-й роты в 1676 г. 6. Униформа мушкетёров 1-й роты в 1685 г. 10. Кираса, XVIII век.
Мушкетёры прославились не только битвами, но и зачастую участвовали в политических арестах и репрессиях, подавлении крестьянских восстаний, популярных, невзирая на запрещающие эдикты дуэлях, аферах, интригах, дебошах и непристойном поведении. Д’Артаньян в частности, хотя и сделал блестящую военную карьеру, проявив себя отчаянным храбрецом, став «полевым маршалом» (генерал-майором), однако в основном занимался поручениями кардиналов, политическими интригами и арестами, знаменит, например незаконным и необоснованным арестом министра финансов Фуке (позавидовав совершенно законному богатству Фуке, король приказал арестовать и заточить министра, его имущество было конфисковано и последние 15 лет жизни Никола Фуке провёл в заключении в замке Пиньероль, после чего был оправдан, хотя и остался разорён и оклеветан). Дуэли были популярны как во Франции, так в среде мушкетёров, причём о соблюдении каких-либо правил дуэльного кодекса, речи не шло – противников калечили намерено (отрубали носы, щёки, кисти рук), использовали засады, добивали, применяли огнестрельное оружие против холодного. Стоит ли говорить, что при довольно скромном содержании, питались мушкетёры «гасконской кухней», а это: сыр, хлеб, яичница и много кислого бургундского вина. Поэтому повсеместные пьяные драки и дебоши мушкетёров были широко известны, даже приключались настоящие уличные сражения с десятками убитых и раненых. Это происходило при распивочных, коих было очень много, там же в большом ассортименте имелись дешёвые жрицы любви, их так же было много и в казармах. В казармы женщины легко проникали, переодевшись в мужчин, поскольку по тогдашним стандартам красоты женщины должны были иметь маленький рост и худобу, а рослым мушкетёром считался 175 см человек, поэтому часто в казармах проживали под видом слуг содержанки и попросту проститутки. Большие скандалы вызывала и содомия в казармах, довольно распространённая среди мушкетёров и вообще в парижском обществе. Мушкетёрские роты пополнялись провинциальными юношами, быстро впитывающими дурные наклонности и, невзирая на старания отцов-командиров образовать их и обучить манерам, моральный облик мушкетёров оставлял желать лучшего, их считали совершенно неуправляемыми.
За время своего существования мушкетёры отличились в многочисленных войнах и битвах. Фактически по тактике они были драгунами – то есть пехотой на конях, их задачей было прибыть на коне к месту боя, спешиться и уже пешим строем воевать. Изредка они применяли караколь – то есть на конях подскакать к строю противника, разрядить в него пистолеты или мушкет и уступить место следующим, чтобы в спокойной обстановке перезарядиться и повторить атаку, такая тактика больше была характерна для рейтар. Невзирая на то, что основной функцией считалась охрана короля, тем не менее, мушкетёры, как впрочем, и гвардейцы кардинала много и успешно воевали, в частности осуществив множество удачных осад, в одной из них при Маастрихте 25 июня 1673 года был убит д’Артаньян, по свидетельству лорда Алингтона, пулей в голову. Первую большую победу мушкетёры одержали 8 ноября 1627 года в сражении на острове Ре, затем, при Ла-Рошели и Дюнкерке, после чего за весёлость и храбрость в бою полюбились королю, как впрочем, и кардиналу Ришильё, предпочитавшему использовать эффективные войска как можно чаще. Мушкетёры участвовали в боях практически со всеми европейскими государствами и народами, в частности в Тридцатилетней войне, войне с турками, Голландской войне, войнах за Английское, Пфальцское, Испанское и Польское наследство, Семилетней войне 1756-1763 года, развернувшейся от Карибских островов до Филиппинских, и часто называемой Первой мировой войной.
Королевские мушкетёры оставили заметный след как в литературе и кинематографии, так и в военном деле, по сути именно мушкетёры изменили всю тактику ведения боя XVII века и во многом определили манеру ведения войн в XVIII веке. Их наступательно-оборонительный комплекс просуществовал почти в неизменном виде до середины XIX века, заменённый уже более скорострельным и дальнобойным стрелковым оружием, заставившим изменить тактические приёмы пехотинцев на поле боя.