Военная хроника (19 фото)
Первый немецкий танк A7V 1916 год
Единственный немецкий танк, применявшийся в ходе Первой мировой войны, А7V. Он отличался от всех остальных гусеничных машин своей громоздкостью, двумя дымящими трубами и очень многочисленным экипажем из 18 человек. За это А7V в германских войсках прозвали тяжелой походной кухней.
А7V стал ответом британским танкам, появившимся на Западном фронте во время Первой мировой войны. Машина представляла собой средний танк, разработанный немецким Военным министерством в 1916 г. Он напоминал мобильный дот или бронетранспортер, и состоял из бронированного стального корпуса, 57-миллиметровые пушки и от шести до восьми 7,9-миллиметровых пулеметов.
Как указывалось в немецкой классификации (Sturmpanzer-Kraftwagen означает «штурмовая бронированная машина»), его роль заключалась в атаке и прорыве рядов сил союзников. Первый пробный экземпляр А7V появился в сентябре 1917 г., а в октябре того же года вышла первая модель. Несмотря на это, впервые танк применили лишь в марте 1918 г.
Конструкторы танка сумели избежать многих ошибок, допущенных в конструкции английских и французских машин, но внесли ряд своих. Для бронекорпуса были применены более толстые, чем обычно бронеплиты, установленные с некоторым наклоном. Это способствовало защите от бронебойных пуль и снарядов легкой артиллерии. Широкие гусеницы обеспечили тяжелому танку неплохую проходимость по рыхлому грунту. Нижняя часть гусеницы, хорошо сопрягалась спереди и сзади с бронекорпусом, но позволяло преодолевать большинство препятствий на открытой местности.
Танк мог уверенно передвигаться по рыхлому грунту, но только по ровному месту, без бугров, глубоких воронок и ям, поскольку при боковом крене он легко опрокидывался. При переходе через проволочные заграждения колючая проволока очень часто затягивалась под гусеницы и запутывалась в них, что перегружало сцепления и выводило их из строя. В первоначальном проекте для повышения проходимости на танке предусматривался специальный «нос» из двух треугольных балок таврового сечения. В отличие от французских легких танков, имевших хвост позади танка, обе эти рамы должны были укрепляться спереди. Нос даже был выполнен на деревянном макете, но уже на первом демонстрационном образце от него отказались.
Вооружение танка было достаточно мощным, и его расположение обеспечивало широкие сектора обстрела. В то же время узкое поле зрения орудийного прицела не давало возможности наводчику наблюдать цель во время движения из-за тряски. Поэтому вести огонь из пушки можно было только во время остановок, когда танк сам превращался в хорошую мишень.
Далеко не сразу для танка первой мировой войны A7V выбрали соответствующее вооружение. Рассматривался вариант укороченного корпуса с восемью амбразурами: в них в зависимости от обстоятельств можно было установить две 20-мм пушки и два пулемета либо четыре пулемета и два огнемета. Танк с «полноразмерным» корпусом, предполагалось вооружить 77-мм полевой пушкой образца 1896 г. или же штурмовым пехотным орудием Круппа 1916 г., двумя 20-мм автоматическими пушками Беккера и четырьмя пулеметами. 77-мм штурмовая пушка, с длиной ствола 20 калибров, имевшая снаряд массой 6,85 кг с начальной скоростью 400 м/с, была наиболее подходящим оружием для тогдашних боевых действий, но заказы на нее оказались расписаны вперед на многие месяцы и ее получение, даже для такой новой техники, как танки, в любившей порядок Германии вызвало большие затруднения. Посчитали, что орудие имеет слишком большой откат. Поэтому по примеру англичан было решено поставить на танк 57-мм орудие - трофейные крепостные (казематные) пушки Максима - Норденфельда, которые в 1914 г. были захвачены в крепости Антверпен. Орудие оказалось вполне подходящим для танка: при длине ствола 26 калибров оно имело длину отката всего 150 мм и дальность стрельбы 6400 м.
В боекомплект танка кроме 100 выстрелов с осколочно-фугасными снарядами включили 40 бронебойных и 40 картечных. Осколочно-фугасные снаряды имели взрыватель с замедлителем и могли использоваться против полевых укреплений. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 487 м/с, а бронепробиваемость - 20-мм на дальности 1000 м и 15-мм - на 2000 м. Поскольку начальная скорость снарядов германской пушки была выше английской, германские танки имели более высокую точность стрельбы и превосходили своих английских противников в действии снаряда по бронированным целям.
Экипаж А7V, подобно экипажам танков союзников, также страдал в бою от плохой вентиляции и грохота двух двигателей. При движении вне поля боя танкисты, кроме трех механиков-водителей, предпочитали находиться на плоской крыше танка.
Что же касается ходовой части, то она была выполнена по типу американского трактора «Холт», а весь броневой корпус крепился на ней сверху на раме и собирался на каркасе при помощи клепки.
Танк А7V передвигался благодаря двум центральным четырехцилиндровым бензиновым двигателям Daimler, каждый из которых мощностью 75 кВт (100 л. с.). Горючее в двигатели поступало из топливного бака вместимостью 500 л. При полной мощности танк A7V мог передвигаться со скоростью 15.
Первые пять танков А7V германское командование планировало получить уже в июне 1917 г., но из-за дефицита материалов и нехватки рабочих рук первый серийный танк был сделан 17 октября. В начале февраля 1918 г. в Германии была создана первая танковая часть - «штурмовое отделение бронированных машин», и началось обучение личного состава. Тем не менее у армейского руководства новая техника по-прежнему энтузиазма не вызывала. Так, начальник Большого генерального штаба генерал-фельдмаршал Гинденбург, осмотрев первые 10 машин, высказался весьма скептически: «Вероятно, они не принесут большой пользы, но так как они уже сделаны, то мы попробуем их применить». В инструкции Ставки Главного командования о взаимодействии танков с пехотой указывалось, что танки и пехота должны продвигаться вперед независимо друг от друга. При этом пехота не должна была подходить к танкам ближе, чем на 200 шагов, так как считалось, что это опасно из-за сильного артиллерийского огня, который, как считалось, будет сразу же открыт по новым машинам.
Впервые германские танки вступили в бой 21 марта 1918 г. неподалеку от местечка Сент-Кантен (всего в 50 км от того места, где в первый раз их в 1916 г. применили англичане) они использовали несколько трофейных английских танков Мk.IV и несмотря на свою малочисленность всего в атаке участвовало 4 немецких и 5 английских танков. Атака произвела на английские войска очень сильное впечатление.
Впоследствии германские танки участвовали во многих боях, и зачастую одно их появление вызывало панику среди английских солдат. Но действовали они мелкими группами, что не давало значительного эффекта. Выяснилось, что большие размеры танка А7V, и в особенности его высота, превращают его в хорошую мишень, а неважная проходимость затрудняет использование.
Следует отметить еще модификацию танка, А7V и построенную в 1918 г. в двух экземплярах. Новая ходовая часть имела упругую подвеску, а гусеницы, как у английских машин, охватывали коробчатый корпус. Вооружение танка состояло из двух 57-мм бортовых орудий. Несмотря на то что экипаж A7V уменьшился до 7 человек, вес танка возрос до 40 тонн, и это послужило причиной прекращения работ.