За честь монашества
Государственный Русский музей
Завод Гарднера, поставлявший изделия к императорскому двору, в конце XVIII века выпустил сатирическую статуэтку с православным монахом, несущим к себе девицу, замаскированную под сноп.
Дерзость не осталась незамеченной. Архимандрит Саратовского монастыря подал жалобу в губернское правление по поводу изъятой им на местной ярмарке «фарфоровой куклы монашеского вида, имеющей на себе род снопа с видом женским» (речь шла об аналогичной фигурке, выпущенной частным заводом купца Никиты Храпунова), и требовал скорейшего уничтожения всех экземпляров как соблазнительных и порочащих честь монашества.
Губернское правление, однако, в просьбе отказало, заявив, что кукла эта изображает сострадательного монаха, который спасает укрывшуюся в снопе девушку от некоего злодеяния и даже гибели. Архимандрит, однако, на этом не успокоился и дошел до самого Сената. Столичные чиновники отреагировали на курьез неоднозначно: с одной стороны, вынесли выговор главе губернского правления за «гадательные и романические идеи, представляющие вид сатиры», то есть за ироническую издевку, скрытую им между строк официального отчета, с другой — пожурили архимандрита за самоуправство и присвоение себе полицейских функций.
Тем бы дело и кончилось, но тут вмешался сам Александр I, приказавший доставить ему скандальную «куклу». Рассмотрев дело лично, император объявил архимандриту монаршее благоволение, а статуэтки велел уничтожить и впредь запретить к производству. Но даже несмотря на высочайший запрет, фигурки продолжали производить подпольно, а затем сюжет с монахом и вовсе ушел в народ, став одной из картинок для волшебных фонарей.
Автор Василий Успенский