Мария Склодовская-Кюри - феномен XX века (6 фото)
Детские годы
Жизнь Марии Склодовской складывалась непросто. Полька по национальности, она родилась в Варшаве – столице Царства Польского, входившего в состав Российской империи. Помимо нее, в семье было еще три дочери и сын. Отец, учитель Владислав Склодовский, выбивался из сил, чтобы прокормить детей и заработать средства на лечение жены, медленно умиравшей от чахотки. Мария еще в детстве потеряла одну из сестер, а затем и мать.
Годы учебы
Мария Склодовская уже в школьные годы отличалась исключительным трудолюбием, упорством и прилежанием. Она занималась, забывая о сне и еде, блестяще окончила гимназию, но интенсивные занятия нанесли такой ущерб ее здоровью, что после окончания учебы ей пришлось на некоторое время сделать перерыв, чтобы поправить здоровье.
Девушка стремилась к получению высшего образования, но возможности женщин в этом отношении в тогдашней России были существенно ограничены. Однако имеются сведения, что Марии все-таки удалось окончить подпольные женские высшие курсы, неформально именовавшиеся «Летучим университетом».
Стремление к образованию было свойственно не только Марии, но и ее сестре Брониславе, однако из-за стесненных материальных обстоятельств это было мало реально. Тогда они договорились учиться по очереди, а перед этим заработать денег в качестве гувернанток. Первой стала Бронислава, поступившая в медицинский институт в Париже и получившая диплом врача. Только после этого 24-летняя Мария смогла поступить в Сорбонну и изучать физику и химию, а Бронислава работала и оплачивала ее обучение.
Мария зарекомендовала себя как одна из лучших студенток Сорбонны, по ее окончании получила сразу два диплома — по физике и по математике и стала первой в истории Сорбонны женщиной-преподавателем. Благодаря своим трудолюбию и способностям она получила также возможность проводить самостоятельные исследования.
Замужество и научная работа
Судьбоносная встреча Марии Склодовской со своим будущим супругом, Пьером Кюри, произошла в 1894 году. Он в это время руководил лабораторией при Муниципальной школе промышленной физики и химии, и, несомненно, общность научных интересов сыграла немаловажную роль в их взаимном интересе. Через год они поженились, а в свадебное путешествие отправились на велосипедах.
Став Склодовской-Кюри, Мари продолжала активную научную работу. Свою докторскую диссертацию она посвятила проблеме новых излучений. После года интенсивной работы она выступила с докладом на заседании Парижской академии наук о материалах, которые, подобно урану, обладают излучением (торий). В докладе отмечалось, что урансодержащие минералы обладают гораздо более интенсивным излучением, чем сам уран.
В 1898 г. супруги Кюри открыли новый элемент, получивший в знак уважения к родине Марии название полоний (латинизированное название Польши). Тогда же им удалось теоретически обосновать существование радия - он был получен экспериментальным путем лишь через 5 лет, что потребовало переработки более чем тонны руды. Эксперименты с радиоактивностью Мария проводила в сарае, прилегавшем к лаборатории мужа.
Нобелевские премии
Защита докторской диссертации Марии Склодовской-Кюри состоялась в 1903 году, и в этом же году она вместе с мужем и А.А. Беккерелем получила Нобелевскую премию по физике. Кроме того, Лондонское королевское общество наградило супругов медалью.
Стоит отметить, что супруги Кюри не стали оформлять патент на открытый ими радий, чтобы не препятствовать развитию новой сферы в промышленности и технике.
Реализации множества творческих планов супругов Кюри помешала трагическая гибель Пьера в 1906 году, он попал под колеса грузовой повозки. Мария осталась одна с маленькой дочерью Ирен на руках.
В 1910 году ряд французских ученых выдвинул кандидатуру Марии Кюри на выборах во Французскую Академию наук. Случай беспрецедентный, так как до тех пор во Франции не было ни одной женщины-академика. Это вызвало длительную и ожесточенную полемику в рядах академиков, и противникам женщины-ученого удалось на выборах забаллотировать ее с перевесом лишь в два голоса.
Однако научные заслуги Марии Склодовской-Кюри нашли международное признание – в 1911 году она получила вторую Нобелевскую премию, на этот раз по химии за выдающиеся заслуги в ее развитии, открытие радия и полония и их изучение. Кстати, именно супруги Кюри ввели в научный оборот термин «радиоактивный».
Удивительно, как у Марии, всю жизнь работавшей с радиоактивными материалами, родилось две здоровых дочери. Семейные традиции выдающихся ученых продолжила их дочь Ирен, ставшая женой химика Фредерика Жолио и в 1935 году также получившая Нобелевскую премию по химии. Уважение к семье ученых было настолько велико, что супруг Ирен так же, как и Ирен, стал носить двойную фамилию Жолио-Кюри.
Первая мировая война
Понимая перспективность исследований в области радиоактивности, Парижский университет совместно с Пастеровским институтом буквально перед началом Первой мировой войны, в августе 1914 года, учредили Радиевый институт, в котором Кюри получила должность директора отделения фундаментальных исследований и медицинского применения радиоактивности.
В период войны она занималась обучением военных медиков практическому применению радиологии, в том числе обнаружению шрапнели в теле раненых при помощи рентгеновских лучей. Она помогала создавать в прифронтовой зоне радиологические установки и обеспечивать пункты первой помощи переносными рентгеновскими аппаратами. Полученный за этот период опыт она изложила в монографии «Радиология и война» (1920 г.).
Последние годы жизни
Последние годы жизни Марии Склодовской-Кюри были посвящены преподаванию в Радиевом институте и руководству научной работой студентов, а также активному продвижению радиологических методов в медицину. Данью памяти Пьера Кюри стала написанная ею биография супруга, опубликованная в 1923 году.
Не забывала Мария Склодовская-Кюри и свою родину – Польшу, которая после Первой мировой войны получила независимость. Она неоднократно ездила туда и консультировала польских исследователей.
Побывала она и в США: в 1921 году американцы преподнесли ей 1 г радия, чтобы она могла продолжать свои исследования, а в 1929 году второй визит в США принес ей пожертвования, хватившие для приобретения еще одного грамма радия, который она передала для лечения больных в один из варшавских госпиталей.
Тем временем состояние ее собственного здоровья неуклонно ухудшалось. Просто удивительно, что ей удалось дожить до 67 лет, ведь все опыты с радиоактивными элементами проводились без какой-либо защиты.
Пьер и Мария Кюри понимали широкие перспективы их применения в медицине, но об их губительном воздействии на здоровье, о том, что сегодня называется лучевой болезнью, по-видимому, не знали. Более того, Мария носила на груди на цепочке маленькую ампулку с радием, а все ее записи, личные вещи, одежда и даже мебель и сегодня сохраняют высокий уровень радиоактивности, опасный для жизни.
Сегодня, чтобы получить доступ к ее записям и личным вещам, являющимся национальным достоянием Франции и находящимся в Национальной библиотеке в Париже, требуется надевать защитный костюм, так как период распада радия 226 составляет более полутора тысяч лет.
Смерть Марии Склодовской-Кюри от апластической лучевой анемии наступила 4 июля 1934 года. Ее похоронили вместе с мужем, но в 1995 году прах супругов Кюри торжественно перенесли в парижский Пантеон.
Память супругов Кюри увековечена в названии химического элемента кюрий и единице измерения кюри (Ci), а Марию Склодовскую-Кюри называют «мамой современной физики». В Польше ей установлено несколько памятников.