3 секунды, которые потрясли мир (8 фото + 1 видео)
Матчи между спортсменами США и СССР во всех видах спорта всегда носили принципиальный характер. Сборная США по баскетболу перед турниром игр 1972 года считалась фаворитом. С 1936 года, то есть с того момента как баскетбол появился в программе летних игр, американские спортсмены не проигрывали ни разу. 7 раз подряд они выигрывали золото и довели беспроигрышную серию к финальному матчу с СССР до 63 игр. С 1952 года упорную борьбу с ними вели баскетболисты СССР. В 1952, 1956, 1960, 1964 годах в финале игр они встречались со сборной США. В 1968 году сборная СССР завоевала бронзу. Вне программы Олимпийских игр сборной СССР удавалось обыграть сборную США, например на чемпионате мира 1959 года.
Следует также отметить, что согласно принципам, декларированным ещё Пьером де Кубертеном, в Олимпийских играх могли принимать участие только спортсмены-любители. В СССР сложилась противоречивая ситуация, когда формальный статус любителя носили спортсмены, которых западные специалисты относили к профессионалам. Американский корреспондент Франк Сарацено назвал советских спортсменов того времени квази-профессионалами, подчёркивая их неопределённое положение.
Противостояние на спортивной площадке во многом было продолжением политического конфликта в самый разгар холодной войны. Многие зрители из США полагали, что XX Олимпийские игры были откровенно антиамериканскими.
Подготовка сборных
Команда США, приехавшая на Олимпийские игры, была самой молодой в истории. Обычно американские игроки участвовали в Олимпийских играх всего один раз, так как баскетбольная сборная США комплектовалась каждый раз заново из игроков студенческих команд страны в возрасте 20-21 года. Выступление на Играх влияло на результаты драфта и дальнейшую карьеру профессионального игрока. Среди игроков не было явного лидера. Восходящая звезда американского баскетбола и Калифорнийского университета Билл Уолтон не принял участие в играх. Но и без него команда родоначальников баскетбола была серьёзной силой. В составе сборной США выступал самый высокий баскетболист Игр Томми Бёрлсон — 223 см (по другим данным 218 см).
Тренером сборной США на третьих играх подряд был выбран Генри Айба. Известный спортивный специалист с 1934 по 1970 годы был главным тренером баскетбольной команды Университета штата Оклахома. В 1972 году ему исполнилось 68 лет. Айба считался консерватором, расчётливым и осторожным сторонником игры от обороны, что в целом было исторически нехарактерно для манеры игры сборной США.
Молодой сборной США противостояла опытная команда СССР, ведомая лидерами Сергеем и Александром Беловыми. Костяк сборной был уже наигран примерно в течение 7 лет. Советские спортсмены участвовали в играх многократно. Так, для ветерана сборной СССР Геннадия Вольнова это был уже четвёртый турнир подобного ранга. Помощник тренера сборной США Джон Бах называл ту сборную СССР «великой командой». Впрочем, перед советской сборной не ставилась задача выиграть турнир — 2-е место считалось бы вполне удовлетворительным результатом.
С 1966 по 1970 годы тренером ЦСКА и сборной СССР был Александр Гомельский. После неудачного для сборной чемпионата мира 1970 года его на посту тренера сборной страны заменил наставник ленинградского «Спартака» Владимир Кондрашин. Сильной стороной советского тренера было знание психологии, умение добиваться цели при ограниченных ресурсах и способность повлиять на исход игры точными заменами игроков.
Путь сборных к финалу
Золотая медаль баскетбольного турнира была последней разыгрываемой медалью всего олимпийского турнира. Игры складывались для сборной СССР вполне удачно и к этому моменту у неё уже было на счету 49 золотых медалей. В неофициальном командном зачёте сборная США была позади, но был важен политический контекст. 1972 год был годом 50-летия СССР.
Обе сборные без особых проблем добрались до финала. У сборной США на групповом этапе относительно сложный матч был со сборной Бразилии, в котором она проигрывала по ходу матча, но затем сломила сопротивление противника и победила 61:54. У сборной СССР непростой матч на групповом этапе выдался со сборной Пуэрто-Рико. В конце остро протекавшей встречи всего 9 игроков в двух командах набрали по 5 персональных замечаний. В итоге баскетболисты СССР победили 100:87 (Александр Белов набрал 35 очков). Сборная СССР встретила достойное сопротивление со стороны неудобного противника — сборной Кубы — в полуфинале. По ходу матча советские спортсмены даже уступали 6 очков, но кубинские баскетболисты не рассчитали силы, получили слишком много фолов и в итоге уступили 61:67.
Финал. Ход игры.
Свисток о начале игры прозвучал в 23:50 по местному времени 9 сентября (в Москве уже было 0:50 10 сентября). Столь позднее начало игры объяснялось стремлением обеспечить более удобное время показа игры в Северной Америке.
Матч начался с осторожной разведки, игроки заметно нервничали и долго входили в ритм игры. Дебют остался за сборной СССР, к третьей минуте она вела 5:0. Удавались острые проходы и перехваты самого быстрого игрока сборной СССР Зураба Саканделидзе и пошла игра у Сергея Белова. Всю игру сборная СССР вела в счёте примерно 4-8 очков, не давая противнику приблизиться вплотную. Первая половина закончилась со счётом 26:21.
За 12 минут до конца встречи произошла стычка между Михаилом Коркия и Дуайтом Джонсом. Оба игрока были удалены до конца матча. Джонс, по мнению тренера сборной СССР Башкина, значил для американской команды больше чем Коркия для советской — это был ключевой игрок. Судья определил спорный мяч и разыграл его между игроками. После того, как Александр Белов и Брюер поднялись в воздух, Брюер неудачно приземлился и ударился головой об пол. Пришлось вызывать врача. Как вспоминал помощник тренера Джон Бах, Брюер получил в столкновении с Беловым незамеченный судьями удар и продолжить матч после полученной травмы уже не смог. За 9 минут до конца преимущество сборной СССР достигло 10 очков. Тут подопечные Генри Айба наконец собрались. За 6 минут до конца они взяли советских игроков в плотный прессинг. Усилиями Рэтлифа, Джойса и Бантома преимущество стало таять и за минуту до конца уже составляло одно очко. Игроки сборной СССР устали и начали нервничать. Попытка вывести двух разыгрывающих также не помогла. Четырежды промахивались с линии штрафных в концовке Сергей Белов и Саканделидзе. Однако, благодаря удачно пробитым штрафным капитана Модестаса Паулаускаса небольшое преимущество всё же удалось сохранить к последним секундам.
Последние 8 секунд матча
За восемь секунд до конца матча сборная СССР вела в счёте 49:48. Александр Белов подобрал мяч после блокшота Макмиллена и оказался прижат к лицевой линии. Находясь под прессингом противника, как вспоминал сам Белов, он уже падал в аут. По мнению Дугласа Коллинза, всё что нужно было сделать Белову ― это не сразу отдавать пас, а стоять на месте или отдать пас как можно ближе по времени к финальной сирене стоявшему рядом Сергею Белову. Но вместо этого Александр неожиданно отдал пас закрытому Саканделидзе и мяч у центральной линии перехватил Коллинз. Американский игрок рванулся к щиту противника и уже сделал два шага перед броском.
Саканделидзе не оставалось ничего другого, как фолить. Он догнал и повалил уходящего от него противника на площадку, продавив под щит. Расчёт был в том, что Коллинз, пробивая штрафные, мог промахнуться. Кроме этого для пробивания штрафных было бы остановлено время, что позволило бы более спокойно принять решение или взять тайм-аут. Коллинз врезался в основание щита, но смог подняться. Генри Айба сказал, что «если он сможет держаться на ногах, то и бросать сможет». Американский баскетболист уверенно забил оба мяча с линии штрафных. Сборная США впервые в матче вышла вперёд 50:49.
После фола Саканделидзе и первого броска Коллинза (и до исполнения второго) Владимир Кондрашин попросил тайм-аут. Однако, сирена прозвучала слишком поздно, когда Коллинз уже держал мяч и готовился ко второму броску, что хорошо слышно в записи трансляции, но ни игроки, ни судьи в поле не обратили на неё внимания. После того как Коллинз успешно выполнил второй бросок, судья отдал мяч Алжану Жармухамедову для продолжения игры. В этот момент помощник тренера сборной СССР Башкин бросился к судейскому столику, пытаясь разобраться, почему судьи не остановили игру и не дали тайм-аут. В результате последующих событий игроки сборной СССР трижды вводили мяч в игру.
Первый ввод мяча в игру
На официальном секундомере осталось 3 секунды. Жармухамедов получил мяч от судьи и ввёл его в игру пасом на Сергея Белова. Нападающий сборной СССР начал ведение, но тут Ренато Ригетто остановил игру из-за того, что советский тренер Башкин прибежал к судейскому столику и поднял большой шум. Башкин и Кондрашин словами и знаками требовали, чтобы им предоставили тайм-аут. На официальном секундомере оставалась 1 секунда.
Участник советской делегации Юрий Озеров, сидевший на трибуне, отправился за помощью к сидевшему у игровой площадки генеральному секретарю FIBA Уильяму Джонсу (Великобритания). Они хорошо знали друг друга (Озеров был продолжительное время тренером сборной СССР). Джонс откликнулся и обратился к судьям с просьбой дать тайм-аут сборной СССР.
Американские игроки Макмиллен № 13 и Хендерсон № 6 преждевременно начинают празднование победы.
Второй ввод мяча в игру
Перерыв закончился. Судьи передали мяч Едешко, он ввёл его пасом на Паулаускаса, который стоял несколько ближе к центру площадки, слева от трехсекундной зоны. Макмиллен активно мешал Едешко ввести мяч. Паулаускас попытался отдать пас на Александра Белова, стоявшего под кольцом американской сборной, но не попал, и мяч, ударившись об щит, отскочил в поле. Однако ещё до того, как Паулаускас бросил мяч, раздалась сирена. Как признают даже американские источники, сирена раздалась явно раньше трёх секунд, которые должны были оставаться на секундомере.
Зрители и игроки в большинстве своём приняли её за сирену, сигнализирующую об окончании матча. Зрители высыпали на площадку и начали совместное празднование. Комментатор советского телевидения Нина Ерёмина сообщила, что матч проигран. Между тем неожиданно оказалось, что на официальном секундомере значится 50 секунд. Секундометрист Йозеф Блаттер не сразу разобрался с кнопками, регулирующими время игры, а судьи в поле не обратили внимание на то, что время ещё не установлено, и дали команду начать атаку.
В игру снова вмешался Уильям Джонс, также подошедший к судейскому столику. Он встал на сторону советской команды, показывая, что она должна получить свои три секунды и доиграть их как положено. Как утверждает корреспондент журнала Sports Illustrated Гэри Смит, Джонс заставил рефери матча Ригетто открутить время секундомера игры назад, несмотря на его протесты. Помощник тренера Дон Хаскинс предложил Генри Айба увести команду с площадки, давая тем понять, что матч уже выигран. Айба решил не идти на конфронтацию, сказав, что не собирается упускать золото только из-за того что «мне было лень пошевелить задницей».
Судьи восстановили порядок на площадке и убрали с неё всех посторонних.
Александр Белов опускает в корзину победный мяч сборной СССР.
Третий ввод мяча в игру
Мяч от судьи снова получил Едешко. В этот раз центровой сборной США Макмиллен повёл себя иначе — повинуясь жесту судьи, он не стал мешать ему (в рамках правил) ввести мяч в игру. По утверждению Ивана Едешко, американский игрок не понял плохого английского судьи и решил, что тот указывает ему не мешать ввести мяч в игру[22]. Макмиллен вспоминал, что он всё прекрасно понял и судья, против всех правил, просто заставил его уйти и не мешать советскому игроку. Иван Едешко ввёл мяч в игру пасом через всю площадку Александру Белову, которого держали 10 и 14 номер сборной США.
Александр ушёл от защитников финтом, обозначив рывок вперёд и назад, развернулся и аккуратно положил мяч в корзину.
После этого прозвучала финальная сирена. Окончательный счёт был зафиксирован 51:50 в пользу сборной СССР.
Церемония награждения в олимпийском турнире баскетболистов. «Серебряная» ступень пьедестала пустует — американские спортсмены не вышли на награждение.
Сразу по окончании матча американская сторона подала протест, пытаясь обжаловать результаты матча. Коллегия FIBA, заседавшая той же ночью, рассмотрела все обстоятельства матча. Голосование коллегии закончилось тремя голосами против двух в пользу решения о том, чтобы оставить счёт матча 51:50 в пользу сборной СССР в силе. Американские игроки и тренеры усмотрели в этом решении последствия политического лобби социалистического блока в аппарате FIBA. «За» проголосовали представители соцстран (Куба, Венгрия, Румыния). «Против» представители капиталистических стран (Пуэрто-Рико, Италия). По другой версии, итоги голосования остались тайной. Венгерский арбитр Ференц Хепп, возглавлявший апелляционное жюри, вспоминал: «Самым справедливым решением, возможно, была бы переигровка финального матча. Но на это вряд ли согласилась бы советская делегация, да и времени для повторного поединка уже не оставалось. В конце концов пришли к выводу, что вопрос надо решать путём тайного голосования. После его завершения, я просмотрел карточки и объявил, что результат матча — 51:50 в пользу сборной СССР — утверждается. Советы выиграли честно, и я отдал за них свой голос. А как голосовали другие члены жюри, пусть это останется тайной».
Советские баскетболисты всю ночь ждали возможной переигровки. Затем со второй попытки вышли на церемонию награждения на следующий день после матча и после заседания, и не в Rudi-Sedlmayer-Halle, а в другом помещении. «Серебряная» ступень пьедестала была пустой. Игроки сборной США провели тайное голосование командой и приняли решение не выходить на церемонию награждения и отказаться принять серебряные медали.
В октябре 1972 года исполнительный директор Олимпийского комитета США Артур Ленц направил в МОК второй официальный протест на результаты игры, не добившись ответа в FIBA.
Как утверждал Артур Ленц, один из судей, бразилец Ригетто, отказался подписывать финальный протокол и устно высказался о том, что результат матча достигнут вопреки правилам игры в баскетбол. Об этом часто говорится в воспоминаниях американских игроков и в журналистских расследованиях последствий игры. Однако, Габдльнур Мухамедзянов (один из советских арбитров, обслуживавших олимпийский турнир 1972) сообщает в интервью, что лично видел подпись Ригетто под протоколом и только тогда понял, что матч сборная СССР официально выиграла. Судья Ренато Ригетто после игр 1972 года никогда больше не судил матчи на международном уровне. В 2007 году его имя было занесено в зал славы ФИБА.
Несмотря на многочисленные протесты, результат матча окончательно занесён в официальные протоколы Олимпийских игр. Победитель баскетбольного финала XX Олимпийских игр — сборная СССР.