Как проходят одни из самых масштабных поисков пропавшего в пуще Максима (38 фото + 1 видео)
Как проходят одни из самых масштабных поисков пропавшего в пуще Максима.
10-летний Максим Мархалюк пропал в минувшую субботу. С того момента, как он ушел в лес, пошел уже восьмой день. Всю неделю волонтеры, спасатели, сотрудники милиции и военные прочесывали Беловежскую пущу, возле которой находится агрогородок Новый Двор. И волонтеры, и МЧС и милиция в один голос говорят: таких масштабных поисков не помнит ни один старожил. Правда, пока новостей по-прежнему нет.
Восемь утра. Недалеко от мехдвора местного СПК стоят палатки военных и спасателей. Идет дымок от полевой кухни. Там же — два больших вертолета и один беспилотник Академии наук, который вчера должен был вылетать на поиски Максима. Также, как сообщали в УВД, ночью паренька должны были искать с тепловизором.
Результаты этих поисков пока неизвестны. В 10:00 началось совещание штаба. К 11 часам руководитель штаба, заместитель начальника УВД Александр Шастайло объявит план действий и подробности операции, прошедшей минувшей ночью.
— Сегодня планируется участие 40 человек из областного МЧС (Гродно), 34 из Волковысского РОЧС, 34 из Свислочского и 21 из отряда специального назначения, — рассказала Onliner.by пресс-секретарь Гродненского УМЧС Наталья Живолевская. — Хочу подчеркнуть, что все они принимают участие в поисках в свободное от несения службы время. И они вызвались участвовать в поисках по доброй воле.
Другой лагерь, уже волонтеров, раскинулся на стадионе местной школы. Здесь десятки машин и сотни людей. В центре — штаб спасательных отрядов «Ангел» и «ЦентроСпас».
Людей здесь значительно больше, чем вчера. К девяти утра уже прибыли больше тысячи человек со всей страны. И продолжают приезжать. Многие берут с собой собак.
— Мы приехали из Молодечно. Нас собралось три машины по пять человек. Мы друг друга совершенно не знаем, просто решили: «Нужно ехать». И списались во «ВКонтакте», — говорит Светлана, которая первый раз участвует в поисках. — Выехали даже раньше, чем в четыре утра, чтобы к восьми успеть. Мы все мамы и папы, верим в то, что если с нашими детьми что-то случится, не дай бог, то люди к нам тоже придут на помощь.
— Мы тоже из Молодечно. Переночевали здесь и вот сейчас готовы искать, — говорит Максим, Валерий, Ольга, Игорь и Сергей. Ребята периодически помогают «Ангелу» в поисках и собираются остаться и до завтра, если сегодня Максима не найдут.
— Скорее всего, он испугался диких зверей и убежал и сейчас где-то бродит в лесу, — оптимистично настроены молодечненцы. — Во всяком случае, мы верим в лучшее.
Ребята из брестского мотоклуба приехали на квадроциклах. Говорят, так искать гораздо легче: в лесу много поваленных деревьев.
— С работы отпустили еще вчера. Отнеслись с пониманием, — говорит крепкий Сергей. По его словам, проходы в лесу сложные: очень много бурелома.— Мужчине полегче, ребята и по 30 километров проходят, женщины — по 15 километров. Шли цепью, бурелома много, завалов много, пока все осмотришь, конечно, девушки отставали, — говорит Сергей.
— Мы надеемся, что поиски сегодня обязательно принесут результат, — добавляет его товарищ Виктор. — Сегодня людей намного больше, думаем, радиус поиска расширится.
Юра, Таня, Оксана, Светлана до Нового Двора добирались из Минска тоже четыре часа. Говорят, не могли усидеть дома, зная, что нужна помощь.
— У меня дома брат такого же возраста, у нас разница тоже в 11 лет, как у этого мальчика со старшим братом. Я как подумаю, что он мог потеряться, так аж мурашки по телу, — объясняет Оксана.
— Мы просто не могли сидеть дома, зная, что Максим там в лесу один, — говорят ребята. — Людей очень много ехало. Кто не мог ехать, те передавали посылки. Мы везли лекарства, продукты, канцтовары. Очень много людей перечисляли деньги. Никого беда не оставляет равнодушным.
— В будние дни мы никак не могли вырваться, работали, — говорят ребята из Барановичей. — А ночью в лес ходили только специально обученные люди, волонтеров ведь не пускали. Так что как только стало понятно, что нужна помощь в выходные, мы тут же и приехали.Местные жители, которые ищут Максима уже неделю, не могут говорить про случившееся без слез.
— Ох, только бы он сегодня нашелся, не могу говорить, простите, — отворачивается заплаканная женщина в красной куртке.
— Мы все переживаем за него. Мы вот его даже в тот день не видели, только один из нас увидел, — наперебой рассказывают в школе пятиклассники.
В штабе координаторы «Ангела» обсуждают, как распределить людей. Не обходится и без повышенных тонов. Многие переживают и пытаются дать друг другу дельный совет.
Отдельно волонтеры полевой кухни рассортировывают еду, готовят чай, чтобы кормить ребят.
С другой стороны свои палатки раскинул Красный Крест. Здесь тоже есть вода, еда и вся информация по пропавшему Максиму.
УВД: «Если мальчика не найдем через 10 дней, будем возбуждать уголовное дело»
После 12:00 мы все-таки смогли выловить начальника штаба розыска Максима Мархалюка — заместителя начальника УВД Гродненского облисполкома Александра Шастайло. Он рассказал подробности вчерашней поисковой операции.
— Что касается разведки с тепловизорами, то вчера ночью специалисты определили несколько тепловых точек. Сегодня утром силами в том числе республиканского отряда специального назначения МЧС данные точки проверены. Никакой информации о пропавшем они не дали, — рассказал Александр Шастайло.
— На данный момент на территории, где, по предварительным данным, может находиться без вести пропавший, проходят поиски силами правоохранительных органов, сотрудников МЧС, военных, районных властей, организаций. Также сегодня приехало достаточное количество волонтеров.
— Есть ли какие-то зацепки и следы?
— Мы уже даже возвращаемся в те места, которые обследовались ранее, сейчас территория достаточно исхожена, много следов, — отметил начальник штаба. — Если следы представляют интерес, информация поступает в штаб. На это место выбывает мобильная группа и детально обследует территорию, где обнаружены следы, и информация передается в штаб. На данный момент вся поступившая информация проверена — результата нет. Мы отрабатываем различные версии, но основная рабочая версия — это версия о том, что мальчик заблудился в лесу.
— А кроме леса рассматриваются ли еще какие-то варианты?
— Рассматривается болотистая местность. Буквально сегодня была получена информация о заболоченном участке местности, где находятся заброшенные здания. Туда выбыла мобильная группа, мы ее высадили с вертолета, и специалисты проверили эту территорию.
— Криминальная версия какая-то отрабатывается? Может, мальчика украли или же он сбежал?
— Эти версии отрабатывают сотрудники правоохранительных органов. В соответствии с законодательством Республики Беларусь спустя 10 дней после подачи заявления в органы внутренних дел вся информация передается в Следственный комитет. И уже он возбуждает уголовное дело.
— Есть ли какие-то нормативы поиска? Спустя сколько дней поиски прекращаются?
— Как такового установленного норматива нет. Поиски будут продолжаться вне зависимости от того результата, который получен и будет получен в будущем. Может быть, не такие силы будут задействованы, но оперативно-разыскные мероприятия будут проводиться. Срок давности по таким делам значительный.
МЧС и волонтеры: прочесываем территорию в радиусе, куда мог дойти человек, даже в 100 километрах смотрим
Днем у МЧС есть задание для авиации — отрабатывать точки. Суть проста: беспилотник летит, а тепловизор фиксирует «теплые объекты». Спустя какое-то время беспилотник снова возвращается на место.И если он фиксирует точку снова, то туда уже направляют специальную мобильную группу, которая обыскивает местность, в том числе и труднодоступные участки типа островков в болотах и так далее.
— Эта работа идет и сейчас, — подчеркнули в МЧС. — Радиус выбираем исходя из того, сколько человек может пройти за это время. Да, берем и 100 километров для страховки.
Вторая задача — это координация волонтеров. Не раз и не два в группах поисково-спасательного отряда говорили о том, что людей очень много, а вот координаторов не хватает.
Сегодня около 10 часов утра волонтеров разбили на небольшие группы по 30—40 человек. Вместе с ними отправили координаторов — лесников, сотрудников МЧС. К слову, последних работает около 140 человек, это спасатели не только из Гродненской, но и из Брестской области. Ребята выстроились в цепь и пошли прочесывать лес.
— Обращайте внимание на какие-нибудь схроны, тайники, норы, — объясняют кураторы волонтерам. — Если отстаете или же столкнулись с труднодоступным местом, передаете куратору, и он останавливает всю цепочку. Понятно?
— Да, — говорят волонтеры и двигаются в лес: цепочка длиной 500 метров, как правило, проходит глубину в 3 километра. Навстречу ей двигается вторая группа. И так целый день до темноты.
На то, чтобы пройти три километра по лесной чащобе, уходит от 30 минут до часа — все зависит от трудности прохода и бурелома. В лесу — тепло и сыро, народ набрызгался спреями от клещей, намотал целлофан на ноги от сапог и выше колена и защищается перчатками.
Кто-то уезжает на базу: их приходят сменить другие ребята. Возраст совершенно разный: от старшеклассников, которые говорят «стоп», услышав любой шорох, до крепких мужиков предпенсионного возраста.
— Ничего не нашли, — расстроенно говорят ребята из группы, которая прочесывала лес вдоль дороги между Порозово и агрогородком Новый Двор.— Не стоит сдаваться! — ободряют вторые. — Будем искать дальше.
— Это невероятно, что столько людей собралось со всей страны, — считают приехавшие. — Есть ребята из Могилева, Бобруйска, Солигорска, Витебска. Со всей страны откликнулись неравнодушные. Прямо слезы наворачиваются от такой взаимоподдержки.
К слову, родители Максима с журналистами общаться не хотят, как и его брат Александр. Как объяснили в деревне, «из-за одной очень назойливой журналистки, которая ведет криминальную тему».
— Девушка попыталась буквально пролезть в дом и задать вопросы родителям, — рассказала директор Новодворской средней школы Алла Гончаревич. — Сейчас родители приняли решение не общаться с прессой.
Дополнено. Правоохранители: «Не раз распространялась дезинформация»
— Около 15 часов волонтеры наткнулись на какие-то вещи. Их передали родителям Максима, но вещи оказались не его, — рассказали Onliner.by представители УВД Гродненского облисполкома. Больше никаких зацепок ни волонтеры, ни авиация не обнаружили.
На 20:00 23.09.2017 года мальчишка не найден. Волонтеры на данный момент ищут ночлег в агрогородке, многие будут ночевать в палатках. Поиски они смогут продолжить уже завтра.
В 21:24 на сайте УВД Гродненского облисполкома появилась итоговая информация по результатам сегодняшнего дня. Правоохранители резюмируют: неделя поисков так и не дала результата.
— За сегодняшний день были еще раз отработаны уже прочесанные места. Большие силы брошены на проверку всех котлованов, которые располагаются рядом с деревней, — сообщает пресс-служба УВД. — Заместитель начальника УВД Гродненского облисполкома Александр Шастайло отметил, что сегодня правоохранители еще раз обошли все дома в деревне, проверили чердаки и колодцы, также сотрудники ЖКХ проверили канализационные люки, для того, чтобы исключить возможность попадания туда ребенка.
— Приятно наблюдать за тем, как подобного рода события могут сплотить людей. Более двух тысяч человек приехали на поиски Максима из соседних областей, — отмечают в УВД. — Волонтеры, Красный Крест, сотрудники МЧС и МВД, невзирая на выходные, приехали, чтобы оказать помощь. А некоторые, кто не смог приехать, помогают финансово, для волонтеров привезено много запасов еды, воды и товаров первой необходимости. Все это получено от небезразличных граждан.
По словам правоохранителей, они отрабатывают все возможные версии и проверяют любую информацию, поступающую в штаб.
— Еще раз хотелось бы заострить внимание на проблеме распространения ложной информации, — предупреждает УВД. — На некоторых ресурсах находили новость, где родителям высказывали соболезнования, так как мальчика нашли мертвым в петле. Также были новости о том, что его видели сотрудники МЧС, пролетая на вертолете, и он от них скрылся.
Данная информация не соответствует действительности. Каждый из тех людей, кто там находится, прикладывает максимум усилий для поиска Максима. Подобного рода информация может подорвать моральный дух людей, которые работают на износ. Да и страшно представить, как почувствуют себя родители и родственники, прочитав такого рода дезинформацию.
Поиски пропавшего Максима Мархалюка продолжаются.