Его называли «душой» Порт-Артура (6 фото)
В русской военной истории есть немало военных инженеров, чьи имена можно вспомнить с восхищением. Например, Эдуард Тотлебен – легендарный строитель оборонительных сооружений Севастополя. Из той же плеяды и Роман Кондратенко. Как и многие другие настоящие герои войн, которые вела Российская империя, Роман Кондратенко не был выходцем из самых знатных слоев дворянства. Он родился в обедневшей дворянской семье, проживавшей в Тифлисе. Отец Романа Исидор Кондратенко когда-то служил в армии, дослужился до майора, после чего вышел в отставку. Так как поместий у семьи не было, существовала она на небольшую пенсию отставного майора. Семья жила столь бедно, что с шести – семи лет Роману даже приходилось подрабатывать разносчиком воды на улицах Тифлиса, чтобы хоть как то помочь родителям.
По примеру отца, да и по собственному зову сердца, Роман Кондратенко выбрал военную карьеру. Тем более, что обучение за казенный счет в военном учебном заведении могло бы серьезно разгрузить семью в финансовом плане. Помог старший брат, ко времени отрочества Романа уже проживавший в российской столице. Роман поступил в Полоцкую военную гимназию, основанную в 1835 году для подготовки дворянских детей к военной службе. Роман завершил обучение в этом учреждении в 1874 году, став одним из лучших выпускников. Талантливый юноша поступил в Николаевское инженерное училище в Санкт-Петербурге. Это было одно из лучших военных учебных заведений того времени, специализировавшееся на подготовке военных инженеров.
После трехлетнего курса выпускникам присваивалось звание инженер-прапорщика со средним общим и военным образованием. Роман Кондратенко и во время учебы в училище проявлял большие успехи, а поскольку он поступал после Полоцкой военной гимназии, то курс был прослушан быстро и 23 июня 1877 года Романа Кондратенко выпустили в звании прапорщика в 1-й Кавказский саперный Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича Старшего батальон. Однако командование вскоре изменило свое решение и Роман вместо этой части был прикомандирован к Кавказскому запасному саперному батальону, а в 1878 году все же вернулся в свой изначальный батальон, где был произведен в подпоручики. Спустя год молодой офицер поступил в Николаевскую инженерную академию и получил звание поручика.
Карьера Романа Кондратенко шла достаточно быстро. Уже в 1881 году, еще во время обучения в академии, 24-летний военный инженер получил звание штабс-капитана, а после окончания полного курса наук в академии в 1882 году был распределен в распоряжение начальника инженеров Кавказского военного округа. Затем его перевели в распоряжение начальника Чарохской инженерной дистанции, а в 1883 году – в Главное инженерное управление. В 1884 году 27-летний Кондратенко был произведен в капитаны. Тогда же он поступил в Николаевскую академию Генерального штаба, которую окончил в 1886 году и был назначен в Виленский военный округ, а затем – старшим адъютантом штаба 4-го армейского корпуса. В 1888 году 31-летний Роман получил звание подполковника и назначен штаб-офицером управления 6-й местной бригады. В 1891-1895 гг. Кондратенко служил в штабе Виленского военного округа, где также довольно быстро продвигался в званиях и должностях. В 1891-1893 гг. он служил старшим адъютантом штаба Виленского военного округа, получив в 1892 году, всего в 35 лет, звание полковника. В 1893-1895 гг. он служил штаб-офицером для поручений, а затем был переведен начальником штаба войск Уральской области. В 1895-1901 гг. Роман Кондратенко командовал 20-м стрелковым полком. Командная должность давала возможности для дальнейшей карьеры, поэтому в 1901 году Роман Исидорович был произведен в генерал-майоры и назначен окружным дежурным генералом штаба Приамурского военного округа. Так он оказался на Дальнем Востоке, на котором ему суждено было отличиться и навсегда войти в историю.
В 1901 г. Кондратенко участвовал в операции против восстания ихэтуаней в Китае – в составе русского десантного корпуса. В 1903 г. генерал-майор Кондратенко был назначен командиром 7-й Восточно-Сибирской стрелковой бригады. К этому времени обстановка на Дальнем Востоке складывалась достаточно напряженная. Японская империя набирала силы и все больше претендовала на роль гегемона в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Китай, Корею и значительную часть российского Дальнего Востока Япония включала в свою сферу влияния, рассчитывая рано или поздно установить контроль над обширными территориями. В 1903 году отношения между Россией и Японией резко обострились, чему способствовало дальнейшее продвижение русских компаний в Корее и Маньчжурии. Япония, считавшая эти территории «своими», требовала от России немедленно удалиться из Кореи и Маньчжурии. Агрессивно настроенные правящие круги Японии не отказывались от военного сценария развития событий, а Россия могла бы избежать войны лишь ценой полной сдачи позиций в Маньчжурии и Корее. Война становилась неизбежной.
27 января (9 февраля) 1904 года японский флот напал на русскую 1-ю Тихоокеанскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде в крепости Порт-Артур. Так началась кровопролитная русско-японская война. Крепости Порт-Артур предстояло сыграть в ней важную роль, поэтому расскажем о ней более подробно. Крепость находилась на юго-восточном краю Ляодунского полуострова и была заложена китайцами в 1880-е годы под названием «Люйшунь». Английское название «Порт-Артур» территория крепости получила в честь того, что в 1860 году здесь производился ремонт корабля английского лейтенанта Уильяма К. Артура. После первой японо-китайской войны в 1894 году крепость была захвачена Японией, но под нажимом мировых держав вскоре Япония была вынуждена вернуть ее Китаю. В 1898 году Порт-Артур был передан в аренду России сроком на 25 лет, вместе с Квантунским полуостровом.
Российские власти рассчитывали создать из Порт-Артура второй по значению после Владивостока военно-морской порт на Тихом океане. В 1901 году началось строительство крепости, которое к 1904 году было завершено на 20%. В Порт-Артуре была размещена 1-я Тихоокеанская эскадра в составе 7 броненосцев, 9 крейсеров, 24 миноносцев, 4 канонерских лодок, которой командовал вице-адмирал Оскар Викторович Старк. Сухопутные войска были представлены дислоцировавшимся в крепости Порт-Артурским крепостным пехотным полком в составе 4 батальонов. Командовал полком вице-адмирал Евгений Иванович Алексеев. В 19091-1904 гг. командиром крепости Порт-Артур был контр-адмирал Николай Романович Греве, а в 1904 году его сменил контр-адмирал Иван Константинович Григорович. Перед самым началом русско-японской войны, понимая неизбежность боевых действий, командование приняло решение преобразовать 7-ю Восточно-Сибирскую стрелковую бригаду, которой командовал генерал-майор Кондратенко, в Восточно-Сибирскую стрелковую дивизию, и передислоцировать ее в Порт-Артур – для усиления сухопутных войск, расквартированных в крепости. Кондратенко сохранил должность командира, только уже дивизии, и прибыл в Порт-Артур. С началом боевых действий он, как профессиональный военный инженер, был назначен начальником сухопутной обороны крепости Порт-Артур.
Именно в этом качестве Роман Исидорович Кондратенко смог в наибольшей степени проявить свой военный и инженерный талант. К реорганизации обороны крепости он приступил еще до того, как японские войска начали осаду Порт-Артура. К этому времени система фортификационных сооружений Порт-Артура включала 5 фортов, 3 укрепления и 4 отдельные артиллерийские батареи. Между ними были выкопаны стрелковые окопы с колючей проволокой, а на направлениях вероятных атак противника были зарыты фугасы. Передовые позиции полевого типа были оборудованы на близлежащих горах Сягушань, Дагушань, Высокая и Угловая. В направлении долины Шуйшин были размещены Кумирненский, Водопроводный и Скалистый редуты. Кроме того, были установлены батареи и отдельные огневые точки, а также наблюдательные пункты корректировщиков артиллерийского огня. Оборонительные сооружения крепости использовали весьма выгодный для организации обороны ландшафт. Порт-Артур располагался в гористой местности, что существенно облегчало задачи размещения оборонительных сооружений. Горные склоны были прекрасным прикрытием от вражеского огня.
23 апреля (6 мая) 1904 г. в Бидзыво высадилась 2-я японская армия генерала армии Оку Ясуката, после чего Порт-Артур оказался отрезанным от сухопутных путей, связывавших крепость с позициями русской Маньчжурской армии. 13(26) мая 1904 г. армия Оку Ясуката прорвала оборону российских войск на перешейке Цзиньчжоу – в самой узкой части Ляодунского полуострова. 19 мая (1 июня) 1904 года японские войска заняли порт Дальний, имевший важное стратегическое значение для дальнейшего продвижения японских войск. В Дальний прибыли части 3-й японской армии под командованием генерала Ноги Марэсукэ (на фото). Это был опытный и талантливый военачальник, строго придерживавшийся самурайских принципов. Кстати, незадолго до высадки его армии в Маньчжурии погиб его старший сын Кацунори, служивший под началом генерала Оку Ясуката во 2-й японской армии. Именно 3-я армия генерала Ноги должна была приступить к штурму крепости Порт-Артур. 17(30) июля 1904 года японские войска подошли к Порт-Артуру, после чего русские корабли из гавани открыли по ним огонь. 25 июля (7 августа) 1904 г. Порт-Артур впервые был обстрелян японской артиллерией. Японцы открыли огонь по редутам Дагушань и Сяогушань. Так началась осада русской крепости превосходящими силами противника. На следующий день шел бой на редутах и в ночь на 27 июля русские войска были вынуждены отступить, потеряв 450 солдат и офицеров. Японские войска на штурме редутов потеряли 1280 человек.
Генерал-майор Роман Кондратенко руководил обороной Порт-Артура на протяжении всех четырех штурмов крепости. Его вклад в оборону был действительно огромен, что отмечало вышестоящее командование. Так, командующим Тихоокеанской эскадрой адмирал С.О. Макаров говорил, что в Порт-Артуре и разговаривать из командования больше не с кем, кроме как с Кондратенко. Генерал стал настоящей душой обороны Порт-Артура, лично участвуя в отражении атак противника. По его инициативе из гильз мелкокалиберных орудий в осажденной крепости было налажено кустарное производство самодельных ручных гранат, осветительных ракет. Из 47-мм морских орудий Кондратенко придумал сделать минометы, стрелявшие надкалиберными шестовыми минами. Роль
Кондратенко в обороне Порт-Артура сравнима с ролью Нахимова и Корнилова в обороне Севастополя.
Однако японская армия все плотнее подступала к крепости. Японские войска имели возможность постоянного усиления и личного состава, и вооружения, чего были фактически лишены защитники Порт-Артура. Русские войска терпели неудачи в Маньчжурии и были не в состоянии помочь крепости. Но сдаваться защитники Порт-Артура не желали, по крайней мере – при Романе Кондратенко. Возможно, Порт-Артур держался бы дольше, если бы не гибель боевого генерала. 2 декабря 1904 года в каземате форта № 2 взорвался 11-дюймовый японский снаряд. Генерал-майор Роман Кондратенко и находившиеся в каземате восемь офицеров гарнизона погибли.
Смерть генерала Кондратенко стала началом конца крепости. Без души крепость не могла долго сопротивляться противнику. Уже 20 декабря 1904 года генерал-лейтенант барон Анатолий Стессель, бывший комендантом Порт-Артура, изъявил желание начать переговоры с японским командованием о сдаче Порт-Артура. Хотя военный совет крепости был против сдачи, 23 декабря 1904 года Стессель подписал капитуляцию крепости. К этому времени в Порт-Артуре находились 23 тысячи человек, в том числе 10-11 тысяч человек были боеспособными, а остальные – ранеными и больными. Все они по приказу Стесселя должны были сдаться в плен, со всем боевым снаряжением и оружием.
23 августа (5 сентября) 1905 года русско-японская война завершилась. Россия уступила Японии южную часть Сахалина, арендные права на Ляодунский полуостров. Порт-Артур, залитый кровью русских солдат, также переходил под контроль Японской империи. Тело генерал-майора Романа Исидоровича Кондратенко, посмертно произведенного в генерал-лейтенанты, было доставлено после войны в Санкт-Петербург и 8 октября 1905 г. перезахоронено на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
PS.
Что касается генерала Стесселя, сыгравшего неоднозначную роль в сдаче Порт-Артура (это – отдельная тема, многие очевидцы и участники тех событий считают, что вина Стесселя была преувеличена и он просто пытался спасти людей от неминуемой смерти), то в 1906 году он был уволен с военной службы и предстал перед военным трибуналом – именно за капитуляцию Японии. 7 февраля 1908 года он был приговорен к расстрелу, затем приговор заменили на 10 лет тюремного заключения, а 6 мая 1909 года Стессель был освобожден по повелению Николая II.