Смеющаяся корова, счастливый таракан, снеговик и мерседес (13 фото)
Общеизвестен факт, что рубки большинства подлодок Кригсмарине во время Второй мировой (по крайней мере, более чем восьмисот) были украшены эмблемами - нелепыми, смешными, странными, логичными и не очень, воинственными и просто китчевыми..
Замечу сразу - свастика, вопреки бытующему мнению, не была самым распространенным атрибутом символики или опознавательным маркером - только 14 лодок несли её на рубке в качестве элемента своей эмблемы (например, U-132 или U-121). Напомню, что общее число подлодок Кригсмарине составляло 1168 единиц.
Чтобы не утомлять, остановлюсь на нескольких байках.
1. U-69. Смеющаяся корова
Слово к-л Йосту Метцлеру (Kptlt. Jost Metzler), командиру U-69 с 02.11.1940 по 28.08.1941 (дело происходит в Лорьяне в апреле 1941-го года, после второго похода U-69):
"Моряки с удовольствием ходили по лодке с краской и кистями, обновляя потускневшую или ободранную краску. Ауфферману (Oblt. Hans-Jurgen Auffermann, первый вахтофицер U-69 с апреля 1941г. - прим. Томсена) было дано определенное задание — он должен был дать лодке имя, но какое, пока еще не было известно.
Будучи старшим помощником у Прина, Эндрасс нарисовал на рубке U-47 забавную карикатуру "пыхтящего быка" (источником вдоховения для Эндраса, кстати, послужил бык Гарри, один из персонажей британских комиксов "Hotspur" - прим. Томсена) . Этот зверь вскоре стал известен всей флотилии как «Бык Скапа-Флоу». Когда же Прина потопили, 7-я флотилия, расположенная в Сен-Назере, решила сделать быка своей эмблемой, и приказ об этом поступил и на U-69. Естественно, эскиз не был прислан вместе с приказом. И разумеется, ведь закон подлости никто не отменил, все старые морские волки, кто видел «Быка Скапа-Флоу», сейчас были в отпуске, поэтому Ауфферману было поручено каким-то образом получить его изображение на боевой рубке. Конечно же он мог точно узнать, как выглядел бык Прина, от офицеров с других кораблей. Но какой офицер не побоится лишиться престижа и станет расспрашивать других об эмблеме собственной флотилии? Поэтому Ауфферман сошел на берег, чтобы найти что-то, с чего можно срисовать аналогичное парнокопытное. Его собственные попытки нарисовать подобное создание провалились. В конце концов он нашел голову смеющейся коровы на коробке хорошо известного французского сыра.
Картонный ящик от сыров этой марки, на котором искомое изображение было увеличено во много раз, было принесено на борт. Коробка легко могла послужить моделью для рисунка на боевой рубке. Ауфферман передал ее рабочему с верфи, который немедленно приступил к работе. Когда же он ее закончил, смеющаяся корова привела в восторг не только старшего помощника, но и весь экипаж. Злобный и комичный «Бык Скапа-Флоу» нашел себе подругу — «Смеющуюся корову из Лорьяна». Решительный рабочий с верфи полностью скопировал изображение с коробки и даже написал над картинкой:
«La Vache qui Rit».
Эти слова немедленно стали боевым кличем подводников и прозвищем немецкого боевого корабля. Каждый, кто видел ухмыляющуюся корову на боевой рубке, не мог сдержать улыбки. Даже офицеры высокого ранга, видя эту нахальную эмблему, конечно же ее узнавали, но виду не подавали. Мне тоже изображение понравилось, несмотря на то что старый боевой клич «Хорридо» (старинный немецкий охотничий и боевой клич – Horrido! -
прим. Томсена) отошел на задний план."
Метцлер Й. История подлодки «U-69». «Смеющаяся корова» ©
Судьба:
Корова перестала смеяться 17 февраля 1943-го в Северной Атлантике к востоку от Ньюфаундленда под глубинными бомбами британского эсминца "Фэйм" (HMS Fame). Никто из экипажа не выжил.
2. U-178. Лебедь и таракан.
Если верить легенде и Георгу Хёгелю, подводный крейсер кригсмарине U-178 (тип IXD2) получил свою первую эмблему "Лебедь, хлопающий крыльями" при следующих обстоятельствах: при подводном маневрировании во время ходовых испытаний на Балтике первый командир U-178 фрегаттенкапитан Ханс Иббекен (Kpt. Hans Ibbeken) увидел в перископ прямо по курсу лебедя. Когда, продувшись, U-178 всплыла, птица преспокойно уселась на носу лодки. Иббекен посчитал это неким знаком и возвестил экипажу, что (точнее - кто) отныне является эмблемой лодки. Эмблема была изготовлена из жести в двух экземплярах и заняла своё место по обеим сторонам рубки. Надо заметить, что для Иббекена лебедь стал действительно предвестником удачи - один из самых "возрастных" командиров Кригсмарине (43 года на момент принятия под командование U-178), он предпринял успешный стадвадцатипятидневный поход, действуя на африканских коммуникациях, прошёл 21000 миль, дважды пересёк экватор, потопил шесть и повредил одно судно (общий тоннаж 53445 брт)
Другая, менее гламурная эмблема U-178 относится к периоду её пребывания под командованием к-л Вильхельма Шпара (Kptlt. Wilhelm Spahr). Шпар получил лодку в Пинанге, Малайзия, куда после ста пятидесяти трёх дней действий на атлантических и индоокеанских коммуникациях её привел корветтенкапитан Вильхельм Доммес (KrvKpt. Wilhelm Dommes). Задачей Шпара было вернуться в Бордо. В Пинанге лодку обжил выводок малазийских тараканов, один из мигрантов залез в ухо спящему старшине машинистов, откуда был извлечен усилиями корабельного врача. Этот ли, либо другой, выловленный в супе, таракан стал вдохновителем, но как бы то ни было, насекомое стало новой эмблемой U-178. Позже, в Бордо, на рубке U-178 появился и новый слоган: "Nur noch 60 Tage?!" ("Всего-то 60 дней?!"). Поводом для него стало то обстоятельство, что на подходе к Бискайскому заливу U-178, не оборудованная шнорхелем, шла в надводном положении только по ночам. Весь же световой день осторожный Шпар, опасавшийся авиации союзников, вынужден был проводить под водой. Поэтому, думаю, полная версия слогана должна бы была звучать так: "Всего-то 60 дней без солнца?!"
Судьба:
Лебедь ли, таракан ли стал счастливым оберегом, но военную судьбу U-178 можно считать сложившейся относительно удачно - 25 августа 1944г. подводный крейсер был признан немореходным и затоплен в гавани Бордо перед приходом союзников.
3. U-201. Снеговик.
История эмблемы U-201, пожалуй, одна из самых тривиальных - снеговик (нем. Der Schneemann) стал её символом по простой причине - фамилия её первого командира была Шнее - в переводе с немецкого "снег" (Kptlt. Adalbert Schnee).
Собственно, это и весь рассказ.
Судьба:
Снеговика растопил глубинными бомбами британский эсминец "Висконт" в Северной Атлантике 17 февраля 1943г. Примечательно, что согласно отчетам случилось это в тот же день, что и потопление "Смеющейся коровы" U-69. Такая вероятность есть, так как лодки действовали в составе одной "волчьей стаи" Хаудэген. Что касается "снежного" командира U-201 Адальберта "Ади" Шнее, то он пережил войну и скончался в Гамбурге на 69-м году жизни.
4. U-255. Лис Райнхарт
Еще одна эмблема, соотнесенная на этот раз с именем командира, была на рубке U-255 - к-л Рехе (Kptlt. Reinhart Reche) носил имя Райнхарт, так же звали и шкодливого, но неизменно удачливого лиса из одноименной сказки Якоба Грима. Примечательно следующее: большую часть своей военной карьеры лодка прослужила, будучи приписанной к 11-ой (Берген) и 13-ой (Трондхейм) флотилиям, квартировавшимся в Норвегии. Видимо, отсюда и вторая эмблема U-255 - белый пушистый зверек, очень смахивающий на песца...
Судьба:
Замечу, что из двух эмблем пророческой оказался все же "удачливый лис", и песец к U-255 не подкрался - лодка сдалась союзникам 17 мая 1945г. в шотландском фьорде Лох-Эриболл.
5. Мерседес.
Самым странным мне представляется выбор экипажа U-180, избравшим в качестве эмблемы своей лодки ... мерседесовскую звезду. Возможно, эта марка была любимой корветтенкапитаном Вернером Музенбергом, возможно, причиной послужил тот факт, что на лодки типа IXD1 устанавливались дизеля Даймлер-Бенц MB501 в отличие от систершипов с их MANами. Еще один факт - в 1943г. U-180 была переоборудована из боевой в транспортную лодку для особых миссий, став, по существу, обычным грузовиком. Так что мерседесовский логотип в качестве эмблемы относительно логичен.