Когда и как в Москве появился водопровод (15 фото)
А между тем, это очень интересная, местами даже забавная история.
Примерно до середины 18 века воду для своих нужд москвичи брали из Москва-реки и многочисленных мелких рек, которые тогда пронизывали исторический центр города.
С ростом населения и производств, вода быстро стала непригодной, канализации не было — все отходы уходили в реки. Пить такую воду стало просто опасно. В 1771 году, когда в Москве разразилась чума, вопрос водоснабжения встал на государственном уровне.
На строительство было выделено 1,5 миллиона рублей — внушительная на то время сумма. При этом водопровод был устроен довольно просто. В Мытищах над источниками выкопали 40 больших колодцев, которые были обложены кирпичом и перекрыты деревянной крышей. От колодцев под водой шла соединенная с ними кирпичная галерея. По ней вода самотеком поступала в город.
Галереи были 90 см в ширину и 135 см в высоту, протяженностью более 20 километров. Закладывалась галерея на деревянном промасленном основании, что и стало причиной многочисленных разрушений в последующие годы. Большая часть воды начала утекать мимо еще во время строительства.
Во время русско-турецкой войны строительство на несколько лет прекратилось, но вскоре было возобновлено и закончено — помимо галерей была возведена многочисленная сеть каналов, мостов и акведуков. В 1804 году вода пошла в город.
Единственный сохранившийся акведук Екатерининского водопровода — Ростокинский
Акведук на Яузе представляет собой мост длиной 356 метров с устоями высотой до 15 метров. Ростокинский акведук также называют Миллионным мостом, поскольку на его строительство была потрачена огромная сумма денег.
Но проект не взлетел. Галереи местами рушились, вода не доходила. Со временем выяснилось, что тянуть воду из Мытищ не имело смысла — не менее половодный источник находился в Сокольниках, где и произошло первое обрушение галереи.
Тем не менее акведук как памятник истории сохранился и находится в Ростокино. Еще в 1785 г. Екатерина назвала его самой лучшей постройкой в Москве: "с виду лёгок, как перо и весьма прочен". Не могу не согласиться.
Несколько лет назад акведук отреставрировали и сделали пешеходным.
С него открывается живописный вид на осень и Яузу.
Екатерининские галереи уже не используются по назначению, но отдельные участки сооружений, которым уже более 200 лет можно найти и сегодня.
Одно из таких мест — Сокольники. Именно здесь в 1826 году произошло обрушение части галереи, восстанавливать его не стали, продублировав уже чугунными трубами и паровой машиной.
Поскольку застройки в этом районе не было, здесь сохранились и лазы в галереи.
Именно с этого времени начинается второй этап развития московского водопровода, неразрывно связанный с бывшим селом Алексеевское, куда мы и приехали.
Именно здесь, на территории завода "Водоприбор" находилась Алексеевская станция с паровыми насосами.
С этой станции вода подавалась по чугунному водоводу в специально устроенный резервуар Сухаревой башни. А уже из нее - в пять водоразборных фонтанов: на Лубянской и Театральной площадях, Воскресенский, Варварский и фонтан напротив Шереметевской больницы.
Из фонтанов вода развозилась по домам и использовалась для бытовых нужд.
Сухаревская башня не сохранилась, но многие фонтаны до сих пор на своих местах.
Завод "Водоприбор" сегодня занимается выпуском счётчиков воды, тепла и запорной арматуры.
Новый водопровод неоднократно модернизировался, чтобы значительно увеличить подачу воды, но прошло еще несколько десятилетий, и воды опять стало мало. Москва после отмены крепостного права росла чудовищными темпами.
Было решено пробурить в районе Мытищ еще 50 скважин. В то же время у Крестовской заставы (сейчас - площадь перед Рижским вокзалом) в помощь Алексеевской водокачке по проекту архитектора Максима Гиппенера были построены потрясающей красоты водонапорные башни.
К сожалению, Крестовские башни не сохранились, были разрушены в сталинские годы при реконструкции Ярославского шоссе.
Поступление воды в Москву после этого увеличилось втрое. Но в городе начиналась прокладка канализации, отчего воды снова стало не хватать.
В итоге всего этого водопроводного строительства стало очевидно, что единственным источником городского водоснабжения как была, так и осталась река Москва.
На третьем этапе развития водопровода воду уже добывали в верховьях реки, в районе Рублево. Именно здесь впервые были построены очистные сооружения, которые контролировала специальная «фильтровальная комиссия».
Рублевский водопровод функционирует и сегодня
Москва теперь получала 2,5 миллиона ведер Мытищинской воды и 11 миллионов ведер Москворецкой. Но после революции население города опять удвоилось (а говорят еще, не резиновая) — воды снова стало не хватать, причем не только в кранах, но и в самой реке.
Вариантов уже не оставалось — началась стройка великого волжского канала, который и по сей день снабжает город водой.
А мы приехали в Мытищи. Здесь по-прежнему добывают воду — шесть скважин артезианских источников служат, например, основой современного завода Московской пивоваренной компании.
Но пиво не вода, много не выпьешь.