Исторические и литературные параллели в "Игре престолов" (17 фото + 1 видео)
Семь королевств
В основе книги, безусловно, история Великобритании. Как известно, на территории Англии существовало семь исторических королевств - Нортумбия, Сэссекс, Уэссекс, Эссекс, Кент, Восточная Англия и Мерсия. С V века эти королевства имели разную степень развития и самостоятельности, а в IX веке объединились в королевство Англия, во главе которого оказался король Альфред Великий (за исключением северо-восточной Англии, завоеванной данами).
Отсюда, очевидно, и «семь королевств» в «Игре престолов» - Королевство Севера, Гор и долин, Островов и рек, Скал, Штормовых земель, Простора и Дорна. Все они были объединены Эйгоном Таргариеном в единое государство Вестерос.
Война Алой и Белой розы
Самое популярное определение «Песни льда и пламени», книги, по которой снята «Игра престолов», гласит, что это Война Алой и Белой розы, превращенная в фэнтези, — и сам Джордж Мартин охотно подтверждает, что придумал сагу, опираясь именно на конфликт Йорков и Ланкастеров в XV веке (отсюда и самая очевидная параллель, которая работает даже чисто фонетически: Йорки // Старки и Ланкастеры // Ланнистеры). По ходу тридцатилетней Войны Роз английский трон менял владельца шесть раз, а феодалы и военачальники регулярно предавали сюзерена в попытке заключить удачный брак или получить земли (существует даже термин «бастардный феодализм», характеризующий беспринципность мелких дворян) — все это, безусловно, очень похоже на то, что происходит в «Песне льда и пламени».
Семь Королевств отсылают ко времени так называемой гептархии, когда вся территория Британских островов была поделена на семь государств; за первыми людьми угадываются кельты, за андалами — германские варвары, за Таргариенами с их Эйгоном Завоевателем — норманны и Вильгельм Завоеватель. Ну а самое наглядное заимствование легко обнаружить, просто приложив зеркало к карте Вестероса (или Британии).
Джон Р.Р.Толкин и Шон Бин
Герой Шона Бина не может взять и просто так остаться в живых — это относится и Боромиру из «Властелина Колец», и к Эддарду Старку из «Игры престолов».
Все великие фэнтези-эпопеи так или иначе обязаны самой первой — и «Игра престолов» не исключение. Придумавший «Песнь льда и пламени» Джордж Мартин впервые прочитал «Властелина Колец» в 10-м классе — книга произвела на него сокрушительное впечатление, он до сих пор перечитывает раз в несколько лет, и есть подозрение, что Р.Р. в его официальном имени — тоже в некотором смысле отсылка к первоисточнику.
Разумеется, в «Игре престолов» нет столь четкого разграничения добра и зла, как у Толкина; разумеется, Мартин гораздо более историчен — однако два сочинения роднит не только то, что они происходят в тщательно выдуманном альтернативном универсуме, но композиционное устройство. Как и во «Властелине Колец», сюжет «Игры престолов», начавшись в одном месте, где собрались все герои, постепенно расширяется и охватывает весь придуманный автором мир — причем в случае Мартина этот подход еще и гипертрофирован: отсюда тысячестраничные четвертый и пятый тома «Песни льда и пламени», рассказывающие о событиях, происходящих в одно и то же время с разными героями в разных местах; отсюда необходимость, вставшая перед сценаристами сериала, разделить третий том на два сезона.
Катары
Как и представители культа Р'глора, катары любили огонь.
Средневековое религиозное движение, по-своему переосмыслившее христианство и объявленное за это Святым престолом опасной ересью; было распространено прежде всего во французском Лангедоке и смежных с ним регионах. Принципиальным для мировоззрения катаров был дуализм: грубо говоря, они противопоставляли милосердному Богу Евангелия гневного Бога Ветхого Завета; считали, что мир — епархия дьявола; и в целом разделяли добро и зло как два независимых друг от друга начала.
Папа Иннокентий III объявил против катаров Альбигойский крестовый поход, растянувшийся в начале XIII века на двадцать лет, в результате которого одни и те же территории по нескольку раз переходили из рук в руки, а погибли около миллиона человек. По всей видимости, именно кровавой продолжительной междоусобицей Альбигойского похода во многом вдохновлялся Мартин, создавая драматургию гражданской войны в Вестеросе. Что до клерикальной составляющей, то в «Игре престолов», по сути, противостоят друг другу вообще все основные типы человеческих верований: Старые боги Севера и рода Старков (анимизм и вера в духов природы) vs культ Семерых, основная религия Вестероса (антропоморфный политеизм) vs культ Р’глора (оккультный монотеизм).
Шотландские кланы
Ветвистое дерево родовых домов Семи Королевств с их изощренной геральдикой выросло из шотландской клановой системы, существовавшей с XIV по XVIII век: вся территория Шотландии в этот период была разделена на сферы влияния многочисленных горных и равнинных кланов, у каждого из которых был общий предок, свои цвета, герб, девиз и идеология, а также личная летопись обид, нанесенных другими кланами.
Герб дома Баратеонов
Шотладский клан "Скотт".
У горного клана Гордонов из Северной Шотландии среди трех девизов есть и такой: «Отвагой, а не ремеслом». Сравните с домом Грейджоев и их гордым «Мы не сеем».
Адрианов вал
Каменное оборонительное сооружение высотой 6 метров и длиной 120 километров, построенное римлянами во втором веке нашей эры при императоре Адриане в Британии — в районе современной границы Англии и Шотландии; предназначалось для того, чтобы препятствовать набегам варварских племен.
В 1981 году 33-летний Джордж Мартин впервые выехал за пределы США и отправился в гости к подруге, переехавшей в Англию. Однажды они поехали к валу — были сумерки, туристические автобусы давно разъехались; писатель стоял на вершине вала, глядел на окружающие просторы и представлял себя римским солдатом, напряженно вглядывающимся в таящий опасность чужеземный лес.
Тогда у него и родилась идея написать историю о людях, которые несут стражу у конца мира. В «Песне льда и пламени» Адрианов вал превратился в Стену — простершееся от берега до берега исполинское ледяное сооружение высотой в 200 метров, воздвигнутое с помощью магии и предназначенное для того, чтобы защищать Семь Королевств Вестероса от дикарей, оборотней, великанов и прочих нецивилизованных элементов крайнего Севера.
Однако, в "Игре престолов" также скрыто и огромное число психологически-достоверных сюжетных линий. В частности, отчётливо видно, что честные и благородные персонажи "Игры" стремятся помогать друг другу, и формируют одну команду, которая действует на протяжении всех сезонов, вне зависимости от дома, к которому они принадлежат. Вспомнить хотя бы, как королева Елизавета I помогала Генриху Наваррскому. Подробнее о подобной закономерности, хотел бы предложить вашему вниманию один ролик - небольшой экскурс. Приятного просмотра и спасибо за внимание.
- Беспилотное такси не останавливалось и кружило по парковке в Лос-Анджелесе: пассажир опоздал на самолет
- Женщины рассказали, какие курьезные истории произошли с ними во время родов
- "Я только начинаю": 32-летний мужчина в 2025 году станет отцом 100 детей
- Девушка влюбилась в бедуина и переехала в его пещеру