Ангел из ада: Мать Тереза Калькуттская (4 фото)
Миссионерская позиция
Нищета, болезни, катастрофы - мать Тереза засветилась при всех мало-мальски значимых событиях. Шептала слова утешения, кормила с ложечки, призывала молиться. Вот только реальной помощи не было.
Дома для умирающих, организованные Терезой, волонтер Мэри Лоудон сравнивала с нацистскими концлагерями.
- Раскладушки, матрасы на полу или гамаки, в которых больные лежат вперемешку, - описывала обстановку Мэри. - Все обриты наголо (для индийских женщин это сродни позору), многие связаны. Страдания «облегчают» с помощью аспирина. Иглы от шприцов и капельниц промываются в холодной воде и используются повторно. Многих можно было спасти, отправив в больницу или просто вколов антибиотики, но этого не делалось.
Слова Мэри подтверждали такие же добровольцы приютов ордена «Сестры миссионерки любви». Профессиональных медиков в учреждения матери Терезы не принимали. Те, кто побывал там с проверкой, ужасались антисанитарии, но их возмущенный голос тонул в море хвалебных речей в адрес «святой женщины».
- Есть что-то прекрасное в том, как бедняки принимают свою долю, как страдают, словно Иисус на кресте, - увещевала Тереза, запрещая обезболивание.
Главной задачей сотрудников было уговорить больных принять католическую веру. Умирающих крестили без спроса: мокрая тряпка на лоб, молитва - все, он католик.
Увещевая страждущих, Тереза внушала им: «Вы страдаете, как Христос на кресте. Иисус должен целовать вас». Однажды ей кто-то возразил: «Так скажите ему, чтобы он перестал меня целовать». Добрая бабушка оставила реплику без ответа
Помощь не для всех
- 26 июля 1963 года в Скопье случилось землетрясение. Более тысячи человек погибли, три четверти зданий было разрушено. Мать Тереза благословила сотрудников американского военного госпиталя, отбывавших в столицу Македонии, однако из своего фонда не выделила родному городу ни копейки. Американцы пробыли в разрушенном Скопье 15 дней. Десять из них ушли на установку и демонтаж госпиталя. Пять - на фотосессии. К слову, 500 советских военных инженеров отработали тогда в Македонии полгода.
- Мать Тереза уверяла, что ее организация ежедневно кормит в Калькутте более тысячи человек. По словам Арупа Чаттерджи - врача, расследовавшего деятельность матери Терезы, суповых кухонь было всего три, и накормить они могли максимум сто человек. Причем баланду выдавали лишь тем, у кого имелись продуктовые карточки. Нехристианам получить их было невозможно. Лгала «святая» и о количестве школ для пяти тысяч бедных детей - она была всего одна для сотни ребятишек. И о том, что волонтеры подбирают немощных на улицах и отвозят в приюты. На деле никто никого не подбирал, а машины скорой помощи, подаренные ордену, использовались для передвижения монахинь. Говорят, обнаружились также документы о продаже детей из приюта, но дело быстро замяли.
- В 1984 году на химическом заводе американской компании «Юнион карбайд», расположенном в индийском городе Бхопал, взорвался чан с ядовитыми веществами объемом 60 тысяч литров. 4 тысячи человек погибли сразу, 21 тысяча умерли в течение нескольких дней. Пострадали почти 600 тысяч - катастрофа, сравнимая с чернобыльской. Мать Тереза срочно приехала в город и объяснила жителям: это божье наказание, потому надо смириться и молиться. Ей удалось остановить акции против компании. Руководство «Юнион карбайд» через несколько лет выплатило пострадавшим и родственникам жертв почти полмиллиарда долларов. Ни один американский сотрудник не ответил за аварию - посадили семерых местных. А фонд матери Терезы получил на счет кругленькую сумму.
Кстати, посещение матерью Терезой армянского Спитака после землетрясения 1988 года широко освещалось в прессе. Но упоминаний о том, что пострадавшим помогли материально, нет.
И еще. В 1993-м землетрясение в индийской провинции Латур унесло жизни 8 тысяч человек. Пять миллионов оказались на улице. Дома им построили другие организации, а вот позировала на их фоне мать Тереза, не отправившая пострадавшим ни гроша.
Большая жизнь
26 августа 1910 года, Скопье. В состоятельной семье албанских католиков Бояджиу родилась девочка - Агнес Годже.
1919 год. Убит глава семейства Никола Бояджиу - националист, выступавший за очищение Скопье от славян, то есть сербов, македонцев и болгар, и присоединение города к Албании.
1928 год. Агнес окончила сербскую гимназию и уехала в Ирландию, где поступила в монашеский орден «Сестры Лорето». Она никогда больше не будет разговаривать на родном языке, посещая Югославию, станет общаться через переводчика.
1931 год. Девушка принимает постриг и берет имя Тереза. Ее направляют в Калькутту преподавать в женской школе Святой Марии.
1946 год. Терезе якобы является Иисус Христос. Он велит ей бросить школу, надеть сари и идти помогать беднякам. Впрочем, мать Тереза много раз путалась в «показаниях»: рассказывала, например, что Бог регулярно ей являлся с пяти лет.
1948 год. Власти Калькутты отдают Терезе бывший храм богини Кали. Отныне здесь будет Дом для умирающих. Персонал набирают из учрежденного монахиней ордена «Сестры миссионерки любви».
1969 год. ВВС снимает документальный фильм о матери Терезе. Пиар сделает свое дело: храмы ордена организуют в 121 стране мира, число монахинь вырастет до 5 тысяч, волонтеров - до 40 тысяч. Терезу станут воспринимать как святую.
1979 год. Матери Терезе присуждают Нобелевскую премию мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».
1997 год. 13 марта мать Тереза сняла с себя обязанности руководителя Ордена милосердия. 5 сентября она скончалась. Почти сразу католическая церковь начала процедуру причисления к лику блаженных, после которой следует канонизация. Хотя, по правилам, эта процедура может быть начата не ранее пяти лет со дня смерти.
2016 год. На площади Святого Петра в Риме в присутствии 120 тысяч человек, включая 1,5 тысячи итальянских бомжей, Папа Римский Франциск канонизировал мать Терезу.
В юности миссионерка носила имя Агнес ГОДЖЕ
Деньги не пахнут
Всемирная слава приносила деньги. Но происхождение звонкой монеты благотворительницу мало интересовало.
$1,5 миллиона подарил Терезе Жан-Клод Дювалье - президент Гаити, диктатор.
- Нигде я не видела такой близости между бедняками и главой государства, - лицемерно заявила мать Тереза, словно не замечая нищеты и болезней в одной из беднейших стран мира. Ее приезд обошелся властям в $1 миллион.
Пополнился счет ордена после визита Терезы в Албанию. Она мило пообщалась с лидером страны коммунистом Рамизом Алией, а затем возложила венок на могилу его предшественника Энвера Ходжи, который закрыл все храмы, священнослужителей казнил или заточил в тюрьмы.
Британский медиамагнат Роберт Максвелл украл из пенсионного фонда своих сотрудников $600 миллионов и часть из них отправил матери Терезе.
Американский бизнесмен Чарльз Киттинг, также присвоивший деньги вкладчиков фонда, отщипнул «святой» $1,25 из своих $252 миллионов. Когда его посадили, Тереза попросила о снисхождении. Прокурор Пол Терли предложил ей вернуть украденные деньги их владельцам. На этом переписка оборвалась.
Заведя дружбу с Индирой Ганди, Тереза добилась, чтобы ее монашеский орден освободили от проверок. Журналистам, задававшим неудобные вопросы о расходовании средств, советовала поговорить с Богом. Незадолго до ее смерти всплыли документы, из которых следовало, что на благотворительность шло около семи процентов пожертвований. Остальное, в том числе, Нобелевская премия Терезы, отправлялось в Банк Ватикана в Риме и тратилось на нужды католической церкви.
Мать Тереза, как и положено католичке, выступала против абортов и разводов. Но когда дело касалось людей, с которыми она дружила и от которых могла получить куш, ее позиция менялась. Она поддержала Индиру Ганди в насильственной стерилизации бедняков и назвала решение принцессы Дианы о разводе с Чарльзом единственно правильным, раз из семьи ушла любовь.
Средства контрацепции Тереза также требовала запретить. Аргумент, что они защищают не только от зачатия, но и от некоторых болезней, не принимала.
- СПИД - справедливое возмездие за неправильное сексуальное поведение, - утверждала она.
Ни в чем себе не отказывала
Передвигаться по миру мать Тереза предпочитала на частных самолетах или первым классом. Причем нередко перелет ей оплачивали сами авиакомпании.
Проблемы со здоровьем решать в своих центрах Тереза не хотела, предпочитая клиники США, Италии и Индии. Заявила, что не может себе позволить операцию по удалению катаракты за $6,5 тысяч в клинике Сент Фрэнсис в Питтсбурге, а через год прооперировалась в Нью-Йоркском медицинском центре - еще дороже. Во время операций на сердце Тереза ни разу не отказалась от обезболивающего, дабы пострадать, как Иисус. Последние месяцы жизни провела в комнате, напичканной современным оборудованием.
Чудеса в решете
Причислить человека к лику святых католическая церковь может, если он совершил чудо. Сначала таковым пытались объявить исчезновение злокачественного 17-сантиметрового новообразования в желудке у индианки Моники Бесры. Якобы в годовщину смерти матери Терезы сестра женщины приложила к животу больной медальон, которым касались тела будущей святой в день похорон. Помолилась, и вскоре опухоль рассосалась. Но супруг исцелившейся признал: у жены был не рак, а киста яичника, и справились с ней врачи. Объявление Терезы святой отложили. Пока преподобный Брайан Колодийчук не отыскал новое чудо. Житель Бразилии Марсилио Хаддата Андрино страдал от рака мозга. Его жена Фернанда молилась матери Терезе, и все прошло. Медики в этой истории не участвовали, так что подтвердить или опровергнуть ее было невозможно.
Божественный свет
Журналист ВВС Малколм Маггеридж, делавший фильм о Терезе, рассказывал: дескать, в Доме для умирающих не было электричества, но съемки удались, поскольку появился божественный свет. Слова оператора Кена Макмиллана о том, что это просто новая пленка для ночных съемок, никто не услышал.
ЦИТАТА
Из дневника матери Терезы, обнародованного в 2007 году:
«Я чувствую себя потерянной. Господь не любит меня. Бог может не быть Богом. Возможно, его нет».
ТОЛЬКО ЦИФРА
По разным оценкам мать Тереза «заработала» для католической церкви от трех до пяти миллиардов долларов.