Как и чем дышится пассажирам московского транспорта (34 фото)
Главные результаты - из-за отсутствия вентиляции в салонах общественного транспорта очень высок уровень углекислого газа и пыли. А всё это не способствует хорошему самочувствию пассажиров и может приводить к развитию астматических и аллергических заболеваний.
Зачем нужна вентиляция
В обитаемых помещениях без нее накапливается углекислый газ. На открытом воздухе его концентрация в среднем составляет 400 ppm, а внутри замкнутого помещения даже с одним человеком уровень может превысить критическую отметку в 1000 ppm за полчаса. Как результат - упадок сил, депрессия, снижение производительности мозга и способности принимать решения. Кроме того, международные стандарты в настоящий момент рекомендуют не дышать воздухом с концентрацией углекислого газа более 700 ppm.
Еще один важный индикатор качества воздуха - количество мелких твёрдых микрочастиц PM2.5 диаметром менее 2,5 мкм, которые легко проникают сквозь биологические барьеры, накапливаются в организме и очень медленно выводятся. Это приводит к заболеваниям сердечно-сосудистой и дыхательной системы, а также раку легких...
«Санитарные правила эксплуатации метрополитенов. СП 2.5.1337-03» приводят такие цифры
Для измерений в столичном общественном транспорте блогер пользовался профессиональным логгером AirVisual Node, который оснащён аккумулятором, памятью и способен измерять температуру, влажность, концентрацию углекислого газа и количество микрочастиц пыли. Измерения проводились в непрерывном режиме, каждые 10 секунд. Виктор Борисов продублировал замеры температуры и влажности, а также измерил освещённость с помощью автономной радиометки Wireless Tag ALS PRO. Сенсоры были закреплены снаружи на рюкзаке, примерно на высоте 1,5 метра от земли. Измерения в метро и МЦК проводились в рабочий день, 2 октября 2017 года, с 11 до 18 часов дня, то есть при средней загруженности метро на 8 линиях: Сокольническая, Серпуховско-Тимирязевская, Каховская, Замоскворецкая, Кольцевая, Таганско-Краснопресненская, Арбатско-Покровская, Калининско-Солнцевская - и на Московском центральном кольце (МЦК). Всего в московском метрополитене эксплуатируется 4 основных типа вагонов: 81-717/714 («номерные»), «Яуза», «Русич», «Ока». На МЦК эксплуатируются поезда «Ласточка». Блогер отмечает, что в конце дня, проведенного в общественном транспорте, у него болела голова, слезились глаза и першило в горле. Еще одним итогом этого дня измерений стала визуализация всего маршрута. На представленных ниже графиках отлично видно, что желательно избегать поездок по Кольцевой и Арбатско-Покровской линиям московского метро, в поездах МЦК и на наземном пассажирском транспорте. На Серпуховско-Тимирязевской линии нужно бы провести дополнительные замеры. При этом к вентиляции станций, перегонов и наклонных ходов в метро нет никаких вопросов.
Графики: концентрация углекислого газа
Линиями отмечены уличный фон (400 ppm), хороший уровень (700 ppm) и плохой (выше 1000 ppm). Видно, что на Кольцевой, Арбатско-Покровской линиях метро и на МЦК есть превышение нормативов.
И график количества пыли с отметками в соответствии с индексом AQI
Хорошо видно, что на большинстве линий (в основном тех, где эксплуатируются «номерные» вагоны без кондиционеров и фильтров) существенное превышение по количеству пыли (более 55 мкг/м3). Самый чистый воздух - в вагонах МЦК, но там и с приточной вентиляцией не всё хорошо, утверждает Виктор Борисов.
На Сокольнической линии метро эксплуатируются вагоны без кондиционеров со сквозными вентиляционными отверстиями в крыше. Никаких претензий к вентиляции в вагонах нет, лишь в самом центре города, на самых старых станциях концентрация углекислого газа поднялась вплотную к 1000 ppm.
Пересаживаемся на МЦК: вагон практически пустой, нет пыли, концентрация углекислого газа в норме. Скорее всего, в «Ласточках» есть и работает полноценная приточная вентиляция, но она оборудована фильтрами, которые требуют периодической очистки. В данном составе приток с улицы есть: углекислый газ в норме, и воздух однозначно фильтруется, т.к. нет превышения по пыли PM2.5.
Серая ветка: здесь эксплуатируются поезда «Ока» с кондиционерами. Несмотря на то, что концентрация углекислого газа укладывается в нормы, в салоне присутствует запах затхлости и плесени... Возможно, когда включают кондиционеры, отключается приточная вентиляция, предполагает блогер.
Каховская линия - здесь Виктор Борисов сделал замеры в «Яузе». Вагоны старые, кондиционеров нет, но в потолке расположены сквозные вентиляционные отверстия и вагоны неплохо продуваются. Впрочем, линия слишком короткая, чтобы пассажиры успели много надышать.
На Замоскворецкую линию. Здесь такие же «номерные», как и на Сокольнической ветке. И очень свежий воздух. Но, к сожалению, очень пыльный, отмечает блогер.
Люблинско-Дмитровская линия. Снова «Яуза» без кондиционера, в целом вентиляция в таких вагонах отличная. Но сама линия достаточно пыльная.
А теперь самое сложное испытание для пассажиров - Кольцевая линия с вагонами «Русич», у которых официально подтверждено, что приточная вентиляция неэффективна. Концентрация углекислого газа зашкаливает даже вне часа пик, а количество пыли умеренное, то есть свежий воздух извне в вагон не поступает, и здесь заметен стойкий запах пота, плесени и «вирусов». Пассажиры зевают и чихают, отмечает Борисов.
На Таганско-Краснопресненской линии ходят . новейшие поезда «Ока» и «Москва». Судя по графикам, в вагонах работает приточная вентиляция: нет пыли и поддерживается нормальный уровень концентрации углекислого газа.
Правда, всё равно присутствует ощущение застоявшегося воздуха: такое впечатление, что фильтры в системе кондиционирования не чищены, и на них живут и размножаются бактерии, пишет блогер.
«Ласточка» на МЦК: душный воздух, пропахший плесенью. Сенсор не обманывает - концентрация углекислого газа превышает предельные значения. Пыли тоже нет, значит уличный воздух либо хорошо фильтруется, либо просто не поступает. Обратите внимание на резкие пики на графике во время остановок - хорошо видно, что вагон проветривается за счёт открытых дверей.
И снова "подземный ад", на Арбатско-Покровской линии с «Русичами», у которых, напоминает блогер, приточная вентиляция не работает.
Кто-то закрыл единственное открытое окно - и мы видим по графику, что концентрация углекислого газа ушла далеко за 1500 ppm. Запершило в горле и зачесались глаза: регулярно ездить в таких вагонах - просто невыносимо, подчеркивает Виктор Борисов.
На Солнцевском радиусе Калининско-Солнцевской линии: почему-то на станции Парк Победы очень много пыли. Но вагоны здесь новые и практически пустые - пыли нет, концентрация углекислого газа в норме.
Борисов еще раз напомимает, что кондиционер обычно работает в режиме рециркуляции и просто охлаждает внутренний воздух. Поэтому, если система кондиционирования не совмещена с приточной вентиляцией, то при включенном кондиционере ВСЕГДА нужно держать открытым окно, чтобы обеспечить себе невысокую концентрацию углекислого газа. Кроме того, на фильтрах кондиционера, который долго работает в режиме рециркуляции в помещении с людьми, оседают и размножаются опасные вирусы и бактерии.
Выводы
Во-первых, не стоит ездить на поездах «Русич» (Кольцевая и Арбатско-Покровская линия), категорически не стоит - если вы аллергик или астматик. Во-вторых, это же относится к наземному транспорту и некоторым «Ласточкам» на МЦК. Чтобы как-то исправить ситуацию, в «Русичах» и на наземном транспорте нужно открывать форточки и люки, которые обычно заперты на трёхгранный ключ.
Забитая или неработающая вентиляция - нарушение нормативов СП 2.5.1337-03. Возможно, ее не включают ради экономии энергоресурсов, а может, обслуживающий персонал просто некомпетентен, рассуждает блогер. Но факт: в вагонах без кондиционеров, со сквозными вентиляционными отверстиями в крыше, проблем с вентиляцией нет. Как и на самих станциях метро. А вот в подвижном составе... Страшно представить, какая концентрация углекислого газа в вагонах без приточной вентиляции в час пик!
Продолжение исследований
Еще 5 часов блогер провел в поездках на автобусах, троллейбусах и трамваях в центральных районах российской столицы. Выяснилось, что в наземном транспорте принудительная приточная вентиляция отсутствовала как класс. В итоге душно было как и в старых трамваях Tatra, так и в новых городских автобусах Mercedes и ЛиАЗ. И вся надежда в наземном транспорте была исключительно на форточки и люки, в отличие от метро, напоминает Борисов, где в старых вагонах работает превосходная вентиляция через воздухозаборники на крыше.
Во всех автобусах, троллебусах и трамваях были закрыты окна. Замеры проводились в будни, не в час пик тем же логгером AirVisual Node.
С пылью ситуация на улицах города гораздо лучше, чем в метро. В наземном транспорте пыли практически нет, т.к. поступает мало свежего воздуха (только через двери на остановках). На улицах Москвы тоже всё отлично - можно смело отправляться на прогулку.
Начали с 28-го троллейбуса от м. Университет. Выяснилось, что у троллейбусов плохие дверные уплотнители и от дверей тянет холодом. Однако это не помогает поддерживать концентрацию углекислого газа в салоне менее 1000 ppm. После поездки в таких условиях чувствуешь себя как выжатый лимон, замечает блогер.
В автобусе А: пока салон пустовал, было очень даже неплохо, но потом пассажиров прибавилось и стало душно.
Пересадка на Тверской на автобус м1, это не какой-либо ЛиАЗ, а самый настоящий Mercedes. Здесь должна быть принудительная приточная вентиляция, но она просто отключена, в итоге - в салоне душно, констатирует Виктор Борисов. На форточках автобусов Mercedes нет надписи о том, что их нельзя открывать при работе кондиционера (это важно).
На Белорусской - пересадка в новейший низкопольный трамвай по маршруту номер 9. Сначала он долго стоит на конечной остановке и хорошо проветривается. И пассажиров в нём мало. На крыше точно есть климатическая установка, но неизвестно, может ли она подавать свежий воздух извне.
Около метро Менделеевская пересадка на автобус т47. И здесь впервые за день концентрация углекислого газа превысила 2000 ppm: в салоне много пассажиров. "Но это же не повод заставлять их страдать?" - задает риторический вопрос блогер.
На Садовом кольце - пересадка на автобус Б. Это снова Mercedes и в нём слегка душно - 1200 ppm.
Автобус т25 на Покровке. Народу почти никого, если стоять рядом с дверями, то ехать можно, пишет Борисов.
144-й автобус - скоростной экспресс, в пустом салоне которого с воздухом всё было в порядке, но когда на м. Октябрьская зашли пассажиры - моментально стало душно. Обратите внимание на вот эти крышные кондиционеры Konvekta - можно сделать вывод, что они могут работать исключительно на рециркуляции, без забора свежего уличного воздуха.
Но если кондиционер работает в режиме рециркуляции - окна можно и нужно открывать. Этого нельзя делать, только если работает приточная вентиляция, которая не имеет никакого отношения к кондиционеру, подчеркивает блогер.
Старая "Татра" получает премию в номинации "самый душный вагон": концентрация углекислого газа внутри превысила отметку в 2500 ppm!
И наконец замеры сделаны в автобусе номер 244 от улицы Марии Ульяновой, а затем в троллейбусе номер 34, вышедшем из депо: пока нет пассажиров, с воздухом в салоне столичного транспорта всё в порядке.
Что в итоге?
У московского наземного транспорта - серьёзные проблемы с вентиляцией. И это не зависит от маршрута или типа транспорта. Если в салоне много пассажиров, то душно и в троллейбусе, и трамвае, и в автобусе. Во всём мире маркером качества воздуха, которым мы дышим, является концентрация углекислого газа.
Получается, что лучше избегать поездок на общественном транспорте в час пик, если вы заботитесь о своём здоровье. Если уж ситуация безвыходная и приходится ехать на наземном транспорте, то стойте как можно ближе к дверям, советует блогер.
А департаменту транспорта города Москвы нужно сделать принудительную приточную вентиляцию в пассажирских салонах наземного транспорта исходя из нормативов в 30 куб.м/час на одного пассажира. Производительность приточной вентиляции должна автоматически регулироваться - по датчику углекислого газа.
И пожалуйста, не забывайте, что кондиционер лишь охлаждает воздух, но не делает его свежим!