35 лет назад в "Лужниках" произошла крупнейшая трагедия в истории отечественного спорта (7 фото)
Роковой матч
На матч, который должен был вызвать настоящий ажиотаж, было продан 16 643 билета, то есть всего 1/5 от вместимости "Лужников" или как его тогда называли Центральный стадион им. В. И. Ленина. На улице было -10 С, дул ветер, да еще шел снег. Говорят, что из-за высокой влажности холод пробирал до костей. Для зрителей расчистили и открыли две трибуны А и С, располагавшиеся напротив друг друга, но занята была в основном трибуна С (около 12 000 человек), так как с нее можно было быстрее попасть в метро. Первый гол залетел в ворота голландцев уже на 16 минуте, и почти до конца матча игра шла без особых интересных событий, спортсменам тоже не очень приятно было бегать в такой мороз. Обдуваемые ветром закоченевшие болельщики не стали дожидаться финала матча, исход которого уже был ясен. и примерно за 10-15 минут до конца двинулись к выходу, к тому самому, который вел к метро с трибуны С.
Вторая "Ходынка"
За 20 секунд до финального свистка спартаковец Сергей Швецов забил гол в ворота голландцев. Услышав радостный крик болельщиков, первые ряды толпы, уже находящиеся в туннеле остановились и захотели пройти назад, но пройти было невозможно - движение толпы уже нельзя было остановить, она подхватывала людей и несла только в направлении выхода. Под ликование оставшихся на трибунах толпа давила оказавшихся в самой ее гуще и размазывала по бетонным стенам выхода, люди стали падать на пол, о них спотыкались, тем самым, образуя еще большую давку. Тех, кто пытался помочь упавшим или оттащить, тут же подминала толпа, за короткое время ставшая неуправляемой как стихийное бедствие. Обледенелая лестница не выдержала натиска, хорошо сваренные перила разлетелись, и люди стали падать в пролет. Очевидец в интервью изданию "Life" вспоминал, что он ушел раньше массового исхода болельщиков и ждал своих друзей у стадиона, как вдруг увидел протискивающихся из выхода людей, а за ними сплошную движущуюся человеческую массу: "Перед глазами до сих пор стоит страшная картина: Виталик выходит, потерянный, раздавленный, а шарф весь в крови, в чужой крови. Он потом так и не смог пересилить себя и снова начать ходить на игры. Многие тогда перестали ходить на футбол…".
Секретное расследование
На следующий день в газете "Вечерняя Москва" была напечатана едва заметные несколько строк в разделе "Происшествия": "20 октября 1982 г. после футбольного матча на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В. И. Ленина при выходе зрителей в результате нарушения порядка движения людей произошел несчастный случай. Имеются пострадавшие. Проводится расследование обстоятельств происшедшего". И больше ничего. Ведущие спортивные издания публиковали отчеты о матче, но про трагедию ни слова.
Расследование трагедии было засекречено, с очевидцами давки проводили беседы сотрудники в штатском.
Версии
Было две версии. Первая - виноваты болельщики. Все выходы были открыты, но часть болельщиков двинулась назад после гола Швецова, что создало неразбериху и давку. Решили, что это несчастный случай и назначили виновным коменданта Большой спортивной арены Панчихина - 3 года исправительных работ. На командира милиции, отвечавшего за охрану трибуны С, также было заведено уголовное дело, но так как он получил травму в тот день, то вскоре по амнистии дело было закрыто.
Версия очевидцев - открыты были не все выходы, поэтому люди и ринулись к одному, самому удобному из них. Также у болельщиков были очень натянутые отношения с милицией: на трибунах тогда нельзя было размахивать руками, перемещаться а из-за жуткого холода как раз двигаться и размахивать руками очень хотелось. Милиция пыталась сдерживать болельщиков, но надолго стражей правопорядка не хватило, да и фанаты стали обстреливать милиционеров снежками, протестуя против драконовских порядков на стадионе. И, якобы, из мести, они специально не до конца открыли ворота и чуть ли не сами спровоцировали давку, напирая сзади на толпу, и не давали ей пятиться после гола Швецова.
Жертвы
Данные о количестве жертв появились в советской прессе появились лишь в 1989 году в "Советском спорте". Журналисты провели неофициальное расследование и подсчитали, что в ту "черную среду" было затоптано и раздавлено около 340 человек. А пострадавших в разы больше. Также в этом расследовании выяснили, что роковой гол Швецова, о котором он говорил: "Лучше бы я тот гол не забивал", наоборот ослабил напор толпы, так как с трибун перестали напирать, вернувшись к наблюдению за игрой.
После этой статьи власти раскрыли официальные данные расследования. По этим данным в давке погибло 60 человек. В основном это были подростки 14-18 лет (35 пять молодых парней и пять юных девушек). Сотрудников милиции среди погибших не было.
Память
В 1992 году рядом со стадионом по инициативе спартаковских болельщиков был установлен памятник. Надпись "Погибшим на стадионах мира" выполнена на нем на четырех языках. Сегодня люди несут цветы и спартаковские шарфы к этому приземистому как дуб, уходящему на шесть метров в землю памятнику, который никакая толпа не сможет свалить или вырвать с места. Несут цветы фанаты не только красно-белых, желая почтить память погибших 35 лет назад, когда победа отечественных футболистов стала реквиемом для десятков молодых болельщиков.