Битва за "таинственный остров" (7 фото)
Старожилы рассказывают, что Зеленый остров стал обрастать легендами еще в начале ХХ века. Тогда ему приписывалась слава последнего пристанища утопленников. Местные жители были уверены, что духи погибших в омутах Дона людей прибывают на остров и покоятся в густых зарослях камыша, пугая рыбаков и купальщиков.
"Черный камень"
О "странных неземных" явлениях местные жители рассказывают немало историй. В большинстве из них фигурирует некий черный виртуальный камень. Почему виртуальный? Потому что множеству научных экспедиций обнаружить его не удалось. Между тем "свидетели явлений" утверждают, что не только видели этот камень, но и ощущали на себе его воздействие, как правило, нервно-психического свойства.
К примеру, группа молодых ростовчан свидетельствует, что однажды, приплыв на остров на лодке для пикника, ребята наткнулись на необычный черный камень, который как бы висел в нескольких сантиметрах над землей. Он начал издавать неприятный жужжащий звук. Почва под ногами стала вибрировать, а очертания предметов вокруг как бы "потекли", расплылись. Все это вызвало у ребят мучительную головную боль и чувство панического страха. Они бросились врассыпную. И успокоились только через час, когда собрались в лодке и отплыли от острова на приличное расстояние. Через несколько дней ребята отважились еще раз побывать на острове, но камня не нашли и никаких необычных ощущений не испытали.
Иная история приключилась с семьей ростовчан. Отец, мать и шестилетняя дочь отдыхали на острове. Пока родители занимались костром и стряпней, дочь исчезла. Отец с матерью несколько раз обежали весь остров, неоднократно обшаривали палатку - ребенок как в воду канул. Только через два часа девочку обнаружили спящей в... палатке, хотя за десять минут до этого мать в который раз заглядывала туда. Проснувшись девочка рассказала, что, отойдя недалеко от берега, увидела "черный жужжащий камень". Только потрогала его рукой, так сразу и уснула. Что было с ней дальше и как попала в палатку, девочка вспомнить не смогла.
"Сатанинская вишня"
Чисто внешне остров резко отличается от соседних донских берегов. Он покрыт необычайно буйной, можно сказать, гигантской растительностью, будто испытавшей на себе некие мутационные процессы. Здесь, например, можно встретить вишневые деревья, плоды которых в 4-6 раз больше обыкновенных. Только местные жители их не едят. Существует поверье, что попробовавший этих ягод через некоторое время заболевает неизвестной науке болезнью и умирает в муках.
В наше время наибольшее распространение получили слухи о том, что здесь когда-то потерпел аварию инопланетный корабль или врезался в почву метеорит. Перед Великой Отечественной войной остров заняли войска НКВД и что-то по ночам вывозили оттуда на грузовиках. Но не успели. Уже осенью 1941 года фашисты прорвались к Ростову. Целый полк НКВД стоял насмерть, защищая пустынный остров, и погиб почти в полном составе, дав возможность и время специалистам вывезти отсюда в тыл нечто таинственное.
230 полк конвойных войск НКВД
230-й полк конвойных войск НКВД был сформирован в 1939 году на базе 14-го отдельного Ростовского конвойного батальона. Хотя на самом деле история полка уходит в лихие годы Гражданской. Тогда, в марте 1920 г., в Ростове-на-Дону была создана команда по борьбе с бандитизмом и мародерством, в которую входило всего 25 бойцов. Затем на базе команды и был сформирован батальон войск НКВД. Задачи по охране растущего количества заключенных тюрем и лагерей на территории города, обеспечению общественного порядка потребовали от Народного комиссариата внутренних дел укрупнения имеющегося конвойного батальона и создания на его основе полка. Перед 230-м полком были поставлены задачи не только по охране и конвоированию заключенных, но и по охране важных государственных объектов и общественного порядка. Ростов-на-Дону как областной центр нуждался в таком подразделении и воины полка с честью выполняли возложенные на них непростые обязанности.
К июню 1941 г. 230-й полк конвойных войск НКВД СССР входил в состав 43-й бригады конвойных войск НКВД СССР.
Когда началась Великая Отечественная война, большая часть военнослужащих полка была направлена на фронт. Двести человек под командованием командира полка подполковника Шевцова были направлены на фронт, 249 бойцов вошли в состав истребительного батальона.
После отправки двухсот бойцов во главе с командиром полка на фронт, командование полком принял подполковник Павел Петрович Демин — впоследствии генерал-майор. Заместителем командира полка по политической части был батальонный комиссар Федор Васильевич Школьников, а начальником штаба полка — капитан Исаев. Помимо командования полком, в течение двух дней Павел Петрович Демин выполнял обязанности и по руководству формированием еще одного подразделения — 33-го мотострелкового полка оперативных войск НКВД СССР.
В соответствии со Схемой организационного развертывания оперативных войск НКВД СССР на военное время, 22 июня 1941 г., в связи с началом мобилизации, на базе 230-го полка конвойных войск НКВД СССР был сформирован 33-й мотострелковый полк оперативных войск НКВД. Первое время обязанности командира полка исполнял командир 230-го полка конвойных войск НКВД СССР подполковник Павел Петрович Демин. В период с 23 по 27 июня 1941 гг. происходило формирование личного состава 33-го мотострелкового полка оперативных войск НКВД СССР. В состав полка вошли рота связи, хозяйственная рота, музыкальный взвод, специальный взвод, автомобильная рота, танковая рота, три стрелковых батальона, две артиллерийские батареи. Численность полка составила 2254 военнослужащих. Показательно, что военно-техническое и транспортное оснащение полка, несмотря на его оперативное формирование, находилось на высоком уровне.
Бой за остров Зеленый
Помимо участия в боях с гитлеровцами, воинам конвойного полка приходилось выполнять и задачи повседневной службы. Так, 20 ноября 3-й батальон полка обеспечивал эвакуацию Ростовской тюрьмы (знаменитый Богатяновский централ) в Батайский распределитель и Командованием 56-й армии перед частями, прикрывающими отход основных сил, была поставлена задача по удержанию Зеленого острова — важнейшего плацдарма на реке Дон, имевшего стратегическое значение для обороны позиций на левом берегу. Оборонять Зеленый остров пришлось воинам 230-го полка конвойных войск. В 6.30 утра 21 ноября 1941 г. началась побатальонная переправа через Нахичеванскую протоку, отделяющую остров от Ростова-на-Дону (точнее от Нахичевани).
Солдаты и офицеры 2-го батальона 230-го полка всю ночь участвовали в уличных боях на территории Ростова-на-Дону, а теперь им пришлось прикрывать отступление основных сил советских войск. Через протоку переправлялись части 347-й стрелковой дивизии. Батальон конвойного полка прикрывал их отход. В бой с противником вступили бойцы разведроты полка, вызвавшиеся обеспечить переправу на остров частей дивизии и основных подразделений конвойного батальона. Все бойцы, обеспечивавшие отход подразделений, пали смертью храбрых в боях у переправы на Зеленый остров. Основному составу батальона удалось переправиться и занять позиции на территории острова.
Понтонная переправа на остров Зеленый.
Прямо по пятам советских частей двигались немецкие танки. Переправу на Зеленый остров его защитники взорвать не успели. На протяжении шести часов воины 230-го конвойного полка вели отважный бой против многократно превосходящих по численности и лучше оснащенных войск противника. На вооружении конвойного полка находились лишь два пулемета, стрелковое оружие и ручные гранаты. ДЗОТ, которым командовал сержант Занин, первым открыл огонь по противнику. Первыми же выстрелами из пулемета были убиты около десяти немецких солдат. По ДЗОТу открыли огонь. Пулеметчик Василенко успел вытащить командира сержанта Занина, но сам был убит осколком. Взводу, которым командовал старший лейтенант Борис Галушко, удалось остановить продвижение немецких танков на Зеленый остров. Рядовой Огарков со связкой гранат притворился убитым и подпустил к себе танк, после чего поднялся и метнул в него гранаты. Подбитый танк остановился, остановились и другие гитлеровские танки. Чекисты держали оборону острова, не имея противотанковых орудий. Тем не менее, личный состав полка демонстрировал высочайшее мужество и отменную выучку. Так, снайпер Сагайдаков метким выстрелом убил водителя немецкого танка, попав в смотровую щель. Но танки продолжали наступать. В бою погибло 80 человек — третья часть и так потрепанного в боях полка, большая часть воинов которого давно ушла на фронт.
Командиры подразделений полка, закрепившихся на острове, понимали, что так долго продолжаться не может — в конце концов, немцам удастся с помощью танков и артиллерии взять остров. Поэтому единственным выходом оставалось вызвать огонь советской артиллерии, занявшей позиции на левом берегу Дона, на себя. Крупнокалиберные орудия ударили по наступающим на остров немцам. Опасаясь, что взрывы снарядов разрушат переправу и танки окажутся на острове в западне, немцы стали спешно поворачивать боевые машины назад и отступать с острова. В конце концов, советским артиллеристам удалось попасть в переправу и утопить ее вместе с находившимся на ней вражеским танком. Тогда по позициям 230-го полка ударила штурмовая авиация люфтваффе. Земля Зеленого острова, еще не так давно радовавшая отдыхавших на ней ростовчан, превратилась в настоящий ад. Под непрерывным обстрелом противника советские санитары собирали раненых и контуженных бойцов, на сетках от кроватей и досках перетаскивали их по льду через Дон — на левый берег, в Батайск, где были развернуты советские полевые госпитали.
Ночью оставшиеся в живых солдаты и офицеры 2-го батальона 230-го полка конвойных войск НКВД наконец отступили на левый берег Дона. Их отход прикрывал разведывательный взвод и несколько добровольцев — пулеметчиков. На боевых позициях воинов 2-го батальона сменили подошедшие свежие роты полка и бронебойный взвод из 31-й стрелковой дивизии. Бойцы разведвзвода, облаченные в белые маскхалаты, сумели переправиться на правый берег Дона — в Нахичевань, захваченную гитлеровцами, где в рукопашном бою, не применяя огнестрельного оружия, уничтожили расчеты немецких минометов и пленили командовавшего ими офицера. На протяжении нескольких ночей разведчики 230-го полка совершали подобные рейды на позиции противника. Они уничтожали вражеские огневые точки, склады боеприпасов. В свою очередь, вермахт круглосуточно предпринимал попытки взять Зеленый остров. Артиллерия и авиация противника вели обстрел острова, а пехота многократно пыталась переправиться на Зеленый. Но каждый раз атаки гитлеровцев захлебывались, столкнувшись с бесстрашным сопротивлением воинов полка.
В обороне Зеленого острова принимали участие и вспомогательные части полка. Взять в руки оружие и бить по врагу пришлось полковым музыкантам, связистам, санитарам. Ростовчанин Карл Филиппович Пчемян был призван на службу в 230-й полк конвойных войск НКВД в 1940 году. Он служил в музыкальном взводе полка валторнистом, однако когда пришел приказ оборонять Зеленый остров, а затем вновь отбивать Ростов, занятый противником, быстро переквалифицировался в пулеметчика.
Ценой больших потерь воинам 230-го полка конвойных войск НКВД удалось 21 ноября 1941 года отстоять территорию Зеленого острова. Спустя пять дней, 26 ноября, началось наступление 56-й армии на Ростов-на-Дону. Однако воины-чекисты вступили в бой гораздо раньше общего наступления. Еще 24 ноября подразделениям 230-го полка была поставлена задача сформировать усиленный батальон и, переправившись через Нахичеванскую протоку, занять плацдармы на юго-восточной окраине Ростова-на-Дону. Командование операцией было возложено на батальон старшего лейтенанта Голушко, которому были приданы стрелковая и пулеметная роты. 26 ноября батальон выдвинулся на исходные позиции. 1-я рота батальона ворвалась на юго-восточную окраину Нахичевани, 2-я рота также преодолела Дон и вышла к городу. 3-я рота начала переправу, но была обнаружена противником. Немцы открыли по третьей роте огонь из своих артиллерийских орудий. В сложившейся ситуации командир 347-й стрелковой дивизии, которому в оперативном отношении подчинялся 230-й полк конвойных войск, отдал приказ об отмене наступления. Под шквальным огнем противника осуществлялся отход батальона Голушко на исходные позиции. В этом бою батальон понес серьезные потери. Отойти удалось только второму эшелону. Первый эшелон, в состав которого входили 1-я и 2-я роты и пулеметный взвод, оказался в окружении и вступил в уличные бои с гитлеровцами. Занимая отдельные дома и постройки, солдаты и офицеры двух рот вступали в мелкие бои с мотопехотными и танковыми частями фашистов.
В ночь с 28 на 29 ноября 1941 г. части 230-го конвойного полка, Ростовского стрелкового полка народного ополчения, стрелковых полков 347-й и 343-й стрелковых дивизий выдвинулись на штурм Ростова-на-Дону с территории Зеленого острова. 28 ноября около двух часов ночи 6-я рота конвойного полка, которой командовали лейтенант Григорий Свиридов и политрук Николай Козлов, по льду перешла Нахичеванскую протоку и заняла оборону на участке от 13-й линии в Нахичевани до Театральной площади. В течение полутора суток рота Свиридова и Козлова противостояла превосходящим силам противника, ведя оборону захваченного плацдарма.
На помощь подразделению командование полка направило 4-ю роту и два взвода 5-й роты полка. Они ворвались в город и вели бои до тех пор, пока на территорию Ростова не вступили части 347-й стрелковой дивизии. Еще до начала общего наступления подразделения конвойного полка очистили всю юго-восточную часть Нахичевани от гитлеровских войск. Героический политрук 6-й роты Николай Козлов, прошедший «ад» освобождения Ростова, вскоре погиб в боях под Екатериновкой. Его именем ныне названа одна из улиц Ростова-на-Дону.
29 ноября утром была прорвана линия обороны гитлеровцев. Советские войска вошли на территорию Нахичевани. Вечером того же дня Ростов-на-Дону был освобожден от гитлеровских захватчиков. Первая оккупация Ростова продлилась неделю и закончилась героическим освобождением города. Однако уже в июле 1942 г. личному составу 230-го полка конвойных войск вновь пришлось участвовать в обороне города от повторного натиска гитлеровских войск. 14 апреля 1943 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР, 230-й полк войск НКВД СССР был награжден орденом Красного Знамени. Эту высокую награду полк получил за мужество и героизм своих военнослужащих, отличившихся при обороне Ростова-на-Дону и его освобождении в ноябре 1941 года.
В память о героической обороне Зеленого острова на его территории, в шестидесяти метрах от понтонной переправы, был установлен мемориал памяти воинов 230-го полка конвойных войск НКВД СССР. Надпись на нем гласит: ««Здесь на Зеленом острове 21-29 ноября 1941 г. сражались солдаты 230-го стрелкового полка войск НКВД, удерживая плацдарм для нанесения контрудара по фашистским захватчикам при освобождении г. Ростова-на-Дону в 1941 году. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ СОЛДАТАМ ОТЧИЗНЫ!».
P.S. По материалам с сайтов: https://topwar.ru/73533-posledniy-rubezh-na-zelenom-ostrove-konvoynyy-polk-stoyal-nasmert.html, http://www.centre-magic.ru/articles/3-other/522-tainstvennyj-ostrov-zelyonyj-na-reke-don.html