Болота ленинградской области, которые поражают своей красотой (22 фото)
Болото – это совершенно особый мир, не похожий ни на что другое. Растительность здесь больше напоминает тундру: ковер из мхов и лишайников, карликовые березки и полярные ивы, заросли морошки и водяники, багряные кустики росянки.
Другой популярный миф – это то, что болота очень опасны. Да, есть участки, где действительно можно провалиться, но, обладая должном опыте, я сразу замечаю такие места и обхожу стороной.
На протяжении трех лет я регулярно ездил по диким местам Ленинградской области и изучал топкие, практически нехоженые болота, выискивая самые удивительные места и ловя уникальные состояния природы. За время работы над проектом, я совершил более 50 небольших экспедиций и собрал уникальный материал, несколько сотен высококачественных фоторабот, посвященных таинственному миру болот.
Наиболее характерный пейзаж болот – топкая равнина, покрытая ковром из мхов, лишайников, трав и кустарничков. Поверхность изобилует небольшими топкими понижениями, называемыми мочажинами. Это опасные места, которые лучше обходить стороной. То здесь, то там виднеются кочки с пучками травы. На менее влажных участках растут чахлые корявые деревца. Встречаются здесь и открытые травянистые равнины, больше напоминающие степь. А вдоль границы болота обычно расположен пояс тростниковых и березово-ольховых топей, который порой становится серьезной преградой на пути туристов.
Есть здесь и небольшие озера. Некоторые из них представляют собой просто залитые водой мочажины, тогда как другие – бездонны и называются «окна». Где-то в глубине они соединяются друг с другом, образуя водяное ядро болота.
Из растений особый интерес представляет росянка. Это удивительное насекомоядное растение ловит комаров и мошек, компенсируя бедность болотной почвы. Обычно, багряные кустики не превышают нескольких сантиметров в высоту, и их непросто разглядеть. Но иногда, отдельные участки болот покрыты сплошным ковром росянки, а липкие капельки этого хищного растения блестят в лучах вечернего солнца, гармонично дополняя болотный пейзаж.
Самое волшебное состояние возникает во время утренних туманов. Горизонт скрыт за белой пеленой, а деревья, будто призраки появляются из туманной дымки. Когда небо начинает озаряться цветами восхода, туман также приобретает розоватую или желто-оранжевую окраску, а с противоположной стороны становится голубоватым, отражая небесную синеву.
Стоит ли идти на болото, если погода совсем не радует? Когда мы приехали на съемку, начался дождь. Просидев несколько часов в машине, решено было всё равно идти на болото, хотя бы просто на разведку новых мест. Но случилось чудо! Перед самым закатом сквозь тучи пробились лучи заходящего солнца, раскрасив небо в яркие цвета, а на болоте начал выступать легкий вечерний туман.
В другой раз, дождь настиг меня уже в пути. Отступать было уже поздно, и, упаковав фототехнику поглубже в рюкзак, я продолжил путешествие под июльским ливнем и хмурым небом. Однако, природа преподнесла мне очередной подарок. Тучи расступились, пейзаж осветило низкое вечернее солнце, а на небе засияла двойная радуга.
Ещё одно чудо болот – это плавающие острова на внутренних озерах. Остров представляет собой торфяную подушку, густо переплетенную корнями трав и кустарничков. По сути, это кусок оторвавшейся от заболоченного берега сплавины. Острова достаточно прочные и могут выдержать вес нескольких человек.
В сентябре на болота постепенно приходит осень. Мох сфагнум окрашивается в насыщенные красные и желтые оттенки, а высохшие травы буквально светятся оранжевым цветом, даже в отсутствии солнца. Карликовые березки, кустики черники и голубики пестреют золотыми и багряными листочками, а кочки посреди топей покрываются крупными ягодами спелой клюквы.
На болотах южных районов области осеннюю картину дополняют болотные острова, поросшие широколиственными лесами и огромными осинами, приобретающие в октябре золотой окрас.
К концу октября яркие осенние краски выцветают, а на пожухлой траве появляются серебристые следы изморози. Болото словно засыпает, готовясь к долгой северной зиме. Это совершенно особое состояние природы. Состояние спокойствия и меланхолии. Если стоит густой туман и проглядывает солнце, то возникают замечательные условия для художественной фотосъемки.
Однажды мне посчастливилось увидеть на осеннем болоте редкое природное явление – белую радугу. Туманная радуга бесцветная. Она появляется при освещении солнечными лучами слабого тумана, состоящего из очень мелких капелек воды.
В начале зимы на болоте можно застать ещё одно прекрасное состояние. Мхи и травы уже скованы морозом, окна затянуты тонким льдом, а вся поверхность болота припорошена тонким слоем свежего снега. Фактуры лишайников и зарослей кустарничков хорошо видны, но будто накрыты тонким белым покрывалом, а кусты болотных осок, словно иглы морских ежей, торчат сквозь снежный ковер.
Весна – время пробуждения природы. Просыпаются болотные ручьи, появляются проталины на мочажинах и озерках, освобождаются от ледяных оков деревья и кусты. Снег на болоте обычно лежит очень долго, и период ранней весны может растянуться здесь до конца апреля. Однако, весеннее настроение ощущается здесь очень живо, и если повезет с закатом, то можно увидеть просто фантастические картины.
Безусловно, полностью рассказать о болотах в рамках небольшого эссе невозможно. Здесь представлена только небольшая часть материала, что я подготовил. А тем временем, работа над проектом продолжается. В ближайших планах - аэрофотосъемка болот с воздуха и изучение гигантских болот, признанных крупнейшими в Европе! Так что, продолжение следует...
Арсений Кашкаров