История возникновения приставки Sega (38 фото)
Эпоха игровых автоматов
Рождение компании Sega пришлось на далекие 40-е годы прошлого века. Тогда это были не приставки, а крупные игровые автоматы, стоявшие в барах и комнатах отдыха. Играли в них не подростки, а американские солдаты, снимавшие стресс после перестрелок. Первые такие автоматы появились на военных базах США на Гавайских островах. Это были игры типа пинбол и «Однорукий бандит».
В 1952 году компания стала называться Service Games of Japan и импортировать игры в Японию. Примерно в это же время энергичный американец по имени Дэвид Розен владел в Японии сетью кабинок моментальной фотографии, и музыкальными автоматами, в которых играл американский и японский рок-н-ролл. Оба американских ноу-хау были в новинку для японцев и пользовались большим успехом. Японцы хотели развлечений и Розен решил расширить бизнес Rosen Enterprises и продавать аркадные автоматы.
В 1964 году пути двух компаний сошлись. После слияния SErvice GAmes и Rosen Enterprises появилось название SEGA Enterprises Ltd. Началась активная разработка новых игр.
В 1966 году Sega представила игровой автомат, моментально ставший хитом - Periscope, известный позднее в СССР как «Морской бой». Игра была настолько популярна, что компания сразу начала экспортировать ее в Америку и другие страны.
В 1969 году большая часть компании переехала из Японии в США.
В 1975 году в Калифорнии появился аркадный автомат Bullet Mark, имитирующий тир. Он считался «олдскульным», но все равно пользовался популярностью: стрельба по мишени никогда не теряла актуальности.
Игровые автоматы Periscope и Bullet Mark
Появление видеоигр
1970-е годы в Америке были особым временем, особенно в Калифорнии, в которой зародилась знаменитая Кремниевая долина. Закончилась война во Вьетнаме, появлялись первые микропроцессоры и компьютеры, зарождался интернет, Стив Джобс собрал свой Apple, вышли первые Звездные войны. И разумеется, в 1970-х произошло полное обновление игровой индустрии: сменилось два поколения игровых консолей, стали появляться приставки на основе микропроцессоров, такие как Atari. Taito выпустили Space Invaders – первую популярную видеоигру.
Менялись технологии, менялось мышление и отношение к играм. Чтобы идти в ногу со временем, Sega начала стремительно расширяться, привлекать все новых и новых разработчиков игр, приобрела фирму Gremlin Industries для разработки и производства новых микропроцессоров для игровых автоматов. Ставка была сделана на будущее и новейшие разработки. В результате в 1979 у Sega/Gremlin появилась видеоигра Head On в инновационном жанре maze chase, который основан на передвижениях в лабиринте. До этого игры чаще были основаны на стрельбе. Жанр затем популяризировала игра Pac-Man.
Игровой автомат и геймплей Head On
Игра Monaco GP 1979 года стала одной из первых гоночных игр в кабинах, имитирующих автомобиль. А в 1981 году появился хит – Turbo. До этой игры гоночные игры выглядели плоско и использовали перспективу с высоты птичьего полета. В Турбо стал виден горизонт в конце дороги. Разработчики ввели в игру простой эффект масштабирования: деревья и дома становились больше, пока машина проезжала мимо них. Эту тенденцию другие компании начали повторять и дополнять.
Игровой автомат и геймплей Turbo
Zaxxon 1982 года – это игра, которая неплохо выглядит и сейчас. Талантливые разработчики создали эффект трехмерности за счет угла обзора, движения фона и использования нескольких слоев изображений.
Игровой автомат и геймплей Zaxxon
Planet of Zoom 1982 года. В ней трехмерный эффект достигался за счет увеличения масштаба. Эти годы стали золотыми для Sega и сделали компанию лидером среди аркадных видеоигр.
Геймплей игры Planet of Zoom
Персональные игры
Основатели Sega понимали, что микропроцессоры – это только начало развития видеоигр. Компьютеры становились персональными, и игры также перемещались в дома. У Sega была отличная репутация и поэтому они уверенно начали план покорения рынка домашних консолей.
1981 год – в Японии начинаются пробные продажи первой игровой приставки Sega Game-1000, созданной на базе 8-битного процессора Zilog Z80.
Приставка Sega Game-1000
Что же помешало SG-1000 стать популярной приставкой? Возможно, слишком позднее появление. Она не была уникальной. Рынок к тому времени уже заполонили многочисленные игровые консоли, часто похожие как две капли воды. Люди отдавали предпочтение тем, которые стоили дешевле.
1983 год – в индустрии компьютерных игр произошел кризис. Популярная компания Atari стала постепенно исчезать с рынка, и это произошло со многими приставками. Многообразие породило жесткую конкуренцию и отбило у многих желание производить консоли. Sega вкладывает огромные деньги в развитие графики и в разработку новых технологий.
Единственной, кто чувствовала себя уверенно в тот год, была японская компания Nintendo. В этом же году в Японии стартовали продажи Family Computer (Famicom), 8-битной игровой приставки. Famicom стоила недорого, поэтому сразу стала фаворитом у геймеров.
Приставка Famicom от Nintendo
Приставка SG-1000 II
1984 год – Sega выпустила SG-1000 II, создав целый отдел домашних консолей, нашла новых талантливых разработчиков.
Ю Судзуки написал свою первую игру Champion Boxing, а будущий создатель Соника, Юдзи Нака написал Girl's Garden. Вышла игра Doki Doki Penguin со сложными головоломками и Orguss с визуальным параллакс эффектом.
Champion Boxing, Doki Doki Penguin и Orguss
Ю Судзуки
В 1985 году Ю Судзуки выпустил Hang-On и Space Harrier.
1985 год – Nintendo представила консоль Famicon для Европы и США, переименовав её в NES (Nintendo Entertainment System). 8-битная консоль покорила мир на долгие годы. Передовые игры Sega больше не интересовали геймеров.
1986 год – Nindendo (NES) принадлежали 90% рынка игровых приставок, а Sega и Atari — оставшиеся 10%. Sega выпускает приставку Sega Mark III (она же Master System), и за четыре месяца продаёт 125 тысяч штук.
Приставка Sega Mark III / Sega Master System
За тот же промежуток времени у Nintendo купили 2 миллиона. Sega оставалось только покорять Европу и другие альтернативные рынки, в которых не продавалась приставка Nintendo. Успешнее всего Master System покупали в Бразилии.
Рекламный плакат Sega Master System
Sega делала ставки на то, чтобы усилить свои позиции в качестве разработчика консольных игр с самой передовой графикой. Репутацию создавали Fantasy Zone, Space Harrier, Wonder Boy, Choplifter и Zaxxon, Outrun, After Burner и Shinobi, Altered Beast, Alex Kidd in Miracle World.
Геймеры любили персонажа Alex Kidd, поэтому именно он сначала считался неофициальным талисманом платформы, наряду с волком из Altered Beast, входившим в комплект к приставке. Легендарный ёж Соник появился позже.
Alex Kidd
1987 год, январь – компания Sega удивила всех новым товаром: 3D-очками, которые позволяли увидеть полноцветные 3D-изображения на экране телевизора. Зрители на выставке Consumer Electronics Show были заворожены объемным эффектом. Это было действительно невероятно для тех лет. Но когда инновационный аксессуар был выпущен, его почти никто не стал покупать. Дело было в непомерно высокой цене и совместимости лишь с небольшим набором игр.
Очки 3D от Sega
Компания не сдавалась и продолжала выпускать новые игры Phantasy Star и Wonder Boy III, но этого было недостаточно, чтобы конкурировать с безжалостной Nintendo и ее армией партнеров в Америке. Магазины и компании, которые сотрудничали с Nintendo, получали условие: «либо вы продаете только нашу приставку, либо теряете лицензию». Конкурент на тот момент у Nintendo был только один - Sega.
Sega была в отчаянном положении. Всего 10% рынка против 90% у Nintendo, да и этот процент она делила с другим мелкими компаниями. Кроме того, ещё запрет на продажу консолей в крупных магазинах. Но компания не сидела на месте, и разрабатывала следующее обновление системы, понимая, что единственный способ победить Nintendo - это заменить устаревший видеопроцессор раньше противника и вывести на рынок первую 16-битную приставку.
16 бит. Genesis может то, что не может Nintendo
1988 - Sega выпускает в Японии новую 16-битную приставку Sega Mega Drive, и годом позже, в 1989-м начинает продажи в США под названием Genesis в комплекте с хитом Altered Beast. Графические возможности приставки поражали: спрайтовая анимация, многочисленные слои и целых 512 цветов. На фоне 16-битной консоли NES казалась устаревшей, а агрессивная реклама только подчеркивала этот факт. Дорогая, но вдвое мощная Mega Drive постепенно вытесняла 8-битную Nintendo, ставшую к тому времени синонимом слова «приставка».
Приставка Sega Mega Drive
В компании знали, что они имеют превосходный продукт, и им нужно было лишь создать шум по этому поводу. Поэтому они напрямую ставили рядом две приставки, порой якобы «рекламируя» Nintendo. Сразу бросалась в глаза устаревшая графика, писклявый звук 8-битной системы и отсутствие «взрослых» игр.
Японская реклама Sega Mega Drive
Это было дерзко – открыто говорить монополисту о своем превосходстве. Но сила Sega была в обоснованности этого заявления и в инновационной технологии: 16-битная консоль действительно была сильнее 8-битной. И дело было не только в технологии, речь шла об отношении - Sega не Nintendo, и она не хотела ей быть. Стратегия была в абсолютном отличии двух компаний. Nintendo говорили «нет» насилию. У Nintendo не было Майкла Джексона, звезд футбола и Алладина. А Sega говорила «да» новым возможностям и смогла создать здоровую конкуренцию в игровой индустрии.
Будущая победа компании стала результатом детально продуманного плана, разработанного новым вице-президентом – Томом Калинске и новым управляющим американского филиала компании – Майклом Катцем. Калинске до работы в Sega сделал популярными кукол Barbie, поэтому его решениям полностью доверяли в японском офисе. Он умел вести неравный бой.
Том Калинске с фигуркой Соника
Еще до выхода Sega Mega Drive Калинске просчитал слабые стороны и разработал мощную стратегию продвижения в США. Вместе с игровой индустрией взрослели и игроки, поэтому одна из ставок была сделана на спортивные игры. Sega подписала контракт с популярным 49-летним защитником Джо Монтана из Сан-Франциско и создала игру Joe Montana Football, а затем еще несколько игр со звездами футбола.
Joe Montana Football
Вторым сильным ходом был выпуск игры Michael Jackson's Moonwalker с королем поп-музыки в главной роли. Персонаж Майкла Джексона сражается с врагами, но не забывает танцевать и ходить своей знаменитой «лунной походкой». Параллельно, Sega распускала слухи о некоем таинственном новом талисмане.
Michael Jackson's Moonwalker
Sonic
Sega нужен был талисман, демонстрирующий мощь 16-битной системы и Sonic The Hedgehog отлично справлялся с этой ролью. Разработчики понимали сильные стороны Mega Drive, поэтому максимально ускорили анимацию персонажа и насытил игру красочной графикой.
Персонаж был разработан в Японии Наото Осима и первоначально назывался "Мистер Needlemouse". Позже Наото признался, что просто переместил голову Кота Феликса (Felix the Cat) на тело Микки Мауса. Он был удивлен, что никто в SEGA этого не заметил.
Микки Маус + Феликс (Felix the Cat) = Соник
В японской версии Соник имел клыки, игольчатый воротник, был синий и имел подругу по имени Мадонна. В США Соник потерял свои клыки, девушку и стал окрашен в цвета американского флага.
1989 год – Калинске решил создавать еще более агрессивную, буквально кричащую рекламу, снизить цену с 189 до 149 долларов и добавить в комплект с приставкой не Altered Beast, а игру с новым талисманом - Соником. В японском офисе подумали, что снижать цену и раздавать за так их самую сильную игру будет не выгодно. Накаяма сказал Калинске: «Никто в этой комнате не согласен с тем, что вы сказали. Но мы наняли вас, чтобы изменить ситуацию в Америке, так что делайте то, что вы считаете нужным».
1991 год – Super Nintendo вышла с новым Super Mario World за $199. «Соник был буря, а Марио — сама покорность» - вспоминал Калинске. Быстрый еж, собирающий колечки, летал с молниеносной скоростью. 8-битный Марио казался на его фоне итальянским дедушкой. Соник сразу стал блокбастером.
Стратегия сработала и к концу года было продано около миллиона приставок. Том Калинске превратил аутсайдера в лидера рынка. «Hyakumandai!» – скандировал Хаяо Накаяма. «Один миллион единиц!»
Реклама Sega: «Добро пожаловать на новый уровень»
Тем временем в России…
Практически в это же время Sega стала проникать на российский рынок. Это было начало чего-то невиданного.
1991 год - не стало СССР, а с 1 января 1992 в стране начала действовать новая рыночная экономика. Все плохо понимали, что происходит, но сразу ринулись что-нибудь продавать или выстраивать денежные схемы. Одной из таких успешных схем была приставка Денди, копировавшая японскую 8-битную NES.
Тогда в России ни у кого еще не было ни компьютеров, ни мобильных телефонов, но стали появляться пейджеры и игровые приставки. Музыку слушали на кассетах, кино смотрели на видаках. Приставки большинство подключало к ламповым телевизорам типа «Горизонт» , «Кварц», «Радуга» и т.п. Они не давали цветного изображения без специальных декодеров PAL SECAM, переходники эти стоили как сама приставка.
В 1993 в нашу страну попала и 16-битная приставка Sega Mega Drive. Это был год, когда Борис Ельцин и Верховный Совет не сошлись в мнениях об экономическом развитие страны и устроили бойню у Белого Дома. Впрочем, постсоветским геймерам было не до этого. В нашей стране началось противостояние Sega и Nindendo, а точнее их пиратских клонов - Dendy и Mega Drive. Те, кто судил об играх по черно-белой «Ну погоди!», уже уверенно стали считать количество бит.
Журнал «Видео-асс» (№6) 1994 года
В журнале про игры «Видео-асс» (№6) 1994 года с энтузиазмом описали появление Sega: «Кажется, нас можно поздравить. По оценке «Стиплер», мы доросли до 16-разрядных «Сега Мегадрайв»!» С тех пор журнал стал писать не только о NES и увеличился вдвое, с 24 до 50 страниц».
Все сразу поняли, что Mega Drive – совсем другое дело. Картриджи для нее были черные в отличии от ярко-желтых для Dandy, графика более придвинутой, игры взрослее, на джойстике было больше кнопок. Мало кто мог себе ее позволить тогда, поэтому обладатели черных картриджей были в большом почете. В игральные клубы набивалось куча народу, чтобы поиграть хоть часик в Mortal Combat, Sonic, Comix Zone, Earthworm Jim или даже просто прокомментировать чужую игру.
Взрослые игры
Игра Mortal Kombat появилась в 1992 году и стала самым успешным файтингом за всю историю видеоигр. Причем изначальной идеей Midway Games было сделать файтинг с участием Жана-Клода Ван Дама, любимого во всем мире по фильмам «Кикбоксер» и «Двойной удар».
Игра стала знаменита благодаря невиданному ранее насилию. До Mortal Kombat файтинги заканчивались тогда, когда противник падал в обморок. Никому ранее не приходила в голову идея добивать побеждённого противника, который находится в бессознательном состоянии. «Finish Him!!» или «Finish Her!!» - призывала игра. Этот финальный жест - Fatality, требовал последовательного нажатия кнопок.
Вариантов «фаталити» было множество: обезглавливание, снятие кожи, разрезание надвое, четвертование, поджег, вырывание хребета, сдавливание противника приспособлением для уплотнения мусора и т.д.
Журнал «Видео-асс» (№14) 1995 года
Пример фаталити с вырыванием хребта
Разумеется, общественность запротестовала. Атмосфера в игровом мире лихих 90-х стала агрессивной и родители не хотели, чтобы их дети превращались в кровожадных зверей, а такой режим - Animality – был в игре.
Sega крайне элегантно разрешила этот конфликт: малыши были защищены от «фаталити» и вида насилия с помощью первой системы возрастных рейтингов V.R.C. (Videogame Rating Council), а взрослые геймеры могли беспрепятственно лить реки крови и вырывать позвоночники, стоило лишь ввести секретную комбинацию.
Videogame Rating Council
Nintendo не допускала жестокости, поэтому полностью отказалась от насилия в Mortal Kombat и других играх: кровь там стала серой, а позднее зеленой, «фаталити» подверглись цензуре и были изменены на менее изощренные. (Правда, после третьей части игры цензура перестала существовать, а игры становились все жестче).
Для многих возрастные ограничения и тайные комбо на Mega Drive сделали жестокость игры еще более соблазнительной. Mortal Kombat стала игрой, знаменитой своими «пасхальными яйцами». Так американцы называли секретные послания и персонажей, которые появлялись при сложной комбинации действий. Эти комбинации переписывали в тетради во многих странах мира. Забавно, что один из секретных персонажей, красный ниндзя Ермак, был багом, то есть простой технической ошибкой. Персонаж Скорпиона сменял цвет с жёлтого на красный, при этом его имя менялось на «Error Macro», что сокращенно превратилось в Ermac. Разработчики многократно говорили фанатам игры, что это лишь ошибка, но в итоге сдались и ввели секретного персонажа в красном, открыть которого в игре Ultimate Mortal Kombat 3 можно, введя код 12344-44321.
Второй игрой, из-за которой всполошились американские родители, стала игра-ужастик Night Trap 1995 года, сделанная в жанре FMV (игры с видео). Увлечение играми FMV в те годы было массовым, похожим на увлечение игрушками Тамагочи или другими забавами 90-х годов, но затем их также быстро забыли. Эти игры состояли почти полностью из видео-клипов, создавая эффект интерактивного кино.
Night Trap
1990 год - Sega выпустила Mega Modem и стала выпускать онлайн-игры. Было доступно 25 игр для скачивания, что невероятно для тех лет. Сервис назывался Sega Meganet, использовал Mega Modem, стоил больших денег и работал по принципу "pay to play" (плати и играй). В Америке и Европе онлайн-игры появились значительно позже.
Mega Modem от Sega
1991 год - В США и Европе появилась портативная игровая консоль Sega Game Gear, которая была ответом на Game Boy от Nindendo. Технически она была точной копией Mega Drive, только меньшего размера, стоила также - 150 долларов. Но популярной в Америке и Японии не стала.
Sega Game Gear
1991 год - Sega выпускает Sega Mega CD. Это новое инновационное устройство, идущее в дополнение к игровой приставке Mega Drive. Sega CD не нашла массового отклика у геймеров. Проблема была та же, как и с 3D очками – слишком высокая цена и слишком маленький выбор игр.
Sega Mega CD
1993 год - Sega выпускает обновлённую версию консоли Genesis II (Mega Drive 2). В консоли отсутствует разъём для наушников — на его место установлен аудио/видео-выход с поддержкой стерео-звука. Кроме того, в приставку установили более простую материнскую плату, которая снизила энергопотребление. Именно Mega Drive 2 получила широкую популярность в России и странах СНГ.
Приставка Genesis II (Mega Drive 2)
1995 год - вышла Sega Nomad, карманная приставка на 6 пальчиковых батарейках. В неё можно было играть, используя картриджи от Sega Genesis. Чем она отличалась от Game Gear мало кто понял.
Sega Nomad
Консольные войны
Sega так разогнались, так старалась быть первой в технических достижениях, что часто выпускала продукт намного раньше, чем это стоило делать. Компания с середины 90-х представила несколько технических модификаций, которые могли бы стать культовыми, но почему-то не сложилось: это SEGA Mega CD и 32-битную приставку. Именно эти системы ее позднее и погубят.
Многие связывают это с несогласованностью японского и американского офиса. Каждый видел дальнейшее развитие компании по-разному: кто в лазерных дисках, кто в карманных устройствах, кто в 32 и 64-битной системе, а кто и вовсе в возвращении к аркадным автоматам. Например, Калинске хотел сделать CD-приставку и уже начал общаться с Sony, но Накаяма отказался от этой затеи. В результате Sony выпустили знаменитую Play Station в одиночку. От затеи разработать 64-битную приставку у Silicon Knights Накаяма также наотрез отказался, и эта идея воплотилась в Nintendo 64.
1994 год - вышло еще одно дополнение к Mega Drive - Sega 32X, но большинство фанатов копили на новую полноценную 32-битную приставку, которая уже была анонсирована.
Sega Mega Drive + Sega CD + Sega 32X
32-битной приставкой стала Sega Saturn, которая вышла в 1994 году и была явно недоработанной и дорогой. Игры к ней варьировались от более-менее приемлемых до ужасных.
Sega Saturn
Рекламные постеры 90-х были ориентированы на взрослую аудиторию. Главным хитом была Virtua Fighter, игра в 3D, поэтому первую партию приставок раскупили сразу же, как только они появились на полках магазинов, но фанаты были разочарованы. Приставку прозвали «Ящиком Пандоры», и о ней забыли как только вышла легендарная Sony Play Station.
В Sega разгорелся скандал, поскольку сразу стала очевидна непродуманность стратегии компании: к выходу Sega Saturn не успели договориться с магазинами, не успели выпустить рекламу и разработать игры. Долги компании составляли 270 миллионов долларов. Крайним сделали Калинске, уволив его в 1996 году.
1996 год - Sega объявила о новом поколении приставок, которую планировала выпустить, что вызвало новый скандал среди обиженных дистрибьюторов, разработчиков и партнеров компании, которые один за одним стали разрывать контракты с нестабильной компанией.
1998 год - на рынок Японии поступила анонсированная ранее приставка Dreamcast, а 09.09.1999 – она вышла в Америке и Европе. Это был целый мультимедийный центр на базе PC-платформы с модемом и выходом в Интернет.
Sega Dreamcast
Библиотека игр для Dreamcast была ударной: новый трехмерный Sonic Adventure, файтинги Shenmue, Virtua Fighter 3, Soul Calibur и Power Stone, музыкальная игра Space Channel 5 и водные гонки Hydro Thunder. Dreamcast становится самой продаваемой консолью.
Sonic Adventure
Soul Calibur
2000 год - выходит приставка Sony PlayStation 2 с прорывной графикой. В сравнении с ней Dreamcast - прошлый век. Sega вместо прибыли лишь увеличивает свою задолженность. Финансовый отчёт компании за 2000 год показал 398 млн долларов убытков.
Узнав о том, что Microsoft и Nintendo разрабатывают Xbox и GameCube, 31 января 2001 года разоренная Sega объявила о прекращении производства домашних консолей.
Компания Sega в наши дни
Вот уже более 15 лет Sega официально не выпускает приставки и старается не оглядываться назад. Этим занимаются другие компании. Sega не прекратила существование, а занимается сейчас разработкой игр и созданием новых игровых автоматов, которые до сих пор популярны в Японии.
Лишь в 2007 году Sega вспомнила прошлые консольные войны с Nindendo и выпустила игру Mario&Sonic на платформе Wii.
Игра Mario & Sonic для Wii
Энтузиасты до сих пор пишут игры под легендарную Mega Drive, больше всего запомнившуюся геймерам. Приставки Mega Drive стали выпускать другие заводы по той же технологии. Они такие же, как были у нас в детстве и стоят не 20-30 тысяч, как Xbox One и Playstation 4, а гораздо меньше. На них можно опробовать секретные комбо из школьных тетрадок, вспомнить 90-е, проронить скупую мужскую слезу и послушать знакомые с детства звуки на полную громкость.