Советские фронтовики, ставшие Олимпийскими чемпионами (8 фото + 1 видео)
ВИКТОР ЧУКАРИН (1921–1984)
Он дважды завоевал титул абсолютного олимпийского чемпиона по гимнастике — в 1952-м в Хельсинки и через четыре года в Мельбурне. Превзойти этот результат не сумел никто, только японцу Савао Като удалось повторить результат Чукарина в 1972-м и 1976-м. Но Като так и не довелось стать абсолютным чемпионом мира, а Чукарин в 1954-м в честной борьбе завоевал и этот титул. К тому же первую свою олимпийскую медаль он выиграл в 31 год — для гимнастики это пенсионный возраст. А в Мельбурне Чукарин выиграл три золотые медали в тридцать пять лет! И мало кто знал, что элегантный король помоста в 1941-м добровольцем ушёл на фронт. После ранения оказался в плену. Прошёл через несколько концлагерей, был приговорён к смерти… Когда Виктор вернулся домой, мать не узнала его, так он был истощён. Но он, как одержимый, возобновил тренировки и уже в 1946-м принял участие в чемпионате СССР, а ещё через два года стал абсолютным чемпионом страны по гимнастике. Удивительная судьба.
АЛЕКСЕЙ КАТУЛИН (1906–1982)
Он единственный в нашем списке не выигрывал олимпийское «золото» как спортсмен. Во времена, когда борец Алексей Катулин царил на ковре, Советский Союз не принимал участия в олимпиадах. Но именно Катулин как тренер и председатель федерации организовал триумфальный дебют советских борцов на Олимпиаде-1952, победителями которой стали Борис Гуревич, Яков Пункин, Шазам Сафин и Йоханнес Коткас.
Его юность пришлась на 1920-е годы. Алексей работал на обувной фабрике, летом почти каждый день играл в футбол, зимой катался на коньках. Однако настоящая спортивная слава настигла его, когда Катулин попробовал силы на борцовском ковре. В начале 1930-х он стал сильнейшим борцом страны, а затем проявил себя и как тренер. Вскоре после начала войны Катулин возглавил партизанский отряд в оккупированной Смоленской области. Действовал храбро и расчётливо, пускал под откос немецкие эшелоны, взрывал коммуникации… В одной из перестрелок его после тяжёлой контузии взяли в плен. Ему — коммунисту, офицеру — чудом (и не без военной хитрости) удалось избежать казни. С пятой попытки Катулин смог бежать к своим… Он стал незаменимым интеллектуалом спорта: председатель советской Федерации борьбы и первый отечественный вице-президент Международной федерации борьбы (FILA). Седина, очки, элегантный костюм… Он редко вспоминал о военном прошлом.
ИВАН УДОДОВ (1924–1981)
Первым советским олимпийским чемпионом стал именно он — самый лёгкий в тяжёлой атлетике, штангист, ростовчанин Иван Удодов. До него счёт олимпийским победам открыла дама — метательница диска Нина Пономарёва-Ромашкова. Главным соперником ростовского штангиста на Олимпиаде считался иранский уникум Махмуд Намдью, рекордсмен мира, многократный олимпийский чемпион… Но Удодов неожиданно победил с олимпийским рекордом. Иранец отстал на 7,5 кг… Свой класс Удодов позже подтвердил и на чемпионатах мира.
В тяжёлую атлетику, как ни странно, его привели врачи. Посоветовали заниматься спортом. Когда началась война, семнадцатилетний Удодов не успел встать в строй. Осенью, когда гитлеровцы в первый раз захватили Ростов-на-Дону, прямо из детского дома юношу угнали на принудительные работы в Германию. Ему пришлось работать на авиационном заводе. Удодов решился на побег, однако был схвачен… Его, как и других беглецов, отправили в концлагерь. Два года, до самого конца войны, будущий чемпион провёл в Бухенвальде. В апреле 1945-го американские солдаты на руках несли в госпиталь больного парня. Он весил 29 кг. Пришлось заново научиться ходить… силы возвращались постепенно. В Ростове врач посоветовал ему спорт, поднятие тяжестей. Иван учился на шофёра, а вечерами приходил в спортзал… Талант проявился быстро: в 1949-м Удодов занял высокое пятое место на чемпионате страны в самой лёгкой категории, а в 1951-м стал чемпионом СССР.
ЯКОВ ПУНКИН (1921–1994)
Молодой атлет, борец классического (греко-римского) стиля Яков Пункин с апреля 1941 года находился в рядах Красной армии. Просто пришёл срок служить. Пункин оказался на передовой уже в июне. И в одном из первых боёв летом 1941-го он, контуженный, попал в плен. До лета 1942 года находился в лагере для военнопленных Фуллен на северо-западе Германии, с лета 1942 года переведён в Оснабрюк, откуда был направлен в крестьянские хозяйства для выполнения сельскохозяйственных работ. В неволе он, еврей, выдавал себя за осетина. В 1945-м его освободили из лагеря Меннен. Пункин продолжил службу в Красной армии и вскоре стал чемпионом Вооружённых сил в полулёгкой весовой категории. Тогда он выработал свой коронный приём — бросок прогибом, с резким изменением траектории. В финале Олимпийских игр 1952 года этот бросок помог ему тушировать двух сильнейших соперников — венгра
и египтянина. Пункина называли «молнией на ковре». Олимпиада в Хельсинки была звёздным часом фронтовика.
НИКОЛАЙ СОЛОГУБОВ (1924–1988)
В 1950-е годы он являлся лучшим защитником мирового хоккея. Наши спортсмены впервые приняли участие в зимней Олимпиаде в 1956 году в альпийском итальянском городке Кортина д`Ампеццо. Николай Сологубов стал тогда первым «зимним» знаменосцем сборной СССР. Лишь одного хоккеиста в истории дважды признали лучшим игроком Олимпиады. Это он — советский защитник, фронтовик, армеец Николай Сологубов — в 1956-м и в 1960 годах. Кстати, уже в 1956-м ему исполнилось 32 года. До сих пор никому — ни одному голкиперу, защитнику или форварду — не удалось повторить его достижений. Соперники не знали, что с фронта Сологубов вернулся с перебитыми берцовыми костями. Воевал отчаянно и умело, дважды возвращался в строй после тяжёлых ранений…
Он не просто прерывал атаки соперника неожиданными силовыми приёмами и ловкими манёврами, но и атаковал. Когда на Олимпиаде-56 канадский защитник разбил ему лицо, Сологубов отмахнулся от врача: «Лечиться будем после игры!». В 350 играх он забросил 128 шайб — уникальный результат для защитника.
АРКАДИЙ ВОРОБЬЁВ (1924–2012)
У него был девиз: «Драться по колено в крови и побеждать, заставляя чужие залы вставать под звуки нашего гимна».
Аркадий Воробьёв — эпоха в истории мирового спорта. Выдающийся тяжелоатлет, настоящий богатырь, спортивный интеллектуал, он дважды выигрывал олимпийское «золото», а на своей первой Олимпиаде в Хельсинки завоевал серебряную медаль. В 1960-м на Олимпиаде в Риме Воробьёв в 36 лет стал двукратным олимпийским чемпионом.
Не раз он бил мировые рекорды. Ему удалось продолжить победные традиции и на посту тренера сборной. Мы помним Воробьёва и как талантливого врача, доктора медицинских наук, исследователя, основателя Малаховского института физкультуры. Он рвался на фронт со школьной скамьи — и в семнадцать лет, с третьей попытки, надел гимнастёрку. Служил в морской пехоте, был водолазом, отличился при форсировании Дуная. Первое его спортивное звание — чемпион Черноморского флота. А путёвку в спортивную жизнь дал фронтовику маршал Георгий Жуков…
Первое место — Аркадий Воробьёв!
ЮРИЙ ТЮКАЛОВ (РОД. 1930)
В Новоладожском краеведческом музее я увидел бюст Александра Суворова. «Это дар ленинградского скульптора Юрия Тюкалова!» — рассказывают экскурсоводы. Когда закончилась война, ему шёл пятнадцатый год, но мальчишка уже носил медаль «За оборону Ленинграда». Он провёл в осаждённом городе все дни блокады. Еле живой, помогал тем, кто совсем ослаб, тушил пожары. Готов был стоять за Ленинград до последнего вздоха. А после победы восстанавливал силы не только в госпиталях, но и в физкультурных залах. На Неве с петровских времён знали толк в гребной забаве. Тюкалов в нач. 1950-х стал одним из лучших советских гребцов. На первой нашей Олимпиаде — в Хельсинки в 1952-м — он выиграл престижную «одиночку», а через четыре года в Мельбурне стал чемпионом в «двойке». После большого спорта окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной. В его скульптурах — история Петербурга, история Великой Отечественной. Защитник Ленинграда, олимпийский чемпион, скульптор и сегодня работает в родном городе.
АНАТОЛИЙ БОГДАНОВ (1931–2001)
Орденоносец, двукратный олимпийский чемпион, многократный чемпион мира, Европы и СССР по пулевой стрельбе в винтовочных упражнениях. Он превзошёл всех наследников Вильгельма Телля. Анатолий Богданов — один из самых титулованных мастеров своего дела, выдающийся стрелок. Фамилию ему присвоили в детском доме: Богданов — Богом данный. А возмужать ему пришлось в блокадном Ленинграде. В одиннадцать лет он уже рвался на фронт. Восхищался бойцами, военными моряками, защищавшими Ленинград. Богданов стал юнгой, служил на катере. Там, на флоте, в годы войны научился стрелять. А потом освоил ещё и замысловатый музыкальный инструмент — тромбон, выступал в военном оркестре. Перенёс тяжёлую болезнь. А затем, после Победы, нашёл себя в спорте и стал одним из лучших снайперов ХХ века.