Два Байкальских ледокола (4 фото)
Подряд на её строительство взял иркутский купец Д.Х. Кузнец. Это под его именем иркутянам известно одно из красивейших старинных зданий в центре города «Дом Кузнеца» — бывший доходный дом этого выдающегося предпринимателя.
17 февраля 1904 года по льду Байкала, после торжественного открытия дороги, двинулись первые вагоны. Николай II телеграфировал благодарность всем, потрудившимся на укладке рельсов, жалуя особо отличившимся именные золотые брегеты.
Но на этом трудности строителей не закончились. При подвижках льда рельсы выгибались дугой и рвались, словно бумажные. И всё же эта необыкновенная переправа себя оправдала. Через Байкал удалось перекатить 1639 товарных вагонов, 411 теплушек, 262 платформы, 65 паровозов, 25 классных вагонов. Возможно, благодаря таким самоотверженным действиям на Байкале, Россия хоть и потерпела поражение в войне с Японией, но всё-же, оставила за собой Дальний Восток... В апреле дорогу разобрали...
По-разному сложилась судьба построенных в Листвянке пароходов. Вплоть до 1917 года, до революции и последовавшей затем Гражданской войны, корабли трудились на байкальских трассах, перевозя грузы и людей. Это были трудные, но лучшие годы. Во время войны прибрежные посёлки и пристани много раз захватывались противоборствующими сторонами. В июле 1918 года газета «Красноармеец» писала: «Чехословацкая батарея с Лиственичного неустанно стережёт пароход "Ангара" на расстоянии обстрела, и в случае такового приближения судно будет обстреляно. Решено не останавливаться перед потоплением судна». «Ангара» избежала подобной участи, возможно, потому, что была вооружена двумя 6-дюймовыми орудиями и 4 пулемётами и часто успешно отвечала на обстрелы с берега. Красноармейцы нарастили борта корабля мешками с песком, ими же была обложена капитанская рубка.
Ледокол «Байкал» в военных условиях выглядел огромной и почти беззащитной мишенью, вооружённый только допотопной мортирой, и погиб в августе 1918 года в Мысовой под обстрелом белочехов. Произошло этот так. «Белое» командование получив сведения, что «Ангары» в Мысовой не было, направило туда пароходы «Феодосий» и «Бурят» с двумя баржами. Они начали обстрел ледокола. «Байкал» стал выходить из «вилки» для принятия боя, но, получив попадание в корму, потерял управляемость. Капитан М.П. Алексеев, маневрируя машинами, сумел завести судно обратно в «вилку». Обстрел продолжался. После попадания корабль загорелся. Горели надстройка и трюмы, наполненные углём и смазкой. После безуспешных попыток тушения пожара команда эвакуировалась на берег. Бушующее пламя охватило весь ледокол и вдруг, к ужасу свидетелей трагедии, корабль издал громкий, протяжный, леденящий душу рёв. Это горящая мачта упала на тягу парового гудка, освобождая машинам последний выдох. Всё зрелище, по воспоминаниям очевидцев, было похоже на агонию огромного, умирающего существа. Вместе с ледоколом сгорела пристань и станционные постройки. Спустя несколько лет останки «Байкала» были разрезаны на металлолом.
Трудно сказать, насколько больше повезло «Ангаре», дотянувшей до наших дней. В декабре 1922 года ледокол, управляемый бездарным капитаном Оттом, бывшим революционным балтийцем, затёрло льдами в районе Горячинска, где он и зимовал в опасной близости от берега. В конце 1920-х годов в районе полуострова Святой Нос, получив огромную пробоину, «Ангара» едва не затонула. Были залиты угольные ямы и котельное отделение. Спасло «Ангару» то, что она осталась на скалистой банке, которая вонзилась в днище ледокола и задержала его падение на глубину.
В 1941 году корабль готовили к постановке на капитальный ремонт, но, с началом войны пришлось продолжать плавания с удвоенной энергией. И лишь через десять лет «Ангару» удалось поставить на ремонт, продлившийся долгие годы. С большим количеством недоделок, к весне 1960 года, она наконец, оказалась на плаву. 29 апреля произошло непредвиденное — сильным юго-западным ветром «култуком» началось выдавливание огромных масс льда. Вместе со льдом на берег повалило и «Ангару», стоявшую у верфи. Навигация 1962 года оказалась последней. Корабль отдали под учебное судно и завели в Иркутское водохранилище. Очень скоро «Ангара» оказалась бесхозной и почти четверть века провела в полузатопленном, а иногда и абсолютно затопленном состоянии в разных заливах водохранилища.
И только в 1988 году, под нажимом общественного мнения, «Ангара» была поднята из последнего затопления, отремонтирована и через два года стала кораблём-памятником и музеем, ошвартовавшись на последней стоянке у плотины Иркутской ГЭС.