Потерять ядерную бомбу? Легко и неоднократно (7 фото)
Бомбопады
Подавляющее число ЧП с ядерным оружием лежит на совести американской авиации. И это немудрено, ведь в самые весёлые годы Холодной войны в США было принято проводить тренировочные полёты и дежурства в воздухе с настоящими бомбами. Более того, бомбардировщики просто как «грузовики» перевозили бомбы с места на место.
Так за один лишь 1950 год произошло пять инцидентов! Например, гигант B-36, у которого отказывали двигатели, избавился от бомбы над морем прежде, чем экипаж покинул самолёт. Ещё по два эпизода произошли с B-29 и B-50 (модернизированный B-29). Самый серьёзный прокол вышел с аварийной посадкой в Калифорнии, где от пожара не только рванула обычная взрывчатка в составе бомбы Mk.4, но и погибло 19 человек, включая аж бригадного генерала.
Хорошо демонстрирует нравы той поры происшествие 10 ноября 1950 года над Канадой. У бомбардировщика B-50, возвращавшегося с ядерной бомбой на борту после тренировочного и совершенно секретного развёртывания в Канаде, начались неполадки с двигателем. Экипаж не нашёл ничего лучше, как взвести бомбу на самоподрыв обычной взрывчатки (плутониевое ядро не было установлено) на высоте 760 метров и скинуть её над речушкой. Сорок пять кило урана удобрили канадскую почву, а обывателям сказали, будто рванула лёгкая учебная бомба. В правде не признавались до 80-х годов.
Американцам бы задуматься: что-то идёт не так; но в дальнейшем в США произойдёт ещё очень много подобных эпизодов.
Вам надо — вы и взрывайте
В середине 50-х годов советские ВВС наконец-то начали получать в большом количестве серийные ядерные бомбы, в том числе и тактические. Из последних особо стоит отметить знаменитую «Татьяну» — РДС-4. Бомбы поступали в обычные части бомбардировщиков Ил-28. У советских авиаторов возникли сомнения — а что, если самолет со снаряжённой бомбой разобьётся при посадке на собственном аэродроме? Не рванёт ли?
Секретные физики ответственно и уверено ответили: не рванёт. Но поскольку физики-то будут далеко от аэродрома и с них не спросишь, настояли на проверке. Летом 1955 года с Ил-28 скинули, имитируя падение самолёта, полностью снаряжённую, но «не взведённую» бомбу. Подождали — взрыва нет. Команда физиков, осторожно приблизившись, осмотрела конструкцию — несмотря на повреждения бомбы, детонаторы уцелели. Однако разрядить и забрать с полигона своё изделие ученые почему-то отказались… В итоге бомба была уничтожена. Согласно одному из источников — расстреляна неуправляемыми ракетами с истребителя-бомбардировщика.
Для пущей уверенности испытания повторили ещё два раза. В обоих случаях «Таня» показала свою надёжность. Впрочем, у нас к безопасности относились куда серьёзнее и просто так с ядерными бомбами не летали.
Авиакатастрофа наоборот
Ещё один — особый — случай произошёл с американской авиацией на территории Англии в 1956 году. В тот период гордые бритты охотно играли роль непотопляемого авианосца стратегической авиации США у европейских берегов. Было, конечно, у них и ядерное оружие.
Одной из главных американских авиабаз в Великобритании и тогда, и сейчас является Лейкенхит. Так вот, в тот год дальний бомбардировщик B-47 умудрился взять и упасть прямо на убежище, где хранились сразу три ядерные бомбы типа Mk.6. Начался страшный пожар, всё было в горящем керосине. Взрывчатка в бомбах не сдетонировала лишь чудом. Конечно, настоящего ядерного взрыва не произошло бы, так как бомбы хранились без плутониевого заряда, но экологию на месте они «улучшили» бы неслабо.
Железные рыбы с атомными сердцами
Наиболее крупные военные катастрофы, связанные с ядерным оружием, происходили, конечно, на подводном флоте. В результате аварий затонуло две американские и пять наших атомных подлодок, кроме того СССР потерял ещё и дизельную субмарину с ядерными ракетами на борту. Но первопроходцами в этом печальном деле оказались американцы, потерявшие в 1963 и 1968 годах по лодке; во втором случае — с ядерными зарядами на торпедах. Самой большой, в плане количества ядерного оружия на борту, стала авария нашего ракетоносца К-219, затонувшего в октябре 1986 года после взрыва одной из ракет прямо в пусковой шахте. Лодка ушла на дно после трёх дней отчаянной борьбы за жизнь уже ночью, в ходе буксировки. К счастью, большая часть экипажа была спасена (погибло восемь человек из 119), но на вечное хранение на атлантическое дно ушло около тридцати боеголовок баллистических ракет и еще две торпеды со спецбоеприпасом.
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам
Ракетоносцы проекта 667А в исходном варианте несли 16 баллистических ракет Р-27 комплекса Д-5 с моноблочным ядерным зарядом тротиловым эквивалентом в 1 мегатонну. Лодки, модернизированные по проекту 667АУ (в том числе и К-219, прошедшая "апгрейд" в конце 1970-х годов), несли усовершенствованные Р-27У комплекса Д-5У. Эти ракеты отличались несколько большей точностью, и могли нести заряды двух типов: либо все тот же мегатонный моноблок, либо разделяющуюся головную часть рассеивающего типа с тремя блоками по 200 килотонн. Точная комбинация зарядов на борту К-219 в этом походе не публиковалась в открытых источниках, но известно, что на субмарина несла 15 ракет (одна из шахт — номер 5 — была выведена из эксплуатации), и, предположительно, 8 из них были оснащены моноблочными зарядами.
Кроме аварий, закончившихся потерями лодок, было множество проблем и с корабельными реакторами, особенно на первых порах. К сожалению, моряки часто получали значительные дозы радиации, а пожары случались и того чаще.
Впрочем, не всегда происшествия были вызваны проблемами с силовой установкой. Так в 1977 году на ракетоносце К-171 при погрузке в шахту была повреждена ракета Р-29. Топливо и окислитель начали протекать, смешиваясь в гремучий коктейль. В отчаянной попытке избежать пожара и взрыва лодка вышла в бухту базы и погрузилась, затопив шахту. Это не помогло, и после суток борьбы с пожаром ракета всё-таки взорвалась. Кончилось всё не так плохо: храбрецы на слегка подраненной лодке вернулись на базу без потерь, а боеголовку через несколько дней нашли.
Подарок с небес
По последствиям эта авария оказалась хоть и пустяковой, но необычной и к тому же сопровождалась большой шумихой. В 70–80-е годы в СССР было создано настоящее чудо техники — космическая система разведки и целеуказания «Легенда». Состоявшая из множества спутников, она отслеживала передвижение флотов стран НАТО. При этом спутники могли обеспечивать непосредственное целеуказание для тяжёлых противокорабельных ракет. Это чрезвычайно повышало эффективность советских подводников: субмарина всем хороша, но сама выдать точные координаты авианосца на расстоянии сотен километров никак не может.
В состав системы входили пассивные спутники УС–П (следившие за радиосигналами) и активные УС-А. Последние — практически летающие в космосе радары, искавшие корабли. Энергии им требовалось много, вот и засунули в них самые настоящие ядерные реакторы. Время было уже «травоядное», экологичное, так что по окончанию срока службы реакторы выводились на высокую орбиту захоронения. Там они по сей день и болтаются. Кроме парочки…
В сентябре 1977 года в СССР запустили спутник «Космос-954», который после месяца работы вышел из строя по неясным причинам. В январе следующего года он сошёл с орбиты и навернулся на всё ту же многострадальную Канаду. К счастью, упал он в незаселённом районе. Нам замять историю не удалось: за спутником наблюдали американцы, и ещё до его падения поднялся шум в мировой прессе. Хотя бОльшая часть «Космоса» сгорела, на земле насобирали много радиоактивных обломков. После тяжбы пришлось заплатить за ущерб и дорабатывать следующие спутники. А в 1982 году упал уже «Космос-1402», но там предохранитель подорвал реактор, и уран рассеялся в высоких слоях атмосферы над Индийским океаном. Несмотря на международное давление, пуски УС-А продолжались до 1988 года.
Ключ на старт
Завершим довольно известной, но крайне эпичной историей из США, которую жалко упускать. 19 сентября 1980 года пара техников проводила регламентные работы в шахте тяжёлой МБР «Titan II». Дело было к вечеру, работа, видать, поднадоела, и один техник случайно уронил в шахту насадку гнездового ключа весом в три с половиной килограмма. Она ударилась о первую ступень и пробила обшивку. И в этом, в принципе, нет ничего необычного: из соображений экономии массы, стенки жидкостных ракет (как МБР, так и космических) очень тонки.
Началась утечка топлива. Опустевший за ночь топливный бак, похоже, уже не смог удерживать остальную ракету, и в результате деформации потёк окислитель… Взрыв оказался знатным: крышка шахты массой 740 тонн вылетела как пробка из бутылки шампанского, и боеголовка отправилась в короткий, но яркий полёт. А заряд на «Titan II», между прочим, был самым мощным в американском арсенале — 9 мегатонн! Сделана боеголовка была, к счастью, на совесть, и уцелела. При взрыве погиб лишь один из ракетчиков, который как раз пытался включить вытяжку, и ещё два десятка пострадало.
Мы, конечно, знаем далеко не о всех ЧП с ядерным оружием. Если в России и США есть хоть какая-то открытая информация, то другие члены ядерного клуба скромно помалкивают. Однако, оглядевшись вокруг, можно уверенно сказать: пока что нам очень везёт!