Антарктозух (3 фото)
Антарктида известна не только своим бескрайним снежным покровом, где, казалось бы, нельзя найти ничего, но также, как ни странно, палеонтологическими находками, впервые обнаруженными на территории южного материка в 1968 году. За полвека изучения доступных открытых гористых участков в южной Антарктике палеонтологам удалось собрать интересный материал, который может поведать нам о том, каким здесь был растительный и животный мир в середине триасового периода. Среди антарктических амфибий начала мезозоя на сегодняшний день описано всего пять видов, из которых антарктозух, которого сейчас относят к капитозавроидным (Capitosauria) темноспондилам, заслуживает особого внимания.
Антарктозуха нашли в декабре 2011 года в отложениях среднетриасовой формации Фремоув (Fremouw Formation) долины Гордона (Gordon Valley) в Трансантарктических горах американские палеонтологи Брэндон Пикук (Brandon Peecook) и Адам Хаттенлокер (Adam Huttenlocker). Натолкнувшись на необычный образец, они провели неделю на склоне холма за его раскопками. Долотом и скальными пилами исследователи прокопали треугольную траншею, где, по их расчетам, должен был находиться целый череп длиной примерно 80 см. Слой, в котором он залегал, представлял собой слияние кусков породы разного размера, зацементированных вместе с более мелкими осадками, — там явно была река. Видимо, после того как мертвое животное разложилось, река разнесла части его тела. Палеонтологи укутали находку тряпками, а затем обмотали клейкой лентой. Получился груз весом 90 кг, который они положили в сумку для палатки и при помощи лопаты вдвоем тащили вверх по холму. На четвертый день череп был поднят на посадочную площадку вертолета для доставки в лагерь.
Череп Antarctosuchus polyodon (AMNH 24411) с дорсальной (A) и вентральной (B) стороны. Снизу — прорисовка: видны двойные ряды зубов и каналы боковой линии. Длина масштабного отрезка 10 см. Фото из статьи C. A. Sidor et al., 2014. A New Capitosauroid Temnospondyl from the Middle Triassic Upper Fremouw Formation of Antarctica
Описали находку три года спустя. По почти полностью сохранившемуся черепу — без переднего конца морды и нижней челюсти — удалось выделить новый вид, который назвали Antarctosuchus polyodon. Видовое название «polyodon» буквально переводится, как «многозубый», что не случайно. Если посмотреть на череп антарктозуха с нёбной (вентральной) стороны, то видна почти сотня мелких зубов, которые тесно располагаются двумя параллельными рядами в соседстве с парными клыками. Такая необычная морфология зубной системы предполагает питание некрупной добычей вроде раковинных беспозвоночных. Однако череп антарктозуха достигал в длину около 60 см, а само животное могло быть как минимум трехметровой длины. Так что трудно представить, чтобы такая крупная амфибия питалась исключительно беспозвоночными без привычного для них рыбного рациона.
Череп у антарктозуха был плоский, с сильно вытянутым предглазничным отделом. Глазницы, судя по реконструкции, располагались очень близко друг к другу и по размеру были не намного больше ноздрей. При жизни эти маленькие глаза, вероятно, смотрели вверх, и в таком случае животное хорошо обозревало водное пространство над собой, лежа на дне. Довольно глубокие каналы боковой линии (до 5 мм) были не так хорошо развиты, как у остальных родственных капитозаврид, что может указывать на непостоянно водный образ жизни. Хотя череп антарктозуха и нашли в речных отложениях, вполне допустимо, что животное могло занимать и прибрежные биотопы, о чем поведали бы не найденные пока кости конечностей.
В ходе филогенетических исследований наиболее близким родственником антарктозуха был признан парациклотозавр, найденный в Австралии, Индии и Южной Африке, в то время как с нашим ветлугазавром (см. картинку дня Ветлугазавр) он находится в более дальнем, но все-таки очевидном, родстве.
Антарктозух был эндемиком южной части древнего сверхконтинента Пангеи, которая в середине триаса располагалась не так уж далеко от южного полюса и, отколовшись позднее от Пангеи, образовала Антарктиду. В те далекие времена климат на этой территории разительно отличался от современного. В среднем триасе преобладал влажный климат с выраженной сезонностью, когда среднегодовая температура даже превышала позднепермскую, и по берегам рек росли папоротники и хвойные породы деревьев. Так что в таких условиях антарктозуху жилось не менее комфортно, чем его африканским, индийским и австралийским соседям.