Новаторские рекламные ходы трех мощных брендов царской России (19 фото)
Рекламный плакат – самобытное явление в художественной культуре России. Его рождение приходится на рубеж XIX и XX веков, на времена промышленного и культурного расцвета страны. Торговля процветала, конкуренция требовала предпринимать рекламные шаги, чтобы выжить. Производители использовали самые неожиданные в то время приемы. Вот, например, Шустовский коньяк: барные бои и император в качестве рекламодателя.
В середине XIX века московский купец Николай Шустов начал делать коньяк. Но рынок уже переполнен различными типами крепких напитков, поэтому он придумал оригинальный способ внедрить свой бренд.
Он нашел нескольких молодых симпатичных москвичей - бездельников - и заплатил им за то, чтобы сделать следующее: одеться в красивую одежду, пойти в ресторан и попросить щедрую еду и бутылку Шустовского коньяка.
Владелец ответил, что он никогда не слышал о таком напитке, тогда парень симулировал гнев и говорил, что этот коньяк - лучший напиток в России, и что ресторан должен быть полной дырой если не запасся им. Затем он заплатил за нетронутую еду (конечно, расходы были на Шустове). После чего владелец быстро заказал огромную партию коньяка.
«Скрытая» реклама коньяка Шустова во время войны, 1914
Но сын Шустова пошел еще дальше. Ему удалось убедить самого императора рекламировать коньяк. В 1912 году Шустов-младший получил приглашение на пасхальную вечеринку в королевском дворце. Как только Николай II вошел в зал, Шустов бросился к нему - не обращая внимания на то, что это было против судебного этикета, поскольку Шустов не был дворянином и упал на колени, предлагая императору коньяк на серебряном подносе.
Смущенный император не отказался: «Это очень хороший бренди, господа, я должен сказать!» Неудивительно, что после этого продажи Шустова взлетели, и к 1914 году он контролировал 30 процентов производства алкоголя в России.
Вот такой гений пиара.
Анри Брокар: Образовательное мыло и восковые цветы для Великой Княгини
Анри Брокар, русский предприниматель-парфюмер и меценат французского происхождения. Коллекционер живописи и произведений искусства. В 1861 году он начал выпускать парфюмерию. Он был вообще уникальный человек: изобрел новый способ изготовления концентрированных духов, создал новые ароматы, изучал воздействие духов на эмоции человека.
Его первый ход был выпуском детского мыла: для малышей – зайчиков и мишек, а для детей постарше - он начал делать «образовательное» мыло с азбукой. Он оседлал эту волну.
В то время духи все еще были для богатых - бедные люди не могли позволить себе даже простое мыло, поэтому Брокер нацелился на продажу дешёвого мыла, пудры и помады. Это принесло ему целое состояние, и он смог начать создавать элитные духи. Что потребовало еще одного рекламного метода.
Довольная, таким необычным подарком, она позволила Брокеру использовать ее имя на упаковках. Это выглядело так: «Поставщик двора её императорского высочества великой княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской». Впоследствии его продукция стала поставляться и к испанскому королевскому двору.
Посетив ряд европейских производителей парфюмерии и обеспечив поставки цветочных эссенций, он приступил к созданию одеколона “Цветочный”. Выпуск аромата был по-настоящему эффектым: на Всероссийской Промышленно-художественной выставке 1882 года был построен фонтан, из которого вместо воды бил одеколон. “Цветочный” стал первым массовым одеколоном в России, им благоухала вся Москва и Петербург.
Он даже придумал новый аромат «Букет императрицы», который был очень популярен и долго существовал под названием «Красная Москва».
Шоколадная фабрика Эйнем: «Пастила вальс» и сладкие цепелины
Шоколадный магнат Фердинанд фон Эйнем начал карьеру с нуля в XIX веке в Москве, начиная с небольшого кондитерского цеха. (Я о нем писала, но повторю вкратце).
Он впервые сделал это большие поставки российской армии сиропов и варенья во время Крымской войны (1853-1856). Но фон Эйнем в основном прославился своими рекламными объявлениями, которые помнят в России и по сей день.
Он первым в России установил в своих магазинах шоколадные торговые автоматы. Они продавали маленькие кусочки шоколада за 0,1 рубля и пользовались огромной популярностью у детей.
Сладости были в оловянных коробках, которые затем использовались в качестве хранилища для зерна и муки, поэтому бренд Von Einem был на каждой кухне.
Различные серии сладких консервов содержали предметы коллекционирования, лотерейные билеты, открытки с видами «будущей Москвы» и даже ноты с песнями «Шоколадный вальс» и «Вальс пастиль». Чтобы печатать все это, фон Эйнем купил небольшую типографию.
После революции фабрика фон Эйнем была национализирована, но не прекратила производство. В советское время она называлось «Красный Октябрь».
И буквально парочка примеров замечательных рекламных плакатов того времени