Один клад — два фильма. Кто победит? (7 фото)
Сегодня речь пойдёт о двух картинах, в центре сюжета которых находится человеческая алчность. Несколько разрозненных групп людей пытаются первыми отыскать таинственный клад – на подобной истории базируются сюжеты американского фильма “Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир” и советской ленты Эльдара Рязанова “Невероятные приключения итальянцев в России”.
Лента, которая изначально не носила столь длинное название “Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир”, была задумана сценаристом Уильямом Роузом ещё в начале 60-х, который изначально хотел назвать её “Так много воров”. Он придумал следующий сюжет: некий преступник, на своём автомобиле скрывающийся от полиции, на полном ходу вылетает с дороги и разбивается. Умирая, он успевает рассказать случайным свидетелям аварии о том, что в маленьком городке Санта-Розита в общественном парке он закопал большой клад. С этого момента водители, узнавшие секрет сокровищ, пытаются всеми силами добраться до клада раньше других, строя препятствия друг другу. Вскоре в дело вмешиваются и новые случайные персонажи, включая коррумпированного сотрудника полиции. Этот сценарий Уильям Роуз отослал американскому режиссёру Стэнли Крамеру, который с радостью взялся за работу. После нескольких подряд суровых драм ему хотелось отдохнуть и снять нечто более лёгкое. В итоге фильм про четырежды безумный мир вышел в прокат в 1963 году.
Эльдар Рязанов и его постоянный творческий партнёр Эмиль Брагинский ещё в 1970 году подали заявку в Госкино на съёмки фильма о похождениях итальянцев в России. Сначала проект не был принят к рассмотрению, однако вскоре он стал вновь актуален. Дело в том, что как раз в 70-м году Мосфильм и одна итальянская компания, возглавляемая продюсером Дино Де Лаурентисом, снимали совместный фильм “Ватерлоо”, после выхода которого итальянцы остались должны Мосфильму деньги, которые согласны были отдавать через финансирование какого-нибудь другого проекта. Тут-то и пригодилась идея Рязанова и Брагинского. Впрочем, из первоначального сценария Лаурентису понравились лишь сцены со львом, и на переговорах в Риме он попросил наших кинематографистов переделать сюжет в более авантюрной и приключенческой манере. Отдыхая в римской гостинице, Рязанов случайно увидел по телевизору тот самый фильм Крамера: “Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир”, после чего у него родилась идея сделать нечто вроде пародии на эту ленту, и на множество других зарубежных гангстерско-комедийных картин. Так родилась идея фильма “Невероятные приключения итальянцев в России”.
При съёмках такого сюжета, как в фильме про этот безумный мир, невозможно обойтись без множества технически сложных постановочных сцен. При этом многие актёры вызвались сами выполнять сложные автомобильные трюки, что, конечно, породило множество интересных ситуаций, как забавных, так и не очень. Так, например, исполнитель одной из главных ролей Сид Сизар серьёзно повредил спину, выполняя рискованный манёвр, после чего долгое время не мог вернуться на съёмочную площадку. Другого актёра Джонатана Уинтерса забыли отстегнуть от страховочных ремней перед ланчем и ему пришлось просидеть в неудобной позе больше часа. Самые опасные трюки были связаны с самолётами. Так, например, каскадёр Фрэнк Таллман чуть не погиб, врезавшись в рекламных плакат Кока-Колы, который по недоразумению был сделан не из бумаги, а из плотного картона.
Для Эльдара Рязанова при съёмках фильма “Невероятные приключения итальянцев в России” большой проблемой также стали всевозможные постановочные трюки, самым масштабным из которых стала сцена посадки Ту-134 на оживлённое шоссе. Дорогу, разумеется, сделали из взлётно-посадочной полосы, однако легковые машины на ней были настоящие. По настоянию пилота Таращана, который сидел за штурвалом самолёта в этой сцене, во всех машинах за рулём также сидели опытные лётчики, которые в случае опасности смогли бы среагировать быстрее обычного водителя. Доставил проблем Рязанову и тот самый лев, который так понравился итальянскому продюсеру. В его роли сыграл питомец семьи Берберовых по кличке Кинг, который оказался одновременно ленивым и страшным. А уже почти в самом конце съёмок произошла трагедия: Кинг набросился на случайного прохожего, сбил его с ног и был застрелен. После этих съёмок Рязанов навсегда зарёкся иметь дело с животными в кадре.
Картина Стэнли Крамера “Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир” была очень тепло принята кинематографической общественностью, отлично показала себя в прокате и заслужила несколько номинаций на премию Оскар, со временем став бесспорной классикой американского кино.
Схожих достижений добилась и лента Эльдара Рязанова “Невероятные приключения итальянцев в России”, в широком прокате эту картину посмотрели 50 миллионов зрителей, и она по сей день входит в золотой фонд советского кинематографа.
А какой фильм вам нравится больше?
Автор kosolapov