Почему Средневековье страдает? Загадки средневековых мемов (11 фото + 1 гиф)
Начнем с самых неуместных символов, встречающихся в средневековых рукописях, в росписи соборов и каменных украшениях храмов, - членах и вульвах. Историки-медиевисты, основавшие ту самую группу в интернете и даже написавшие книгу "Страдающее Средневековье", раскрывающую секреты забавных картинок, в интервью "The Village" рассказали, что все это сексуальное безобразие процветало до того момента, когда в середине XV века священники и проповедники решили, что художники и скульпторы слишком распоясались, а обнаженные дамы и монахи с гигантскими пенисами до добра прихожан не доведут. Тогда же запретили изображать святых не то что голыми, а даже просто красавцами с накаченными телами, чтобы посетители церквей не возбуждались и не совершали греха даже мысленно. Ну а до XV века секс и религия мирно сосуществовали в архитектуре и изобразительном искусстве.
Вверху изображен фрагмент стены церкви Святой Марии и Давида в Килпеке в Англии. Построена она была в XII веке. В оформлении фасада церкви использована фигура женщины с огромными половыми губами. Компанию этой бесстыдной даме на стене составили головы зверей, целующаяся пара и монстры, пожирающие людей. Такие каменные дамы и мужчины с пониженной социальной ответственностью называются Шила-на-гиг и встречаются на стенах церквей по всей Европе. На одной церкви во Франции изображены, например, два занимающихся сексом мужчины.
У всех этих фигурок непомерно большие половые органы. Историки, которые упорно не замечали эти органы до XX века (один английский исследователь XIX века предположил, что та самая женщина из Килпека - это шут, разрывающий грудь и впускающий в сердце дьявола), точно не знают причины возникновения таких образов на христианских соборах, но некоторые догадки все же есть.
Язычники, например древние римляне, считали, что изображение пениса и вульвы отпугивает злых духов и болезни. То сеть каменные срамные места являются оберегами.
А еще мастера могли просто дурачиться. Все их действия контролировал заказчик и кто-то типа духовного консультанта, местного священника, но где-нибудь в не очень заметном месте мастера могли спрятать пародию на этого епископа с членом и пошутить, установив под крышей дамочку, раздвинувшую ноги.
Есть еще вариант, что эти фигурки должны были бичевать порок, а не рекламировать его. Похоть (по-латыни "Luxuria") было принято изображать обнаженной женщиной с растрепанными волосами и с пожирающими ее змеями. Однако Шила-на-гиг никто не пожирал. Да и размещали их часто не под крышей, а в самых видных местах.
В доказательство теории про магические и языческие корни фаллосов и вагин у христиан говорит и тот факт, что в храмах можно было купить вот такие значки с пенисами. Паломники с большой охотой покупали эти интересные обереги, призванные защитить их от болезней и опасностей в дороге. Кстати, эти амулеты часто в сатирическом ключе (точнее фаллическом) изображали самих паломников. В головах средневековых христиан магия, религия и суеверия сливались в одно целое и мирно сосуществовали. Впрочем в современном мире ситуация мало в чем поменялась, разве что значок с членом в храме не купишь.
В различных манускриптах тоже попадалась обнаженка. Такие картинки часто не имели никакой смысловой нагрузки, а были чем-то вроде странички с анекдотами и карикатурами в газете. Например, прочитал средневековый человек несколько страниц серьезного средневекового научного трактата, утомился и вот ему между строк попадается занимающийся фелляцией монах или испражняющаяся на ежа обезьяна, он смеется и, отдохнув таким образом, продолжает читать дальше. Иногда это действительно были карикатуры и сатира на кого-то конкретного или же на целое сословие, тут все зависело от писца и заказчика.
Такие картинки и сопутствующие им надписи называются "маргиналии", то есть что-то, что написано на краю, вне основного текста. Переписчик мог развлекать ими не только читателя, но и себя. Некоторые маргиналии можно считать предтечей контекстной рекламы, которая обычно появляется по бокам от основного текста на сайте, а некоторые - мемами.
Самыми популярными мемами в маргианлиях были зайцы или кролики. Ушастые зверьки ждали читателя почти на каждой странице, совсем как Скрепыш из старых версий Microsoft Office. Только изображались они не безобидными пушистиками. Кролики отрывались на полях рукописей на полную катушку: резали людей, охотились на собак, играли на волынках и дудках и просто дурачились. Кролики почему-то символизировали грех и казнь человека кроликом означала, что человек поплатился за свои грехи. Кролики, служащие мессу на полях рукописи, - сатира на развратных священников.
Иногда юмор маргиналии заключался в том, что заяц менялся местами с человеком - охотился на него, осаждал крепость. Или же комизм рисованной ситуации был в том, что быстрый заяц ехал верхом на улитке (иногда на улитке с человеческим лицом). Сейчас это кажется смешным не потому, что заяц на улитке это отличная шутка, а потому что непонятные древние рукописи и их авторы и переписчики представляются нам очень серьезными и набожными людьми, поэтому странные и нелепые картинки, овеянные ореолом серьезности, вызывают улыбку. Однако люди во все времена старались относиться ко всему с юмором, а жизнь в Средневековье была куда тяжелее сегодняшней, а следовательно юмор был просто необходим.
Кролики-убийцы часто изображались на маргиналиях во время своих кровавых дел в лучших традициях современных ужастиков с жутким отсутствующим взглядом, что частое чтение средневековых рукописей вполне могло привести к лагофобии (боязни кроликов).
А вот за такую маргиналию вполне могут сейчас и штраф впаять. Зайцы так распоясались, что образовали на полях рукописи свастику.
Вот еще одна любопытная особенность средневековых художеств - младенца Иисуса изображали с лицом взрослого человека, поэтому большинство младенцев на средневековых картинах выглядят довольно жутко. Дело в том, что средневековые философы и богословы считали, что Иисус рождился полностью сформировавшейся взрослой личностью, и его черты лица не меняются с течением времени. Поэтому иногда на картинах средневековых мастеров младенец Иисус выглядит старше своей матери.