Вот почему паника опаснее любого конца света
Этого не знает никто. Потому что апокалипсиса еще не было. Но кое-что спрогнозировать все-таки можно. Ведь что такое конец света? Чрезвычайная ситуация. Только в масштабах всей планеты.
В любой ЧС люди, как правило, разделяются на две категории. Одними руководят рациональные помыслы, другими — инстинкты. Первые сохраняют спокойствие, вторые впадают в панику. Одни помогают, другие мешают. Последние способствуют не только гибели других людей, но и своей собственной. Причина тому — страх.
Помните такую притчу: «Куда ты идешь?» — однажды спросил странник, повстречавшись с Чумой. «В Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек», — ответила Чума. Через несколько дней странник вновь встретил Чуму: «Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят тысяч человек». «Нет, — возразила Чума. — Я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха». Страх выкашивает людей не меньше, чем его причина. Это хорошо известно спасателям и вообще всем тем, кто занимается работой с людьми, оказавшимися в чрезвычайных ситуациях.
Именно паника и страх, как отмечают специалисты, приводят к тому, что люди совершают необдуманные поступки, исход которых один — смерть. Знаменитый французский врач Ален Бомбар пришел к выводу, что до 90% (!) людей после катастрофы на судне гибнут в первые три дня. Когда не может быть и речи о смерти из-за отсутствия еды и воды. Просто из-за паники.
Самое заразное чувство
И самое загадочное. Исследовать феномен паники не удавалось еще никому. Массовая паника возникает неожиданно, стихийно и редко. А вот условия ее появления известны. В первую очередь это обострение какой-либо ситуации. Все ждут гостинцев от царя 18 мая 1896 года на Ходынском поле. Толпа волнуется и растет. И тут кто-то кричит: «Подарков на всех не хватит!» Готово дело — паника, и в результате 1379 затоптанных.
Немалую роль играют и физиологические условия — измотанность, усталость, напряженное ожидание, голод, алкогольное и наркотическое опьянение и т. д. А также психические — неожиданность, сильное психологическое возбуждение, испуг. И, конечно, идеологические — отсутствие правильной политики, недостаток сплоченности людей и их мотивации.
Паника — сложный конгломерат эмоций и влечений. Ее оплот зиждется на феномене заражения, внушения и подражания. Заражение основано на общности интересов группы людей, подвергшихся этому чувству. Это может быть, к примеру, любовь к актеру или певцу у зрителей, пришедших на его концерт. Внушение есть нечто иное, как целенаправленное воздействие на человека или группу. В обход сознания, рациональных доводов и аргументов.
Увы, подобным реакциям подвержена бОльшая часть людей. Даже профессионалов. Не говоря уже о простых смертных. По данным Американской психологической ассоциации, во время Второй мировой войны только 25% личного состава действовало адекватно во время боя. «В момент большого нервного напряжения, находясь под угрозой нападения, способность оператора рассуждать нарушалась, — пишет известный российский психолог, основатель так называемой космической психологии Владимир Лебедев. — В результате возникла масса крупных ошибок, которые конструктор не мог ни предусмотреть, ни объяснить… Состояние психической неустойчивости, граничащее с неврозом, возникает в результате астенизации нервной системы, вызываемой нарушением режима труда и отдыха, различными потрясениями, травмирующими психику, и т. д. Особенно отчетливо психическая неустойчивость в условиях угрозы для жизни выявляется в аварийной обстановке. Четко выделяются две формы таких реакций: состояние ажитации и кратковременный ступор».
Человек становится суетливым и способен выполнять только простые действия, «на автомате». Мыслительные процессы замедлены, способность к логике — подавно. Возникает ощущение пустоты в голове и отсутствия мыслей. Возможен кратковременный ступор — застывание на месте в той позе, в которой человек находился в момент получения известия о стихийном бедствии (или аварии например).
«Таким образом, для состояния ажитации в условиях аварии наиболее типична неадекватность восприятия окружающей действительности, в частности нарушение оценки временных интервалов, что вызывает затруднение понимания ситуации в целом», — заключает Владимир Лебедев.
Депривация
Еще один спутник человека при любой ЧС. Утрата еды, воды, крыши над головой на длительный срок — все это и есть депривация. Даже недостаток впечатлений из внешней среды и теснота (например, если вследствие падения на Землю гигантского астероида или ядерной войны люди будут скрываться в бункерах) приведет к очень серьезным последствиям, таким как неврозы. Это как минимум. К психозам — как максимум. Ряд исследований показал, что у людей, находящихся в групповой изоляции хотя бы три года, начинают преобладать психопатические и шизоидные проявления, импульсивность, склонность к конфликтам и несоблюдению норм морали.
Если же живых людей останется считанные единицы, их ждет нечто похуже, чем зомби из фильма «Обитель зла». Одиночество — одна из самых страшных проблем для таких социальных животных, как Homo sapiens, исход которой все тот же — невроз.
Кто во что горазд
Тем не менее, конец света — это не ЧС. Масштабы не те. Так что полностью предугадать поведение человечества очень сложно.
— В случае известия о скором апокалипсисе можно предполагать несколько типов реакций, — говорит ректор Восточно-Европейского института психоанализа, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, известный специалист в области психологии массового поведения в условиях экологических, техногенных и социальных кризисов Михаил Решетников. — Часть населения будет до конца надеяться, что этого не произойдет, и будет жить как обычно, убеждая себя и других, что это очередная ошибка ученых, очередное прорицание апокалипсиса. Другая часть — те, кто даже не сомневаются, что это произойдет, — тоже будут до конца жить как обычно, исполняя свой служебный и семейный долг. Третьи поверят в злой рок и будут пытаться завершить свои земные дела достойно, оставив все остальные проблемы и обратившись исключительно к проблемам семьи, детей, друзей, старых долгов и т. д. Четвертые будут провоцировать массовую истерию, а пятые этой истерии противодействовать. Еще одна часть людей вдруг обратится к Богу, зато другие будут проклинать веру во что бы то ни было. Будут и те, кто станет обвинять во всем все человечество, злорадствуя, мол, так ему и надо. Еще одна группа — те, кто в силу своих сдерживаемых культурой и социумом дурных и преступных наклонностей будет считать, что теперь все позволено, и дадут волю всем низменным порывам, включая воровство, убийства, насилие и т. п. Остальные решат, что остаток дней нужно провести предельно весело и будут предаваться развлечениям — эдакий пир во время чумы. И, наконец, будет еще одна группа, которая, не выдержав ожидания, создаст своеобразную эпидемию суицидов. Возможно, я перечислил не все категории, но, думаю, основные.
Где нет начала — нет конца
— Конец света могут пережить только те люди, которые живут в линейном времени, то есть преимущественно представители западных цивилизаций, для которых время когда-то началось и поэтому когда-то должно закончиться, — говорит известный петербургский психоаналитик Дмитрий Ольшанский. — Их история движется из прошлого в будущее, и рано или поздно она придет к своему финалу. Тогда как для большинства восточных культур, где время циклично, никакого конца времен наступить не может, следовательно, люди и не боятся таких явлений. Например, в индийской культуре время движется по кругу, у него нет ни начала, ни конца, поэтому никакого светопреставления быть не может. Бог Шива каждый момент разрушает мироздание, а Бог Брахма его непрерывно создает, поэтому конец света происходит непрерывно, так же, как и его сотворение. Для любого индуса конец света — вполне заурядное событие, неотъемлемое от самого течения времени.
В иудео-христианской культуре конец света не только возможен, но и логически необходим. Представители этих культур живут в мире, который создал Бог Яхве, положивший ему некий предел. Так, иудеи ждут прихода Машиаха (и ведут летоисчисление от дня создания мира), христиане — второго пришествия Иисуса (и хронологию измеряют со дня первого рождения своего божества). Все эти культуры живут в ожидании конца света, поэтому никаким сюрпризом он стать не должен.
Как говорит булгаковский Воланд: «Человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!» Поэтому, если вдруг люди узнают точную дату конца света, их смерть не будет внезапной, а станет вполне запланированной, что позволит им распоряжаться временем наверняка, а не наугад, не полагаясь на веру и домыслы. По идее, людей это должно стабилизировать: они смогут планировать и поступать уверенно и использовать свое время максимально эффективно. Например, режиссер фильма «Новейший завет» полагает, что знание точной даты смерти избавит людей от религии, которая зиждется на страхе смерти.
На тему конца света снято множество фильмов, в которых весьма стереотипно представлено поведение людей в последние дни или минуты перед концом света. Например, считается, что навязчивые невротики побегут делать то, что они откладывали всю жизнь: пропивать все деньги, признаваться в любви девушке, совершать преступления, о которых мечтали, погрязать в разврате, навещать тех, с кем они не виделись годами, и просить прощения у тех, перед кем испытывают вину. То есть, невротик, который всю жизнь избегает своего желания, в последние минуты перед концом света должен, дескать, собрать волю в кулак, понять, что терять все равно нечего, и наконец-таки сделать то, что он хочет. Хотя реальный опыт показывает, что даже в последние минуты жизни обсессивные субъекты предпочтут наслаждаться неисполнением, чем последовать своим желаниям.
Другой стереотипный пример — это субъекты истерические, которые предпочитают игнорировать происходящее, не замечать никакой катастрофы и вопреки ожиданиям продолжают вести подчеркнуто повседневный, нарочито рутинный образ жизни. «Все ждут от меня паники, — рассуждают они, — так вот нет, назло всем ожиданиям я продолжу делать маникюр, хотя до конца света осталось пара минут». Про страх конца света здесь говорить не приходится, здесь, скорее, присутствует желание не соответствовать стереотипам и быть самобытной индивидуальностью на фоне большинства, что часто демонстрируют истерические субъекты.
Третий вариант — панический, который связан со страхом смерти и утраты себя. Как и любой страх, это нарциссический страх утратить свою личность, перестать быть самим собой. Как известно, не так страшна смерть, как ее неотвратимость. Поэтому если неизвестность смерти может вселять в человека тревогу, то известность смерти вселяет в него панику. Панику перед неизбежным фактом, продиктованным принципом реальности. То есть в данном случае мы видим конфликт психотического характера, конфликт между Я и реальностью. Что выводит нас на более общий вопрос о психической реальности как таковой и тех компромиссах, на которые идет Я в диалоге с внешним миром. То есть, это один из ключевых вопросов психоанализа в работе с психозами.
Наиболее вероятные сценарии апокалипсиса:
— Ядерная, химическая или биологическая война
— Всемирная пандемия, вызванная очень патогенными вирусами и генетическими заболеваниями
— Массовый голод, связанный с перенаселением планеты
— Последствия, вызванные глобальным потеплением или похолоданием, а также массовой вырубкой лесов или загрязнением окружающей среды
— Сильное ослабление магнитного поля Земли (и, как следствие, утрата атмосферы и защиты от солнечной радиации)
— Извержение огромного вулкана или нескольких в течение длительного периода времени
— Столкновение Земли с гигантским астероидом или планетой
— Вспышка гамма-излучения неподалеку от Солнечной системы
— Эволюция человека в техногенных модифицированных роботов
— Сближение Земли с черной дырой
— Инопланетное вторжение
— В долгосрочной перспективе: сближение Солнечной системы со звездой Gliese 710 (через 1,4 млн лет); сближение Галактики Андромеда с нашей Галактикой (через 3 млрд лет); смерть Солнца (превращение его в красного карлика) — через 5 млрд лет; тепловая смерть Вселенной или ее коллапс в результате Большого сжатия (или очередного Большого взрыва).
5 мест, где можно переждать конец света:
— Штат Юта, США. Именно здесь проживает община мормонов, которая со всей ответственностью подошла к делу подготовки к Судному дню. Под рукой у них всегда найдется по меньшей мере годовой запас провизии, да еще и огород «про запас».
— Пхеньян, Северная Корея. Эти парни сделали все, чтобы подготовиться к ядерной войне. И прежде всего построили метро, которое может служить отличным бункером в случае воздушного нападения.
— Отдаленные острова. Такие как Питкэрн в южной части Тихого океана. Где нет ни аэро-, ни морского порта. Зато отличный климат и благодатная почва — здесь растут бананы, папайя, хлебное дерево, орехи, апельсины, бобы и сладкий картофель. А в волнах плещется много вкусной рыбы и лобстеров.
— Бункер в горе Шайенн (штат Колорадо, США). Бункеров на свете много: начиная от немецкого убежища «Конца света» до бункера времен холодной войны в США. Бункер в горе Шайенн примечателен высокой оснащенностью. Он выдержит взрыв многомегатонной бомбы, взорвавшейся в нескольких километрах от убежища. Он имеет шесть дизель-генераторов, собственную систему водоснабжения и фильтрации. А еще бункер переведен в режим так называемой «горячей консервации», поэтому его можно запустить всего через несколько часов после наступления конца света.
— Всемирное семенохранилище на острове Шпицберген. В бункере-туннеле, расположенном в горе (на 120-метровой глубине и на высоте 130 м над уровнем моря), есть образцы семян всех основных сельскохозяйственных культур на планете. Хранилище оборудовано взрывобезопасными дверьми и шлюзовыми камерами. За сохранность семян отвечают холодильные камеры и вечная мерзлота.