75 лет подвигу гвардейцев-лыжников в Лескино (9 фото)
Бой в Лескино
Деревня оказалась полностью в руках лыжников. Было уничтожено до взвода немцев, 6 человек захвачено в плен. Захвачен склад с продовольствием, который накануне был пополнен с базы в Гжатске, захвачена канцелярия штаба батальона, 3 автомашины с имуществом связи, 30 коней.
Из воспоминаний С.Н. Лапунина: «Гитлеровцы не ожидали нас, они были захвачены врасплох. Выбежали в нижнем белье, босые. Но мы уничтожали их беспощадно. Стоявшие рядом немецкие машины с продовольствием и боеприпасами были уничтожены. В восточной окраине деревни была обнаружена землянка,в которой были фрицы. Мы подошли с командиром 3-й роты к землянке и бросили в трубу гранату. Спустя некоторое время зашли в землянку, а там сидит ошеломленный громадный рыжий немец. Мы его вытащили, провели по направлению к мосту и здесь расстреляли.
В нашем батальоне был один солдат – Кузнецов. Это был человек-богатырь высокого роста, обувь носил 45-го размера. Нам трудно было обеспечить его обувью, а в этот момент нашлась ему обувь. Позвали Кузнецова. «Ну, браток, как думаешь, подойдут тебе эти сапоги?» «Вот эти сапоги мне подойдут» — улыбнулся Кузнецов. «Ну тогда снимай, пока фриц еще не застыл». Кузнецов быстро разделался с немцем. Снял с себя старые валенки, обул сапоги и говорил: «Ну теперь будем продолжать бить гитлеровцев».
Русское противотанковое ружье на лыжах
На доклад к комбату пришли командиры рот Федько и Леонтьев. Они доложили о занятии круговой обороны. Комбат налил водки и дал им со словами: «Нет времени отметить нашу победу. Выпейте. Объявите всему личному составу благодарность».
Командиры рот ушли, вошел Тимофеев и доложил: «В деревне, что в двух километрах от Лескино немцы стягивают силы. Из пулеметов ведут огонь по Лескино.» Костарев вышел из блиндажа лично проверить оборону. В этот самый момент немцы начали артналет на деревню.
В это время в блиндаж пришли некоторые жители деревни – 4 женщины и старик лет 60. Они и рассказали, что в блиндаже был штаб батальона. Оставшиеся жители разместились в одном доме. Соколов рассказал им о победе под Сталинградом.Тимофеев сказал старику: «Иди, папаша, спрячься, бой идет, может убить.» Старик вышел из блиндажа и увидел свой дом объятый пламенем. Он сразу же бросился к дому, видимо с намерением что-то вынести из него. Подбежав к дому старик увидел как от дома бойцы растаскивают свои лыжи, спасая их от огня. Он не бросился в дом спасать свое имущество, а начал помогать солдатам переносить лыжи. Бойцы сказали старику: «Папаша, бросайте их, спасайтесь, вас могут убить». Старик ответил: «Лыжи для вас важнее, дороже чем моя жизнь. На лыжах вы принесли нам освобождение». Оставалось совсем немного лыж, когда пуля ранила старика в ногу, он упорно продолжал делать свою работу. Он полз уже за последней парой, когда пуля сразила его.
Позиция русского пулемета после обстрела Лескино
Из района деревни Жабино показалась рота немецких лыжников. Восточнее Лескино она вошла в опушку леса и скрылась. Основные силы немцев охватили деревню с востока и запада. Большая группа шла через мостик со стороны Кузнечиков. Их поддерживали две бронемашины.
Также как и в первую атаку, немцев подпустили ближе. Первой машине дали возможность подойти к мостику. Красноармеец Дудников заволновался и первым выстрелил из противотанкового ружья, но не попал. Лишь вторым выстрелом удалось подбить вражескую машину.
Очередная атака немцев была отбита, враг ничего не добился. Человек сорок немцев осталось за снежным валом. По ним открыл огонь из станкового пулемета командир взвода гвардии лейтенант Лушов. Немцы дали ответный огонь. Об этой дуэли доложили гвардии майору Соколову.
Командование вместо тяжело раненогоКостырева принял Соколов. Был ранен начальник штаба капитан Колянов Николай Иванович. Войдя в деревню, он посмотрел на стрелку «Воробьево 4 км.» приняв дорожный знак за указатель с названием деревни и сообщил в штаб дивизии, что лыжбат занял Воробьево. Эти данные передали по радио лыжбату 144 СД, который вел бой в районе высоты 220.0 восточнее Воробьево.
Около 16.00 из деревни Пальки через Воробьево прошла автомашина, которая привезла взвод немецких солдат. Этот взвод перерезал дорогу Воробьево-Лескино тем самым, отрезав путь батальона к отступлению.
В 17.00 противник при поддержке танков ринулся в решительную атаку. Соколов вызвал огонь на себя. Артиллерия дивизии била непрерывно. Соколов посоветовался с Сафоновым и Тимофеевым не начать ли отход немедленно. При принятии положительного решения неизбежно пришлось бы оставить часть раненых врагу. Лыжники решили драться до последнего.
Соколову в землянку поступают тревожные сведения, что боеприпасы на исходе. Тем, кто охранял землянку, Соколов лично выдавал по 2-3 патрона. Пришел к нему и лейтенант Бандорин: «Товарищ майор, ползет в моем секторе какой-то нахальный немец, дайте патрон». Тяжело раненые первым делом передавали товарищам оставшиеся патроны. Те, кто мог сражаться – сражались. У красноармейца Абросимова оторвало кисть правой руки, он взял оружие в левую и стал стрелять. Прямым попаданием в землянку КП батальона был контужен Бандорин. Он минут 30 был как умалишенный, ничего не соображал. Потом, придя в чувство, он стал проситься наверх. Ему разрешили. Он взял винтовку, патроны и ушел из блиндажа. Совсем близко подполз к немцам и начал их расстреливать. Поступило сообщение – Бандоринубит. Часа через два Бандорин вернулся невредимым. Дело было так. Немцы стали охотиться за Бандориным. Вызвали минометный огонь. Бандорин схитрил и упал – его оставили. Так он и возвратился в землянку. Погиб лейтенант Бандорин при следующей контратаке…
Кольцо окружения сжималось, Соколов решил уйти за холм на окраине деревни, в 15 метрах от укрытия, чтобы осмотреться. Сафонов шел с ним, он немного задержался, отдавая распоряжения радисту. Только он вышел из блиндажа, как ему сообщили, что Соколов убит.
«И тогда мы собрали все свои силы и бросились в контратаку, в рукопашную схватку с криками «Ура!» Забрасывали гитлеровцев гранатами. Командир батальона Костарев и его заместитель корректировали огонь артиллерии. Замполит Соколов и командир взвода разведки выбежали из командного пункта и стали бросать гранаты. В это время рядом с землянкой разорвался снаряд, они оба были ранены. После этого мне стало известно что капитан Костарев ранен. Ординарцы увезли его, а куда не известно…» — вспоминал С.Н. Лапунин
Начинало темнеть. Оставшиеся в живых лыжники бросились в контратаку на врага. Они забрасывали гитлеровцев гранатами, а когда патроны были на исходе, шли врукопашную. Нескольким санитарам удалось во время боя вывезти на санях раненых солдат и офицеров. Их собрали в блиндаже за деревней, надеясь потом эвакуировать. Санитары работали самоотверженно, прикладывая нечеловеческие усилия, с боем прорывались к роще, волоча за собой сани с ранеными.
Около 18:00 командир 11-й роты 461-го пехотного полка 35 пехотной дивизии докладывает, что после ожесточенных рукопашных схваток населенный пункт взят. Ротой взято в плен 11 красноармейцев, большей частью раненных.
Обещанной помощи так и не было. «Заря» увязла в бою в районе Воробьево и не смогла подойти на помощь лыжбату. Связь с лыжниками прервалась в 18 часов 45 минут…
НАПОР – Танки от нас в 100 метрах, загорелись крайние дома.
УПОР – Держитесь. Даем огня.
НАПОР – Последние минуты нашей жизни. Что делать?
УПОР – Уничтожайте документы, в последнюю очередь радиостанцию.
НАПОР – Понятно. Осталось нас трое. Кончаем жизнь самоубийством.
УПОР – 44. Вы что с ума сошли. Кончают жизнь самоубийством только трусы, а вы герои, деритесь до последнего, зубам грызите. Мы вас не забудем.
НАПОР – Понятно, понятно.
УПОР – Сообщите фамилии трех оставшихся.
/Связь прервана, 18 часов 45 минут/
Весной 2016 года при обнаружении захоронения № 4 была найдена ложка и инициалами «ИВЖ», предположительно принадлежащая красноармейцу Жерело, уроженцу Белорусской ССР. При помощи наших коллег из Белоруссии удалось связаться с представителями сельского совета, с целью опроса местных жителей и поиска родственников Ивана Васильевича Жерело наши друзья и коллеги из Белоруссии выезжали в д. малые Автюки, откуда был призван солдат. К сожалению, найти родственников И.В. Жерело не удалось.
За два выходных дня была произведена археологическая зачистка останков. Установлено, что захоронение размером 230 на 230 см, глубиной до 120 см, расположенное в 20 метрах от существующего памятника содержит останки бойцов Красной армии. Центральная часть захоронения содержит хаотично перемешанные останки, края захоронения содержат целые и частично целые скелеты. Представляется вероятным, что захоронение было известно местным жителям и было частично перенесено в рамках кампании по укрупнению воинских захоронений, проводившейся в 40-60х годах.
С останками обнаружены: советские патроны 7,62, советские пистолетные патроны, винтовка Мосина, гранаты Ф-1 (2 шт.), немецкая мина 80мм, знак Гвардия, ложка стальная, валенки, немецкая ложка-вилка, немецкий котелок.
После подсчета останков по сохранившимся ключицам установлено количество захороненных – 18 человек.
24 августа 2016 года в Лескино состоялась церемония перезахоронения останков воинов лыжного батальона, найденных поисковой группой «Рейд» в 2016 году. Всего в 2016 году в Лескино перезахоронено 79 воинов лыжного батальона.
Санинструктор 2-ой стрелковой роты отдельного гвардейского лыжного батальона 29 г.с.д. НЕВЗОРОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ
"Когда я третий, раз был в том блиндаже, немного дальше ещё шел неравный бой. Бойцы батальона стояли насмерть, отражая атаки врага одну за другой. Группа немецких войск 2-го эшелона была уничтожена полностью. Однако обещанного подкрепления не поступало. И вот раненые бойцы, среди которых были и офицеры, почувствовали, что могут попасть в лапы врагов. Они выработали план живыми врагу не сдаваться и погибать только в бою, при первой встрече с оккупантами. Все раненые приготовили личное оружие — пистолеты, автоматы, гранаты, что при встрече с врагом, открыть шквальный, огонь. Видимо так и вышло. Через несколько часов немцы снова заняли свои старые рубежи и блиндажи с ранеными. Я думаю, что из них в живых никого не осталось. И успели ли они осуществить свой план остается загадкой"
Воспоминания санинструктора 2-й стрелковой роты отдельного гвардейского лыжного батальона 29 ГвСД А.И. Невзорова записаны в 1968 году и хранились в Гагаринском краеведческом музее, куда видимо, были присланы самим ветераном.
В 2016 году был снят документальный фильм о процессе поиска и раскопок обнаруженных лыжников. Фильм опубликован на YouTube, называется "1943 год. Февраль. Деревня Лескино. Лыжный батальон" https://www.youtube.com/watch?v=XLSUT-jRAAk