Иерархия — порядок подчинённости низших звеньев к высшим , принцип управления и образ жизни (6 фото)
Биологическая иерархия бывает как внутривидовая, так и межвидовая.
Например, в африканских лесах выстраивается следующая иерархия: верхняя ступень принадлежит павианам, ниже расположены птицы-носороги, ещё ниже — гверецы, а под ними — мартышки. В смешанных стаях синиц иерархия такая: главенствуют большие синицы, ниже ступенью — лазоревки, а ниже — черноголовые гаички .
В социалистических или коммунистических странах работают социальные лифты, позволяющие людям менять своё положение в социуме.
Равенство прав и справедливость являются главными принципами социализма и коммунизма. Кроме того элитой признаются люди с высокими интеллектуальными и моральными качествами . В капиталистическом такие лифты не предназначены.
.Социальное равенство — общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определённой области.
Политический аспект социального равенства заключается в рассмотрении правил общественного управления: право на участие в выборах, правила определения лидеров, права и обязанности лидеров, равенство перед законом и судом.
Капиталистическая иерархия и её виды (фашизм , либерализм, демократия , монархия) считают :
что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества . А критерием элитарности при капитализме является количество капитала (собственности , денег) по средствам которых легче всего осуществить власть.
Платон сравнивал политическое неравенство с качеством души, присущим тем или иным группам населения:
«…разумной части души, добродетель которой заключается в мудрости, соответствует сословие правителей-философов (это и есть элита); яростной части, добродетель которой проявляется в мужестве, — сословие воинов; низменной, вожделеющей части души, погрязшей в утехах и наслаждениях, соответствует сословие ремесленников и земледельцев…». Платон разработал систему формирования правящей элиты: отбор в элиту, воспитание и образование потенциальных лидеров элит.
Конфуций делил общество на «благородных мужей» (правящую элиту) и «низких людей» (простолюдинов) на основании их отношения к моральным заповедям.
Образ правящей элиты он раскрывал через социальные качества; первые, по его мнению, следуют долгу и действуют в соответствии с законом, они требовательны прежде всего к себе самим, в отличие от вторых, которые заботятся только о личной выгоде. В соответствии с его теорией соблюдение моральных норм давало право управлять.
Макиавелли выделил политику в качестве самостоятельной сферы общества.
Он одним из первых развил понятие гражданского общества, впервые применил слово «государство» .
Макиавелли рассматривает государство как результат взаимодействия различных социальных сил. Позже он констатирует, что власть в обществе не могут осуществлять ни один человек, ни все люди сразу.
Как следствие, появляется организованное меньшинство, и оно управляет, потому что оно организованно.
«…Авторитет или власть лидера коренится лишь в поддержке сторонников…».
Ещё одно обоснование деления общества на пассивное большинство и правящее меньшинство предложил Роберт Михельс (1876—1936).
Причины невозможности демократии он объяснял тремя следующими тенденциями: одна заложена в сущности человека, другая — в особенностях политической борьбы, а третья — в специфике развития организации.
Перерастание демократии в олигархию по его мнению частично объясняется психологией масс.
Понятие массы у Михельса интерпретируется как «…совокупность психических свойств массового обывателя: политическая индифферентность, некомпетентность, потребность в руководстве, чувство благодарности вождям, создание культа личности вождей..».
Эти массы не могут сами управлять делами общества, поэтому необходима организация, которая неизбежно поделит любую группу на властвующих и подвластных.
Элитаризм является идеологическим проявлением лежащего в основании человеческой психологии стремления к лучшему существованию жизни.
Его основная работа по оправданию и узакониванию неравенста — «Социология политической партии в условиях современной демократии» — подверглась критике Ленина. В ней Михельс выдвинул «железный закон олигархии», согласно которому «прямое господство масс технически невозможно» и потому любой режим неизбежно вырождается во власть немногих избранных — олигархию.
Позже Михельс стал одним из сторонников фашизма, сначала в Италии, а затем и в Германии. И воплощением волевого класса, пришедшего на смену кризисному парламентаризму, стал фашизм во главе с Б. Муссолини.
- Женщины протестуют: 30 сильнейших фото за всю историю
- Если бы вы хоть раз побывали в женском туалете, вы бы больше никогда не испытывали влечения к женщинам
- Самые странные правила поведения
- Сильные иллюстрации о проблемах современного общества от Гюндуза Агаева
- Конец режима Роберта Мугабе: президента Зимбабве смещают с поста