Подводный боевой дрон (6 фото + 1 видео)
Поскольку информации на порядок меньше, обсуждение подводных дронов осталось в тени крылатой ракеты, но, тем не менее, технологии в данном случае может быть даже более высокие, а история создания не менее насыщенная. О каком же таком дроне шла речь? Есть такая программа, как океанская многоцелевая система "Статус-6" (Kanyon по классификации НАТО).
Статус-6 – это дистанционно управляемый автоматический подводный робот или если хотите дрон, по-иноземному, несущий ядерное оружие мегатонного класса, обладающий компьютерным интеллектом и способный действовать самостоятельно на удалении в несколько тысяч километров от носителя. Максимальная скорость аппарата позволяет уйти от любой существующей на сегодня торпеды противника, при этом выбор скоростного режима и траектории маневрирование дрон осуществляет самостоятельно. "Статус-6" предназначен для поражения важных военных и экономических объектов противника в прибрежных районах и нанесения гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения. "Статус-6" способен уничтожать базы ВМС или авианосные ударные группы. Разработка осуществлена АО "ЦКБ МТ "Рубин" (Россия). Статус-6 относится к глубоководным необитаемым подводным аппаратам (НПА), которые могут погружаться на глубину до 1000 метров и представляет собой по сути высокоскоростную торпеду с атомным реактором и ядерной боевой частью.
В России разработан и готовится к производству первый автономный подводный аппарат "Концепт-М", способный погружаться на глубину до тысячи метров. Роботизированный комплекс „Галтель“ прошел опытную эксплуатацию в районе порта Тартус в Сирии. Отзывы самые позитивные: по оценке Минобороны, он свою боевую задачу выполнил. В Тартусе на робот «Галтель» была возложена задача охранения кораблей, находившихся в районе порта. Он обследовал дно бухты и днища кораблей и судов обслуживания с целью нахождения мин, которые могли устанавливать диверсанты, а также неразорвавшихся снарядов. Перед погружением робота в него закладывалась программа, которую он отрабатывал под водой. Глубина погружения — 400 метров. Это означает, что дрон способен использоваться подводными лодками в открытом море, для которых это рабочая глубина. Запас хода — 100 км. За 12 часов непрерывной работы способен обследовать 4 кв.км. дна. В состав комплекса входят два автономных дрона. Это позволяет, поочередно их используя, проводить обследование дна непрерывно. Под водой робот ориентируется при помощи сонара. Он выдает сообщение о препятствиях, и «Галтель», меняя курс, их обходит, а затем опять выходит на заданный курс. Опытную эксплуатацию проходит еще один подводный аппарат, имеющий примерно такое же назначение как и «Галтель». Это разработанный в ЦКБ «Рубин» подводный автономный дрон «Клавесин». Он имеет некоторые отличия с точки зрения управляемости. В подводном положении «Клавесин» способен принимать по гидроакустическому каналу команды коррекции выполняемой программы. Этот дрон поосновательнее в отношении силовых характеристик. Его максимальная глубина погружения — 6000 метров, а дальность хода — 300 км. Подводная скорость — 3 узла. Длина аппарата — 5,8 м, диаметр — 0,9 м. Масса — 2500 кг. «Клавесин» решает более широкий круг задач, что обусловлено наличием помимо гидролокатора и фото/видеоаппаратуры еще и магнетометра, и датчиков температуры и электропроводности. «Клавесин» используется не только для инспекции акватории баз ВМФ, но и для разведывательных операций и исследовательских мероприятий. «Клавесин» был применен для поисков потерпевшего катастрофу 6 ноября 2009 года авиалайнера Ту-134М. За несколько дней дрон провел сканирование и фотографирование около 1 млн. кв.м. дна Татарского залива на Дальнем Востоке. Это позволило найти все фрагменты Ту-143М и черные ящики. В настоящий момент ЦКБ «Рубин» завершает создание модифицированного варианта «Клавесина» — «Клавесин-2Р-ПМ» — с улучшенными характеристиками. К другому классу подводных роботов относится создающийся на ЦКБ «Рубин» дрон «Суррогат». Он имеет солидные размеры по сравнению с «Клавесином» и «Галтелем» габариты: длина — 17 метров, водоизмещение — 40 тонн. Способен развивать скорость в 24 узла. Дальность хода — 600 миль, рабочая глубина — 600 метров. «Суррогат» предназначен для использования его в качестве условной мишени во время маневров и учений ВМФ.
А что же с дронами в НАТО и США: судостроительная компания Huntington Ingalls и аэрокосмический гигант Boeing объявили о том, что объединяют свои усилия по созданию подводного дрона Echo Voyager. Цель — как можно быстрее наладить поставки подводных беспилотных систем военно-морским силам США. Работа над пятидесятитонным Echo Voyager ведется с 2014 года в сотрудничестве с DARPA. Echo Voyager — это пока самый большой разрабатываемый подводный дрон, который относится к классу XLUUV (extra large unmanned undersea vehicle). Контр-адмирал Матиас Винтер (Mathias Winter) заявил: «Департамент военно-морских исследований США (Office of Naval Research, ONR), который занимается разработкой передовых технологий в сфере беспилотных подводных аппаратов, планирует размещение „магистральной сети Эйзенхауэра" на морском дне во всех районах Мирового океана… Мы хотим, чтобы беспилотники выходили в море на задание один раз и затем действовали в глубинах морей в течение десятилетий». Речь идет о создании подводных баз или технических станций, где подводные дроны могли бы самостоятельно заряжаться или проходить техобслуживание, передавать и хранить собранную информацию.
В начале октября 2017-го Пентагон на условиях конкурса заказал компаниям Boeing и Lockheed Martin проектирование первых опытных образцов аппаратов Orca ("Косатка"). Сумма контрактов составила 43,2 и 42,3 миллиона долларов соответственно. Длина подводного беспилотника достигнет сорока метров, всего ВМС США намерены получить девять таких аппаратов. Среди главных требований к новой системе — повышенная автономность и способность действовать самостоятельно без постоянной связи с центром управления. Судя по имеющейся информации, радиус действия "Косатки" может достигать 12 тысяч километров, а автономность плавания несколько месяцев. В этих целях Boeing предлагает применить в силовой установке аппарата дизель-электрическую схему: электродвигатель и оборудование лодки будут питаться электричеством от аккумуляторов, которые будут периодически подзаряжаться дизель-генератором. То есть фактически дальность плавания аппарата будет ограничиваться лишь запасом дизельного топлива на борту. Американские ВМС рассматривают XLUUV в том числе и как средство борьбы с подводными лодками и нанесения ядерных ударов по наземным целям. Разработка "Косатки" активизировалась после того, как Пентагон впервые узнал о планах России по созданию необитаемого подводного аппарата "Статус-6", работа над проектами сверхбольшого подводного дрона Orca и его бортового беспилотника Hunter уже идет "стахановскими" темпами.
Приступили США к испытаниям и надводного дрона «Морской охотник», он оснащён дизельным двигателем и способен развивать скорость до 27 узлов — это примерно 50 км/ч. На скорости в 12 морских узлов судно может пройти около 10 тыс. морских миль (18,5 тыс. км) и находиться в автономном плавании до трёх месяцев. Одним из ключевых преимуществ «Охотника» военные считают дешевизну эксплуатации — на обслуживание морского дрона уйдёт $15—20 тыс. в сутки, когда на эксплуатацию обычного эскадренного эсминца требуется около $700 тыс. ежедневно. Навигация «Морского охотника» обеспечивается аппаратурой приёма спутниковых сигналов GPS и радиолокационными станциями, а также оптико-электронной системой. Кроме того, судно оборудовано станцией радиоэлектронной борьбы (РЭБ), системой компьютерного анализа выявленных целей и мощной системой связи для передачи собранных данных в центр. Уточняется, что характеристики имеющегося на борту гидроакустического комплекса позволят вести поиск не только подлодок, но и других объектов, например морских мин.