Лучшие здания Сталинского ампира в Санкт-Петербурге (5 фото + 1 видео)
Дом Советов
Главное произведение сталинского ампира в Петербурге. Его начали строить под руководством архитектора Ноя Троцкого в 1936 году. На тот момент Дом Советов был высотной доминантой южной части города: восемь этажей и огромный портик с колоннами. Здание не успели полностью завершить до начала войны. Во время Блокады тут сперва находился наблюдательный пункт артиллерии, а затем и штаб Ленинградского фронта.
По задумке Дом советов должен был стать центром нового административного квартала: власти Ленинграда хотели отвести основные учреждения подальше от границы с Финляндией.
Но потом война закончилась, граница отодвинулась далеко на север, а Дом советов в итоге стал обычным научным учреждением. Сейчас его помещения сдаются в аренду, а первоначальный его вид утрачен: так, прекрасный зал заседаний был в итоге разделен на небольшие конторки.
Московский проспект, 212
Ансамбль Светлановской площади
До 1950-х годов никакой Светлановской площади не было: стояла церковь, несколько деревянных домиков, дома с курами и гусями. Потом все это снесли и построили один из самых красивых архитектурных ансамблей поздней сталинской эпохи. Архитекторы Белов, Савкевич и Шретер спроектировали три здания, которые образуют полукруг. Здания построены из монолитных блоков и снабжены прямолинейными массивными эркерами и огромными окнами. Большинство помнит эти здания благодаря надписи с просьбой звонить 01 в случае пожара, которая сохранилась и в девяностые.
Проспект Энгельса, 21, 23, 25
Станция «Автово»
Первая очередь Кировско-выборгской линии Ленинградского метрополитена оказалась по своему виду очень московской: богато оформленные станции-дворцы с множеством панно, с лепниной и прочими виньетками. А конечная (на тот момент) станция вышла вдвойне московской: «Автово» — редкая для нашего города станция неглубокого заложения. И одновременно самая красивая. Круглые колонны с медными и стеклянными узорами, плоский потолок с лепниной, поделенный на сектора и полукруглая лестница на выходе — воистину дворец.
Вокзал в Царском селе
Удачный пример вокзальной архитектуры сталинского периода и одновременно символ массовой пушкинизации всей страны. Станцию открыли буквально через год после 150-летнего юбилея поэта и ее внутреннее убранство пестрит различными художественными упоминаниями его биографии: барельефы Дельвига и Жуковского, плафоны с изображением поэта, наконец, его бронзовая станция в центральном зале — архитектор Левинсон создал даже не вокзал, а, скорее, мемориал Пушкина, в котором по какой-то нелепой случайности оказались кассовые залы, платформы и подземные переходы.
Дом со шпилем
Дом, спроектированный Симоновым и Рубаненко — один из крупнейших долгостроев своего времени. Его заложили в 1940 году, потом началась война, потом Московский проспект восстанавливали, затем, наконец, достроили само здание, но потом доделывали шпиль, благодаря которому дом стал одним из самых высоких зданий в тогдашнем Ленинграде. Оконченный в год смерти Сталина, он стал настоящим символом порожденного им стиля: скульптуры рабочих и крестьян, звезда, гигантомания, шпиль, колонны, богатая внутренняя отделка — вот таким и запомнился нам сталинский ампир.
Московский проспект, 190