Как снимался фильм Эльдара Рязанова и Франко Проспери (13 фото)
На экран картина вышла в апреле 1974 года, а сценарную заявку на «Спагетти по-русски» Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский подали ещё в 1970 году.Фабулу фильма они обрисовали кратко и емко: комедия – об охотящихся за русским кладом итальянских туристах-авантюристах, которым противостоит положительный герой в образе советского милиционера.
Кинокомитет материал раскритиковал и заставил всё переделать. Касалось это жуликоватых иностранцев, из которых требовалось слепить не столь порицаемых персон. Авторы буффонады сочли пожелание издевкой и отказались идти на поводу у критиков.
И еще не раз потом Эльдар Рязанов заявит, что предлагаемую чепуху снимать не будет, и ему жаль того режиссера, который за нее возьмется. Он даже пытался сбагрить проект Леониду Гайдаю – возможно, признанному мастеру эксцентрики справиться с задачей будет проще?
Но Гайдай собирался запускаться с «Иваном Васильевичем…» и не стал ввязываться в чужие дела. А руководство Госкино настояло на участии в съемках комедии Рязанова.
«Пряником» для режиссера была возможность работать за границей, а «кнутом» - подчинение зарубежному продюсеру.
После картины Сергея Бондарчука «Ватерлоо» итальянская компания «Дино де Лаурентис» осталась перед «Мосфильмом» в долгу и могла рассчитаться новой совместной постановкой. А чтобы картина стала кассовой с учетом вкусов зарубежного зрителя, в ней должно быть много драйва и эксцентричного юмора типа «лица в торте».
Из первоначального сценария разрешалось сохранить разве что живого льва. «Спагетти по-русски» переименовали сперва в «Итальянцев в России», а затем – в «Невероятные приключения итальянцев в России». Договорились снимать трюковой фильм с погонями, рискованными сценами, матрешками, ГУМом, разводным мостом, белой ночью и прочими достопримечательностями Москвы и Ленинграда.
В то время как мы встречали итальянских гостей с русским размахом (даже Казанский собор в Ленинграде специально отреставрировали), зарубежные партнеры отвечать взаимностью не спешили. Итальянцы старались экономить на всем, включая актеров.
За их подбор тоже отвечал итальянский продюсер, что было в диковинку привыкшему управлять ситуацией Эльдару Рязанову. Один из предложенных кандидатов на роль, как оказалось, сидел в то время за решеткой за уклонение от налогов.
Режиссер хотел пригласить в картину Витторио Гассмана, но Лаурентис подобрал кадры подешевле. Впоследствии он пожалеет, что не позвал на фильм звезд, потому что в Италии комедия не вызвала большого резонанса.
Подвели итальянцы съемочную группу и с костюмами. Казалось бы, кто лучше подберет современную одежду героям, как не законодатели мод в Милане и Риме? Но в Москву было прислано такое тряпьё, что вышедший из себя Рязанов просил не считать «Мосфильм» лавкой старьёвщика.
На съемках в Италии наших киношников разместили в третьеразрядных отелях, сократили массовку и не изготовили нужных вывесок. Даже снимать на улицах приходилось из-под полы, потому что не было оплачено разрешение на профессиональную съемку. Рязанов объявлял забастовку и был готов к бойкоту фильма, если не будут созданы условия для нормальной работы.
Но наших неизбалованных западным бытом актеров окрыляла сама возможность провести время за границей. К примеру, Андрей Миронов снимался всего пару дней (за кладом он нырял не в ледяные воды Невы, а в ласковое Средиземное море), но не покидал Италию три недели.
Тогдашняя супруга актера Екатерина Градова (Кэт из сериала о Штирлице) обрывала телефон, выясняя, что ее драгоценный муженек там делает. На что Миронов радостно отвечал: «Вот непонятливая – я здесь живу!». Поводов для подозрений у актрисы не было: компанию Андрею Миронову составляли Ольга Аросева (коллега по Театру сатиры, игравшая в картине маму героя) и исполнитель роли Хромого Евгений Евстигнеев со своей второй женой Лилией Журкиной.
В итальянском варианте комедия называлась «Одна безумная, безумная, безумная гонка по России» («Una matta, matta, matta corsa in Russia»), что являлось отсылкой к пародируемому фильму «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир».
В разных трюковых эпизодах советская картина пародирует и другие приключенческие ленты тех лет: «Сицилийский клан» (оттуда Эльдар Рязанов позаимствовал сцену приземления самолета на оживленную трассу) и «Забриски-пойнт» (из гангстерской ленты Микеланджело Антониони был скопирован взрыв бензоколонки).
Безумная гонка была как в кадре, так и за кадром – таких темпов съемки в Советском Союзе еще не знали. Члены съемочной группы разбили западное представление о медлительности советского кинопроизводства – на деле Рязанов доказал обратное.
Обычно на подготовку одного трюка давалось несколько месяцев, а тут все трюки были поставлены за 31 день! А за два месяца, начиная с 14 мая 1973 года, было готово 90 процентов фильма. Рязанов сам себе удивлялся: ему впервые пришлось снимать с такой скоростью. На отдых съемочной группе отводился один выходной, в остальные шесть дней недели съемки велись почти круглосуточно, в две смены.
Даже экспрессивные итальянцы взвыли от столь плотного графика, а наши актеры не роптали. Отказывались итальянские актеры и от сложных трюков (без дублера прыгал с моста в реку лишь Джузеппе – Нинетто Даволи), а советские коллеги выполняли всё, что было в их силах.
В частности, игравший милиционера Андрей Миронов сам рвался работать без каскадеров. Когда лев до полуобморочного состояния испугал итальянского актера, приподнявшись на задних лапах и поцарапав тому спину, Миронов не побоялся отыграть со зверем три дубля.
Артист без дублера пробирался из кабины движущейся пожарной машины на лестницу, на корточках преодолевал 11 метров, спрыгивал на ехавшую под лестницей легковушку и влезал с крыши в ее салон. Миронов выпрыгивал, повиснув на ковровой дорожке, из окна шестого этажа ленинградской гостиницы «Астория», в которой потом всегда останавливался при посещении северной столицы.
А еще он плавал под водой в Неаполе и висел на высоте 16-этажного дома над Невой – на краях разведенного моста, над проплывавшим внизу теплоходом. Не зря после этой роли актер стал Заслуженным артистом РСФСР.
Продюсер настоял на том, чтобы все автомобильные трюки выполнял итальянский каскадер Серджио Миони. По прилету в Москву он составил перечень требуемого реквизита.
Увидев в этом списке ремни безопасности, ассистент режиссера раздобыл… пожарный рукав. Ну, не было в те времена в советском автопроме такой традиции – ремни к сиденьям пристегивать. «Сейчас на два болтика прикрутим и поедем», - заявил о пожарном рукаве помощник режиссёра.
В кино новые машины не били – для трюков у каскадеров были лишь списанные «консервные банки».
Для итальянцев сделали исключение: привезли для каждого трюка по пять новеньких «Жигулей» третьей модели и «Москвичей-412». Именно «Москвич» форсировал по дну водное препятствие в фильме, когда итальянский пассажир просил водителя быть осторожным, чтобы не задавить рыбку.
А «ВАЗ-2103» считался в Союзе почти иномаркой: экспортная машина отличалась высоким качеством сборки и импортными комплектующими, закупавшимися за валюту в Венгрии и Италии. В машине был мощный мотор, хромированная отделка и такие новые для советских машин детали, как подголовники, подлокотники и тахометр.
В 70-х годах это была наша самая дорогая и престижная легковушка в малом классе. Собственно, фильм стал ее презентацией, и три разбитых в ходе съемок автомобилей из пяти были адекватной ценой за рекламу продукции Волжского автозавода на западном рынке.
Но мало кто знает, что у наших машин в картине тоже были дублеры. В ряде сцен «Москвич» с итальянцами превращался в их родной «ФИАТ-1100», а «Жигули», на котором ехала Ольга, – в «ФИАТ-124». Съёмки в салоне практически все сделаны в «ФИАТе».
Кстати, смонтированы автомобильные трюки в фильме с ошибками. Например, «Москвич» попадает под струю воды с разбитой передней фарой, а выезжает после «душа» с целой. В эпизоде, когда «Москвич» настигает «Жигули», и вторая машина от удара сзади взлетает над рекой, у «ВАЗа» еще до столкновения просматриваются вмятины, а после удара лишь слегка помят задний бампер.
А как вам еще не «нюхавший пороху» «Москвич» на прицепе, у которого уже приподнята корма, поврежден бампер и выбито заднее стекло? Не менее забавна и сцена проезда «Москвича» на крыше «ВАЗа»: на колесах нет мостов, они просто припаяны к трубам, поэтому после сбрасывания с «Жигулей» у «Москвича» не реагирует подвеска – видно, что в автомобиле нет движка и трансмиссии.
Между прочим, погоню с участием «Москвича» и «ВАЗа» с забрызганными грязью лобовыми стеклами, как и весь водительский аттракцион на пожарной машине, выполнили отечественные автогонщики. Не допустили их только к сцене посадки пассажирского лайнера на запруженную машинами дорогу.
На самом деле, огромный «Ту-134» садился не на шоссе, а на «загримированную» под автостраду взлетно-посадочную полосу Ульяновского аэродрома, где практиковались будущие пилоты гражданской авиации.
Когда министерство не разрешило их наставнику Ивану Таращану выполнить трюк, нарушающий инструкцию, он принял решение посадить самолет без участия каскадеров-автогонщиков. С чрезвычайной ситуацией справятся только авиаторы, объяснил заместитель начальника летной школы и распорядился сесть за руль легковушек своим летчикам.
Самолет приземлялся на резервную полосу аэропорта (ее выдают попавшие в кадр радиолокаторы), и в машинах сидели такие же пилоты, как и за штурвалом «Ту-134». В итоге каждый из шести дублей был отработан безупречно.
Под стать профессионалам за рулем оказался и художник фильма Михаил Богданов: для сцены взрыва автозаправки он изготовил настолько правдоподобный муляж бензоколонки, что к ней подъезжали за горючим проезжавшие мимо автомобили.
Одним из главных героев картины можно по праву считать короля зверей – льва Кинга. По сути, этот опасный хищник был домашней «кошкой»: он с детства жил с людьми – вырос в доме архитектора Льва Львовича и Нины Берберовых в Баку. Он родился в Бакинском зоопарке и был чахлым и болезненным. Мать то ли отказалась от него, то ли умерла, поэтому его решили усыпить. Нина Петровна решила его спасти и забрала к себе домой.
Каждый день Кинг съедал полхолодильника: банку рыбьего жира, десяток яиц и несколько килограммов мяса. Поэтому съемки в кино стали для льва отличным шансом заработать на еду.
«Ваш сценарий не раскрывает и сотой части его возможностей, - убеждал режиссера хозяин зверя. – Наш Кинг умеет всё».
Но одно дело – выступать с отработанным номером, и другое – работать над трюком в кадре. Требовалось много дублей, так как мало что получалось с первого раза. Лев отвлекался, тормозил или просто не понимал, чего от него хотят.
Кинг был домашним любимцем и не привык к цирковым нагрузкам. Он мог заставить съемочную группу три ночи ждать его настроения запрыгнуть в окно склада матрешек. График, регламент, бюджет – какое зверю дело до проблем режиссера? И Эльдар Рязанов после этого опыта зарекся хоть раз еще привлекать к съемкам животных.
Увы, звездная роль в «Невероятных приключениях итальянцев в России» стала для Кинга последней. Во время съемок ему отдали под временное пристанище спортзал школы.
Тут начинаются расхождения в версиях происшедшего. По одной из них, увидев в окне льва, один из зевак в школьном дворе стал дразнить зверя. Он прыгал, крутился и гримасничал, что Кинг расценил как приглашение к игре. Ведь на съемках именно так льва побуждали к сцене, когда он догоняет человека и валит его с ног. Кинг выдавил оконное стекло, подскочил к зеваке и уложил его на землю.
На крики о помощи подбежал случайно проходивший мимо милиционер и стал стрелять в хищника. Кинг отступил к окну, из которого на свою беду выпрыгнул, но пули его догнали.
По другой версии парень, ставший жертвой нападения, не дразнил льва, а только перелез через школьный забор за своей собачкой, а оставленный без присмотра лев, выпрыгнул в открытое окно и напал на него...
Вслед за гибелью Кинга трагедия настигла и его хозяев. Чтобы залечить рану потери, Юрий Яковлев и Сергей Образцов подарили Берберовым нового льва, которого те назвали в память об утраченном предшественнике Кингом II. И через несколько лет новый член семьи лишил жизни сына хозяев, покалечил хозяйку и разделил судьбу своего предшественника...
Интересные факты.
В эпизоде с висячим на столбе Джузеппе часы за спиной героя перескакивают с 15.45 на 16.00 и обратно.
Уезжают из аэропорта герои комедии на «Волге» цвета баклажан с номером 67-37, а приезжают на антрацитовой «Волге» с госномером 62-80.
Когда между столиками итальянского кафе на бешеной скорости проезжает «скорая помощь», один из участников массовки от испуга упал во время съемки в обморок.
Наследница клада Ольга (Антония Сантилли) говорит голосом Натальи Гурзо, санитара Джузеппе (Нинетто Даволи) озвучивает Михаил Кононов, санитара Антонио Ломаццо (Алигьеро Носкезе) – Александр Белявский, мафиози Розарио Агро (Тано Чимароза) – Михаил Глузский, а доктора без паспорта (Луиджи Баллиста) – Яков Беленький.