Арнемский предатель (5 фото)
Однако предательство всего одного человека продлило мировую бойню еще на несколько месяцев. Так по крайне мере считал подполковник голландской разведки Орест Пинто.
Легендарный герой Сопротивления
4 сентября 1944 года союзники взяли Антверпен. Была освобождена большая часть Бельгии. По дорогам западной Европы шли тысячи людей, согнанные со своих мест войной, а теперь стремящиеся вернуться домой. Все они попадали в фильтрационные лагеря, где виртуозы контрразведки отделяли добропорядочных граждан от немецких агентов.
Орест Пинто, сотрудник британской МИ-9 инспектировал один из таких лагерей. Его внимание привлек шум. Посреди восхищенной толпы гигант, обвешанный оружием, кружил на вытянутых руках двух хохочущих девиц. Увидев окруженного лагерными начальниками офицера, верзила направился к нему:
- Я Кинг Конг! Эти девушки – голландские патриотки и я требую их немедленного освобождения!
Пинто слыхал о Христиане Линдемансе, легендарном герое голландского сопротивления, бывшем борце и боксере, прозванном за свои внушительные размеры Кинг Конгом. Приди Линдеманс к нему в кабинет и обратись со своей просьбой, возможно Пинто и пошел бы ему навстречу, но в данном случае он не мог на глазах лагерной администрации потакать нарушению установленных порядков.
Он решительно отказал, а когда увидел на гражданской форме партизана нашивку с офицерскими знаками различия – сорвал, заметив, что Линдеманс не имеет права носить их. Толпа ахнула. Все ждали, как легендарный Кинг Конг ответит на оскорбление? Пришибет нахала на месте ударом кулака? Разорвет его на части? Но верзила пробурчал, что будет жаловаться и удалился.
Солдаты 1-го парашютно-десантного батальона 1-й британской воздушно-десантной дивизии. 17 сентября 1944 года.
Интуиция контрразведчика
Более всех был удивлен Пинто. Человек беспримерной храбрости так легко проглотил публичное унижение? К этому времени на счету подполковника Пинто было несколько десятков раскрытых немецких агентов. Он приказал собрать все данные о Линдемансе. У контрразведчиков это называется «интуиция».
Листая страницы собранного для него досье, Пинто выделил для себя два странных обстоятельства. Первое: младший брат Линдеманса с танцовщицей кабаре Вероникой (любовницей Конга) были задержаны гестапо и скоро отпущены. Второе: большая часть операций с участием Линдеманса заканчивались неудачей, партизаны несли большие потери.
Пинто решил, что у него достаточно оснований поговорить с героем Нидерландов с глазу на глаз и прибыл в штаб голландского Сопротивления.
Прошли почти два часа, прежде чем к нему подошел офицер:
- Вы ждете Линдеманса? Напрасно. Сегодня утром он ушел в тыл врага выполнять ответственное задание.
Пинто и представить себе не мог, какое «ответственное задание» отправился выполнять Кинг Конг.
Честолюбивые планы фельдмаршала Монтгомери
В сентябре 1944 года немцы после поражения в Нормандии откатились на восток и окопались на Линии Зигфрида – системе укреплений вдоль западной границы Германии. Командующий англо-американскими силами генерал Эйзенхауэр понимал, что штурм укреплений будет стоить крови. Поэтому предложение фельдмаршала Монтгомери он выслушал очень внимательно.
Монтгомери предложил обойти линию с севера через территорию Голландии, пройдя через города Эйндховен, Неймеген и Арнем. В Арнеме предстояло форсировать Рейн, за которым лежала ровная как стол равнина до самого Берлина. Фельдмаршал планировал в случае успеха взять столицу Третьего рейха и закончить войну еще до Рождества.
Были у плана и слабые места. Успех операции заключался в ее стремительности, а на пути движения армии лежали кроме Рейна еще несколько рек. Взорви немцы несколько мостов – и наступление остановится. Поэтому Монтгомери предполагал выбросить три группы десанта, целью которых будет захватить наиболее важные мосты и держать их до подхода основных сил.
Британец предложил не мелочиться и выбрасывать десантников целыми дивизиями. В Эйндхевен должна была десантироваться 101-я десантная дивизия (США), в Неймеген – 82-я десантная (США), в Арнем – 1-я британская десантная дивизия, всего более 35.000 человек. Операции «Маркет Гарден» предстояло стать самой масштабной воздушно-десантной операцией Второй Мировой войны.
17 сентября с аэродромов в Южной Англии поднялись в воздух 1344 транспортных самолета, 491 планер, 1113 бомбардировщиков и 1240 истребителей. В небе летела колонна длинной 30 и шириной 5 км. Одновременно с выброской десанта 30-й армейский британский корпус атаковал немецкие позиции и перешел в наступление. У операции было весьма эффектное начало.
Проигранное сражение
Однако сразу же все пошло не так, как планировалось. Немцы оказали сопротивление, и ни одна из групп не смогла полностью выполнить боевую задачу. Объекты пришлось отбивать с большими потерями. С тяжелыми боями продвигался 30-й британский корпус. К исходу 18 октября он дошел до Эйндхевена, 20-го до Неймегена и остановился.
А в Арнеме четвертые сутки сражались в окружении солдаты 1-й британской воздушно-десантной дивизии. Из трех батальонов, отправленных командиром дивизии генералом Эркьюартом к мосту, к цели пробился только один. Подполковник Джон Фрост и 700 солдат заняли позиции у северной оконечности моста и принялись отбивать атаки. 21 сентября в 5 утра они отправил последнюю радиограмму: «Боеприпасы кончились. Боже, храни короля!»
Остатки дивизии держали крошечный плацдарм на восточном берегу Рейна к западу от Арнема. Генерал Эркьюарт рассчитывал, что подошедшие англо-американские части наведут переправу и начнут наступление. Но 25 сентября генерал получил сообщение, что помощи не будет и приказ оставить плацдарм и пробиваться к Неймегену.
Утром 26 сентября к Неймегену вышли 2400 английских парашютистов – все, что осталось от 10-тысячной британской дивизии.
Предательство ценой в тысячи жизней
В середине октября Пинто допрашивал Корнелиуса Верлупа – голландца, завербованного немецкой разведкой. Улики были бесспорны, доказательства неоспоримы.
- Я знаю, кто предупредил немцев о высадке десанта под Арнемом,- произнес Верлуп, - если я скажу, мне сохранят жизнь?
У Пинто замерло дыхание.
- Суд примет это во внимание.
- Это Линдеманс.
- Вы уверены?
- Я сам присутствовал 15 октября на встрече Линдеманса с представителем абвера. И слышал все собственными ушами.
В тот день, когда Пинто ждал Кинг Конга в штабе голландского Сопротивления, Линдеманс шел через границу. В своей голове он нес приказ, который военные не решились доверить радио: утром 17 октября в Эйндховене и к северу от него будет выброшен десант. Голландские партизаны должны оказать ему помощь.
Однако прежде чем попасть к командирам отрядов Сопротивления, Линдеманс встретился с офицером абвера. Немец развернул карту: к северу от Эйндховена лежали мосты через Маас, Ваал и Рейн. Весь план операции «Маркет Гарден» был как на ладони.
16 сентября над районами будущей выброски десанта пролетел самолет-разведчик. Летчик доложил: «Активности противника не замечено». А ночью немецкие танки и пехота заняли оборону вокруг мостов и важных объектов.
28 октября Линдеманс был арестован. 10 человек валили шпиона и скручивали ему руки. На допросе легенда голландского Сопротивления признался в работе на немецкую разведку. Показания заняли 24 страницы машинописного текста. Причиной падения стала растрата денег, доверенных ему руководителями Сопротивления, а непосредственным толчком – арест брата и любовницы. Шпион не стал дожидаться суда и покончил с собой в тюрьме.
Истина где-то посередине
Конечно, кроме предательства Линдемаса были еще причины, ставшие фатальными для операции (связь, снабжение); начавшие наступление британцы не смогли пробиться к Арнему. Однако утеря фактора внезапности несомненно сильно уменьшила шансы англо-американцев на победу.
Что же касается возможного успеха, то все военные историки согласны, что Монтгомери переоценивал собственные силы. Перед ним оставался все еще сильный и опасный противник, способный не только ожесточенно сопротивляться, но и нанести серьезный удар, что гитлеровцы и продемонстрировали через три месяца под Арденнами.
Klim Podkova