Барон Мюнхгаузен: биография, служба в России (6 фото + 1 видео)
Когда речь заходит о д`Артаньяне или Мюнхгаузене, почему-то все думают, что это целиком выдуманные персонажи. На самом деле оба совершенно реальные люди, оставившие после себя массу документов. Например, барон Мюнхгаузен прослужил больше десяти лет в России, бывал в Киеве и Варшаве, став во многом жертвой многочисленных политических заговоров как в России, так в Германии и Англии, причём как при жизни, так и после смерти. Барон фон Мюнхгаузен принадлежал к древнему нижнесаксонскому роду Мюнхгаузенов. Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен родился 11 мая 1720 года и был пятым из восьми детей в семье полковника Отто фон Мюнхгаузена, у барона было три брата и четыре сестры.
В 1735 году 15-летний Мюнхгаузен поступил пажом на службу к владетельному герцогу Брауншвейг-Вольфенбюттельскому Фердинанду Альбрехту II. Паж — это нечто среднее между адъютантом, вестовым и денщиком, по сути слуга, но при вельможе. Летом 1736 года Анна Иоанновна объявила войну Турции, фельдмаршал Миних захватили ханскую столицу Бахчисарай. В штурме Очакова участвовал в звании русского генерала сын герцога Брауншвейгского — принц Антон Ульрих. Под принцем была убита лошадь, один из его пажей погиб на месте, а другой — был тяжело ранен. Принц Брауншвейгский тут же написал в родной Брауншвейг, чтобы ему выслали парочку новых пажей — взамен «испорченных» на войне. В 1737 году барон уехал в Россию в качестве пажа к молодому герцогу Антону Ульриху, жениху, а затем мужу принцессы Анны Леопольдовны. Ему было только 17 лет!
Летом 1738 года юный паж поучаствовал в единственном неудачном походе русско-турецкой войны. Если бы барон отправился на поля сражений годом ранее, то попал бы как раз на молниеносный штурм Очакова, годом позже — в 1739-м участвовал бы во взятии Хотина — мощнейшей крепости, на Днестре. Русская армия захватила ее после победоносного сражения под Ставучанами, где разгромила 100 тысяч турок. Летняя кампания 1738 года, в которой отметился барон, оказалась сплошным недоразумением: три месяца маршировали по степям от Киева к Днестру, стояли под стенам крепости Бендеры на Днестре и вернулись назад в Киев, потеряв половину 60-тысячной армии от дизентерии и чумы. На зимних квартирах армия Миниха стояла в Киеве, там, видимо наслушавшись местных словоохотливых и виртуозных болтунов, барон и начал приукрашивать военные байки, поскольку рассказать о бесславном походе было нечего, а обилие горилки и дивчин требовали ярких историй.
5 декабря 1739 году барон поступил в чине корнета в Брауншвейгский кирасирский полк, шефом которого был герцог. Пока у власти находился принц Антон Ульрих, одновременно командовавший Брауншвейгским кирасирским полком, где служил его бывший паж, барон быстро рос в чинах, всего за год из корнетов он стал подпоручиком и поручиком. Но, несмотря на репутацию образцового офицера, Мюнхгаузен получил очередной чин (ротмистра) только в 1750 году, после многочисленных прошений. В 1744 году барон командовал почётным караулом, встречавшим в Риге невесту цесаревича — принцессу Софию-Фридерику Ангальт-Цербстскую (будущую императрицу Екатерину II). В том же году женился на рижской дворянке Якобине фон Дунтен. Служба барона в России оставила множество документов командуя эскадроном в том самом Брауншвейгском кирасирском полку.
Как выглядел барон? Мюнхгаузена изображают тощим пожилым человеком с лихо закрученными усами и бородой-эспаньолкой. Есть прижизненный портрет барона Мюнхгаузена в русском кирасирском мундире работы Г. Брукнера (1752), портрет был уничтожен во время Второй мировой войны, но сохранились фотографии. Надо понимать, что на момент написания портрета барону 32 года, а все его турецкие похождения относятся к возрасту 19 лет, поэтому канонический образ седого высокого и худого старикана не более чем выдумка, в кирасиры набирали только молодых рослых и сильных всадников (170—180 см ростом), способных выдерживать «лёгкую» кирасу весом 12 кг.
Получив чин ротмистра, Мюнхгаузен взял годовой отпуск для раздела с братьями семейных владений и уехал в Боденвердер, который достался ему при разделе в 1752 году. В Боденвердере, барон рассказывал соседям поразительные истории о своих охотничьих похождениях и приключениях в России. Такие рассказы обычно проходили в охотничьем павильоне, построенном Мюнхгаузеном и увешанном головами диких зверей и известном как «павильон лжи»; другим излюбленным местом для рассказов Мюнхгаузена был трактир гостиницы «Король Пруссии» в соседнем Гёттингене. В Лондоне мошенник и вор Распе решил отомстить дяде Мюнхгаузена и анонимно издал в 1785 году по тогдашней традиции книгу-пасквиль про его племянника. Книга называлась «Рассказы барона Мюнхгаузена о его изумительных путешествиях и кампаниях в России», после чег барон к своему неудовольствию получил широкую известность.
Последние годы Мюнхгаузена были омрачены семейными неурядицами: в 1790 году умерла его жена Якобина. Спустя четыре года Мюнхгаузен женился на 17-летней Бернардине фон Брун, которая вела крайне расточительный и легкомысленный образ жизни и вскоре родила дочь, которую 75-летний Мюнхгаузен не признал, считая отцом писаря Хюдена. Мюнхгаузен затеял скандальный и дорогостоящий бракоразводный процесс, в результате которого он разорился, а жена сбежала за границу. Это подорвало силы Мюнхгаузена, и вскоре после этого он умер в бедности от апоплексического удара, чтобы навечно поселиться на страницах интересных книг, в гениальных фильмах и смешных мультфильмах.